Analitika.at.ua. Как ожидается, вопрос Нагорного Карабаха будет одной из
тем предстоящего в декабре саммита ОБСЕ в столице Казахстана Астане. Но не
более того. Политологи сходятся во мнении, что вряд ли в обозримом будущем
можно ожидать каких-то прорывных решений по Карабаху - ни до саммита, ни во
время саммита, ни после него.
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО
СЕЗОНА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И АРМЕНИИ. Заметим, что за минувший, относительно
спокойный в плане внутриполитических развитий в двух странах год посредникам,
несмотря на достаточно интенсивную работу, не удалось преодолеть существующие
разногласия между сторонами.
Сейчас же Азербайджан вступил в сезон парламентских выборов,
а, как известно, этот период характерен тем, что власть и оппозиция (точнее, ее
"недобитые" остатки) Азербайджана соревнуются друг с другом в плане
агрессивной и бескомпромиссной риторики по Карабаху. А 2011 год будет
предвыборным для Армении и, учитывая нынешнюю риторику официального Баку,
времени для выхода на принципиальные договоренности снова не хватит.
Вторая причина, наводящая на скептические мысли относительно
возможных перспектив карабахского урегулирования, заключается в
бескомпромиссности позиции Азербайджана, той самой упрямой бескомпромиссности,
которая в начале 90-х обошлась Азербайджану в семь районов...
Сегодня ситуация не во многом изменилась. Азербайджан с
завидным упрямством продолжает нарушать условия режима прекращения огня,
утвержденного Арменией, Арцахом и Азербайджаном в мае 1994 года, условия
соглашения об укреплении режима, подписанного 4 февраля 1995 года в том же
формате. Согласно последнему соглашению, Баку, в частности, обязался не
прибегать к провокационным заявлениям и действиям. Но для Баку важны не взятые
обязательства, а поддержание иллюзий своего политического поля и
общественности, а потому Азербайджан продолжает отвергать призывы лидеров стран
- сопредседателей МГ ОБСЕ об укреплении режима прекращения огня, призыв
Генерального секретаря ООН об удалении снайперов с линии соприкосновения.
В ИТОГЕ, РЕГИОН КОНФЛИКТА, ДА И ВЕСЬ РЕГИОН ЮЖНОГО КАВКАЗА,
НАХОДИТСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИЛЛЮЗИЙ о возможности силового решения
конфликта, которые никак не стимулируют переговорный процесс, поскольку только
усиливают недоверие к Азербайджану со стороны Еревана и Степанакерта. А то, что
силовое решение это именно иллюзия, понятно всем: слишком уж велик риск
обрушить всю систему региональной (и не только) безопасности в случае новой
войны. И нужно констатировать, что хотя о выходе на договоренности пока
говорить не приходится, но с задачей-минимум - недопустить новую эскалацию
конфликта - сопредседатели Минской группы успешно справляются, причем главная
роль в этом принадлежит России, исторически выполняющей миссию главного
модератора в зоне конфликта.
Что же касается положения дел за переговорным столом, то
сложившуюся ситуацию на днях представил глава МИД Армении Эдвард Налбандян,
отвечая на вопросы после своего выступления в Школе права и дипломатии Флетчера
Тафтского университета.
"Реальность в том, что три сопредседателя в ноябре 2007
года представили сторонам Мадридские документы и они как официальное
предложение были вручены на сохранение секретариату ОБСЕ в Вене. После этого
было более двух десятков рабочих предложений на основе Мадридского документа. В
итоге интенсивных переговоров последних месяцев в июле нынешнего года в Санкт-Петербурге
сторонам представили последний вариант Мадридских предложений, и с нашей
стороны было заявление, что это принимается как основа для переговоров, как это
было сделано в ноябре 2007 года в связи с представленным первым вариантом.
Азербайджанцы отвергают и первый, и последний варианты. Азербайджан заявил в
отношении одного из вариантов, что может принять его как основу переговоров, но
с некоторыми исключениями. Однако выяснилось, что исключений больше, чем
принятых положений.
Что означает принять с исключениями? Это фактически означает
- не принимать. Чего ждет Азербайджан? Что их "так называемое
принятое" вместе со всеми исключениями должно быть принято Арменией и
Арцахом? Еще и называют эту свою позу "конструктивным подходом".
Однако если этот конструктивизм, кроме них, никто не понимает, то они должны
искать виновного среди себя. Создается впечатление, что азербайджанцы заткнули
уши затычками и не хотят слышать, что им говорит международное сообщество через
посредников", - заявил глава внешнеполитического ведомства Армении.
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, ЧТО ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ТАКОЙ ПОЗИЦИИ
АЗЕРБАЙДЖАНА является явная неготовность и властей, и общественности этой
страны к реальному урегулированию конфликта. Как свидетельствуют опросы
общественного мнения Азербайджана, озвученные недавно на одном из семинаров
политологом Расимом Мусабековым, только 15% опрошенных готовы к более или менее
реальным компромиссам вокруг проблемы Нагорного Карабаха (то есть готовы
допустить "крамольную" мысль о признании самоопределения Нагорного
Карабаха). Подавляющее же большинство азербайджанского общества понятие
реальных компромиссов либо не воспринимает вообще, либо находится в плену
ильхамалиевских иллюзий о возможности автономии Карабаха в составе
Азербайджана.
Но что наиболее примечательно при этом - подавляющее
большинство азербайджанцев все-таки не хочет войны. Вот и получается, что при
неготовности к реальным компромиссам и при нежелании новой войны нынешний
статус-кво более или менее устраивает как власти, так и общественность
Азербайджана, несмотря на периодические ура-патриотические заявления об
обратном... Рубен МАРГАРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.