Главная » 2011»Октябрь»30 » Азербайджанская историография: в потугах сотворения национальной истории
Азербайджанская историография: в потугах сотворения национальной истории
12:07
Analitika.at.ua. Хотя историография - это наука, основанная на неоспоримых
фактах и свидетельствах, высокопоставленные азербайджанские должностные лица и
ученые все чаще в последнее время высказывают относительно истории Армении и
Арцаха (Нагорного Карабаха - ред.) точки зрения, которые не соответствуют
данным требованиям.
Цели и намерения официального Баку понятны: отрицать древнюю
историю Армении и факт автохтонности армян и попытаться придать собственному
народу ореол древности и доказать его исконность на этих землях. Все это
направлено на то, чтобы в условиях не урегулированного пока
нагорно-карабахского конфликта придать азербайджанцам дополнительный
психологический заряд - на случай возможного возобновления военных действий. Одновременно
они пытаются представить мировому сообществу свои претензии на Карабах как
исторически обоснованные.
В 2005 году Национальная академия наук Азербайджана издала
сборник научных статей, в которых попыталась обосновать "ненаучность"
армянской историографии и наоборот - подкрепить достоверность новой
азербайджанской историографии. Ниже мы рассмотрим фальсификации и подлоги,
содержащиеся в публикациях азербайджанских историков.
Так каковы же научные открытия азербайджанцев? Самое первое
и главное - что армяне в этом регионе не исконные обитатели, а пришлый этнос. В
вышеупомянутом сборнике к этой эпохальной мысли обратился член Национальной
академии наук Азербайджана И. Г. Алиев - в своей статье "Гарабаг в
древности". Проанализировав и попытавшись представить свидетельства о
заселении территории Арцаха и связывая их с археологическими находками в
Азохской пещере и прилегающих районах, а также указывая их принадлежность
автохтонам Кавказской Албании, он ссылается при этом на труд "Предыстория
армянского народа" известного кавказоведа И. М. Дьяконова. "В
автохтонности албанского племенного союза на территории Юго-Восточного
Закавказья нет никакого сомнения, чего, однако, нельзя сказать в отношении
армян и армянского языка... Правда, в последнее время в Армении все чаще звучат
утверждения об "автохтонности" армян и армянского языка на Армянском
нагорье и собственно на территории Закавказья. Пишут о том, что армяне,
говорившие именно на армянском языке, и жили в Армении и говорили на нем
"искони". Подобные разговоры, как это неоднократно показано, никакого
отношения к науке не имеют, являются сущей фальсификацией с целью доказать
аборигенность армянского элемента на территории современной Армении и соседних
районов. Теперь хорошо известно, что Армения не является родиной армянского
этноса. Здесь он- элемент,
безусловно, пришлый. Древнеармянский народ сложился в зоне Верхнеевфратской
долины где-то в первой половине I тысячелетия до нашей эры" (http://www.scribd.com/doc/46067630/Qaraba%C4%9F-Kur%C9%99kcay-200).
Как уже говорилось, для подкрепления своих утверждений Алиев
ссылается на труд И. М. Дьяконова "Предыстория армянского народа", в
котором под пришлым армянским элементом имеются в виду мушки и арамейцы,
которые, по мнению русского ученого, после падения Хеттского царства
переселились в Верхнеевфратскую долину и заложили основы формирования армянского
этноса. Таким образом, считает Алиев, поскольку формирование армянского народа
произошло в Верхнеевфратской долине, а не на Армянском нагорье, то,
следовательно, армяне здесь пришлый элемент. На самом же деле Дьяконов
связывает формирование армянского народа не только с мушками и арамейцами, но и
с урартами, которые, по мнению Дьяконова, уже являясь доминирующим населением
на этой территории, населяли не только Верхнеевфратскую долину, но и Армянское
нагорье. В частности, говоря об одновременном использовании топонимов
"Урарту" и "Армения" в иноязычных древних текстах об одном
и том же регионе, Дьяконов отмечает: "С V в. до н.э. алародии (т. е.
урарты.- К. С.) больше не упоминаются в истории, но, по всей вероятности,
окончательное слияние урартов с древнеармянским народом завершилось в период
создания армянского государства Ервандидов (IV-II вв. до н.э.) и Великой
Армении Арташесидов (II в. до н.э.). Таким образом, урарты вошли еще одним,
чрезвычайно мощным в численном и культурном отношении компонентом в состав
армянского народа" (И. М. Дьяконов "Предыстория армянского
народа". Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1968, глава 3,
"Компоненты древнеармянского народа"). (http://annals.xlegio.ru/other/djakonov/03.htm).
В заключительной части своей статьи Дьяконов продолжает:
"Из всего изложенного видно, что история армянского народа - прямое
продолжение истории не только протоармян, но и,- во всяком случае в не меньшей
мере,- хурритов, урартов и лувийцев. Основная масса армянского народа
составилась из их потомков..." (там же, гл. 3. "Выводы"). Об
этом видный азербайджанский историк умалчивает, попросту извращая весь смысл
выводов И. М. Дьяконова.
Имей мы дело с начинающим историком, не вникшим в труд
Дьяконова или вообще не уяснившим всю логику умозаключений этого виднейшего
кавказоведа и изложившим его мысли по собственному разумению, то мы могли бы
подумать, что это просто невежда. Но то, что вышло из-под пера маститого
академика, просто постыдно.
Как бы то ни было, перейдем к следующему утверждению, весьма
популярному в азербайджанской историографии,- о том, что Арцах не был искони
населенной армянами областью, а армяне Арцаха - результат смешения с
автохтонными кавказскими албанцами. И. Алиев приходит к этому выводу, ссылаясь
на труд Р. С. Кочиева "Этническая одонтология СССР" (М., 1979). "О
том, что сказанное никак не может быть отнесено, по крайней мере, к Карабахской
зоне, свидетельствуют и одонтологические исследования, дающие информацию об
этногенезе популяций и их взаимоотношениях, которую, как полагают ученые, пока
не удалось получить по другим антропологическим системам,- пишет И. Алиев. -
Эти исследования позволяют утверждать, что для армян Нагорного Карабаха самыми
близкими по сопоставительной таблице оказываются две группы азербайджанцев и лезгин,
а в первом десятке близких по зубной системе групп оказываются все три
азербайджанские, кумыки, лезгины, три причерноморские, адыгейцы и лишь одна
армянская". Р. С. Кочиев пытается объяснить это географической
разобщенностью армян Армении и Арцаха и преобладанием внутренних браков в
Арцахе, что и явилось причиной подобных одонтологических отклонений (Улдуз
Гашимова, "Некоторые данные антропологии к проблеме трансформации народов
Кавказской Албании". http://karabakh-doc.azerall.info/ru/turkologiya/trk028.htm).
Так или иначе, для И. Алиева и другого азербайджанского автора, на сей раз
доктора не исторических, а биологических наук Улдуз Гашимовой все это
становится поводом не согласиться с Р. С. Кочиевым и утверждать, что армяне
все-таки являются в Арцахе пришлым элементом, и что Арцах не относился
изначально к Армении (Улдуз Гашимова, указ. соч.). Она забывает о том простом
обстоятельстве, что если бы армяне ассимилировали населявших до того Арцах
кавказских албан (что, естественно, предполагало достаточно большой промежуток
времени), то измениться должен был прежде всего генофонд самих албанцев и таких
отклонений между армянами Армении и Арцаха быть не должно было. Это могло
произойти в исторически сравнительно поздние времена - при несравнимо большем
численном преобладании ассимилируемых албанцев и меньшей численности
ассимилирующих армян (что явно нелогично, поскольку ассимилируется именно
меньшинство, а не большинство), в результате чего указанные одонтологические
особенности армян Арцаха сохраняются и в наши времена. Однако мы знаем, что,
начиная с XIII века, сведения об Албании и албанских народностях, касающиеся
Арцаха, перестают упоминаться в исторических источниках. Следовательно,
согласно исследованию Р. С. Кочиева (а также по версии азербайджанских ученых),
арменизация албанцев охватывает период около 700 лет как минимум.
Возникает вопрос: если генетическая одонтологическая
структура у армян ныне иная, чем у азербайджанцев или лезгин, и таковой была и
700 лет назад, и если армяне в Арцахе постепенно начали численно превалировать
над албанцами и ассимилировали их, то каким образом за эти 700 лет в генофонде
армян Арцаха мог столь явным образом сохраниться албанский элемент, о наличии и
преобладании которого столь уверенно судят азербайджанские ученые? Думается,
логика вполне понятна, что и подчеркивает Кочиев.
Другой азербайджанский ученый, археолог Идаят Джафаров,
пытается совершить новую "научную революцию": он вообще находит общие
черты у современных азербайджанцев и первобытных обитателей расположенной
неподалеку от Шуши Азохской пещеры: "Весь мир должен знать, что еще с
палеолита в Карабахе жили предки азербайджанцев, что это исконная и
неотъемлемая земля Азербайджана. Это доказывается и археологическими, и
антропологическими исследованиями. Одонтология - отрасль антропологии,
изучающая наследственность на основе исследования строения челюсти. Результаты
проведенных в этой сфере исследований в Карабахе, показавшие схожесть строения
челюсти первобытного человека с челюстью современного жителя Азербайджана,
подтвердили, что именно мы являемся их потомками. У армян подобного сходства
никогда не наблюдалось" ("Голос Армении", 20.08. 2011).
Следует отметить, что согласно утвердившейся в современной
археологии научной точке зрения, генетическое сходство между неандертальцами (к
которым относятся обитатели Азохской пещеры) и современным человеком
практически отсутствует. Согласно некоторым исследованиям, оно не более 1%-4%.
Комментарии, как говорится, излишни.
Некоторые азербайджанские историки пытаются обосновать свои
утверждения относительно не армянского, а опять же албанского происхождения
меликств Хамсы и самого титула "мелик". Так, в своей статье "К
вопросу о христианских меликах и меликствах Северного Азербайджана в XVIII
в." (http://www.scribd.com/doc/46067630/Qaraba%C4%9F-Kur%C9%99kcay-200)
кандидат исторических наук Г.М.Мамедова термин
"мелик" представляет как княжеский титул албанского происхождения и
заключает: "Несмотря на предвзятость составителей книги (имеется в виду
труд одного из армянских историков. - К. С.) в определении региона и
национальной принадлежности меликов, т.е. разделения их на армян и
азербайджанцев, в ней четко и полно раскрывается смысл термина. Кроме того,
здесь под армянами следует понимать - албанцы, ибо, как известно, колониальная
политика российского царизма, проводимая исключительно в интересах армян, да и
с их подачи, предусматривала проведение скорейшей деэтнизации поздних албан с
целью их арменизации".
Подобный вывод для этого азербайджанского ученого не случаен.
Дело в том, что в XV-XIX веках ряд источников, в том числе и некоторые
татарские авторы XIX века упоминают Карабах и меликства Хамсы как населенные
армянами территории и именно как армянские княжества. И хотя Г. Мамедова в
подтверждение своих доводов приводит свидетельства историка XIX века Мирза
Адигёзал-бека, который, согласно Мамедовой, "рассматривает меликов
пятерицы (Хамсы.- К. С.) как единое целое с карабахским населением без единого
намека на их религиозное и языковое различия" (там же), она почему-то
умалчивает о другом историке первой половины того же столетия - Мирза Джамал
Джеваншире, который в своем труде "История Карабага" пишет:
"Первый город, который был построен в Карабагском вилайете, это - город и
крепость Барда, что находится у реки Тертер, в трех фарсахах от Куры. Жители
того города в древние времена были то ли армяне, то ли какой-то другой
народ" (Мирза Джамал Джаваншир, "История Карабага", глава 1, http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t1154.html).
В других местах своего труда он прямо называет меликства Хамсы армянскими (там
же, глава 2).
Таким образом, азербайджанская историография подготавливает
читателей к тому, чтобы при упоминании меликств Хамсы они воспринимали их не
как армянские, а как албанские, а самих меликов - как албанских (утикских)
правителей, которых современные источники в силу христианской
армяно-григорианской веры албанцев называли армянами. То есть если даже имеется
свидетельство современника, где апельсин называется апельсином, то, согласно
азербайджанской историографии, следует воспринимать апельсин как лимон -
исключительно из-за того, что он тоже цитрусовый. Даже исторические
свидетельства и источники, написанные черным по белому, азербайджанские
историки пытаются всячески исказить и извратить, превратив фальсификацию
истории в свою главную профессию, что прямо отвечает их антиармянской политике,
однако не имеет никакого отношения к настоящей науке.
И хотя азербайджанская историография полностью состоит из
подобного рода фальсификаций, которые можно бесконечно разоблачать и
опровергать, есть еще одно обстоятельство, которое стоит выделить особо. Вся
азербайджанская историография основана на следующей логике: поскольку в
древности Арцах и вся территория Азербайджана якобы принадлежала в основном
Кавказской Албании, а сами азербайджанцы после нашествия турок-сельджуков
являются результатом смешения турок и албанцев, то, следовательно, они, как
генетические наследники исконных обитателей Кавказа, имеют право претендовать
на всю территорию исторической Кавказской Албании, в том числе и Арцаха. Однако
азербайджанская историография в своих потугах отрицать факт исконной
принадлежности Арцаха армянам зашла слишком далеко и допустила серьезный
промах. Ведь если значительная часть армян Арцаха является потомками
арменизированных албанцев (в отличие от тех армян, которые переселились сюда в
результате русско-персидских и русско-турецких войн), то разве это не означает,
что они имеют не меньшие, но даже большие наследственные права на Арцах, чем
сами азербайджанцы? Логика и в этом случае совершенно ясна. Однако
азербайджанская "наука" пока еще не нашла, что ответить на этот
резонный вопрос. Видимо, заняться им они предполагают несколько позже. Карен
Сафарян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.