Главная » 2013»Апрель»6 » Азербайджанская нация сформировалась в тридцатые годы прошлого века
Азербайджанская нация сформировалась в тридцатые годы прошлого века
01:31
Analitika.at.ua. В апреле выйдет в свет книга обозревателя "ГА"
А. Казиняна "Ереван: с крестом или на кресте", рассказывающая об
истории политического развития Араратской долины и Еревана в промежутке почти
тысячелетнего мусульманского владычества. Это одна из первых попыток фиксации и
осмысления пестрого спектра внешнеполитических и внутренних процессов, которые
прямо или опосредованно обусловливали характер развития местности в VII – XIX
вв., предопределив в конечном итоге неизбежность выделения именно Еревана как
главного политического и национального центра Армении.
Cегодня Араратская долина и город Ереван превратились в
мишень азербайджанской информационной агрессии. Баку последовательно тиражирует
тезис об "исконно азербайджанской" принадлежности земель, на которых располагается
армянская столица. Проблематика исконного Азербайджана детально рассмотрена
автором в исследовании "Полигон "Азербайджан", изданном в 2011г.
при поддержке Центра общественных связей и информации аппарата президента РА. Новая
книга, вышедшая в свет в сотрудничестве с тем же центром, в некотором смысле
продолжение предыдущей.
Наша беседа с Арисом об истоках пантюркистских притязаний на
Ереван.
– Отдельные комментаторы склонны трактовать такую политику бакинских
властей в контексте "азербайджанского ответа на армянскую оккупацию Нагорного
Карабаха". Азербайджанский радикализм вставляется, таким образом, в некую
"естественную оправу" и не приковывает к себе специального внимания.
– Тем самым игнорируется важнейший аспект проблемы:
притязания Азербайджанской Республики на Ереван озвучивались с момента
провозглашения в 1918г. этой формы тюркской государственности и с самого начала
подчинялись пантюркистским целям. Обращения азербайджанских властей к
Араратской долине и Еревану как к "неотъемлемой части Азербайджана" -
это не разработка сегодняшнего дня, это не придуманный здесь и сейчас
"азербайджанский ответ на армянские притязания". Они базируются на
пантюркистском идеологическом фундаменте.
Подобные обращения необходимо воспринимать в контексте
конкретного стратегического курса, который очень громко и недвусмысленно заявил
о себе еще до советизации региона и укладывался в теорию программы по
окончательному очищению региона от "инородных элементов" и
формированию сплошной тюркской полосы между Эгейским и Каспийским морями.
– В этот контекст, видимо, вписывается и тот факт, что с 1909-1910гг. и
особенно в годы Первой мировой войны младотурецкое правительство осуществило на
западноармянских землях - в пределах Османской империи - резню коренного армянского
населения, лишив один из древнейших центров культурного освоения автохтонного
хозяйственника...
– В отличие от этнорелигиозных притеснений, массовых
избиений и погромов, которые имели место в предшествующие века, армянская резня
начала прошлого века подчинялась программе зародившегося пантюркизма и
помещалась в контекст провозглашенных этой идеологией целей. По убеждениям
идеологов пантюркизма, административные единицы в составе Российской империи с
существенным тюрко-татарским населением также обрекались "самой
историей" на "собирание" под османской эгидой. В Закавказском
регионе речь шла в первую очередь о восточноармянских землях, неравномерно
распределенных в пределах одной Карсской области и трех губерний - Эриванской,
Елисаветпольской и Тифлисской.
К началу 1918г. поражение военно-политического блока
центральных держав, в состав которого вместе с Германией, Австро-Венгрией и
Болгарией входила также Османская империя, не вызывало сомнений. Однако нюанс
состоял в том, что к тому времени американским президентом Вудро Вильсоном уже
был разработан проект мирного договора, который в качестве документа о
послевоенном устройстве и должен был лечь в основу Версальского мира. Речь шла
о формировании в условиях распада четырех империй - Российской, Османской,
Австро-Венгерской и Германской - новых государств, но что особенно важно -
нового института регулирования международной политической жизни - "общего
объединения наций", получившего позже название "Лига наций".
Пантюркистское руководство младотурецкой партии, предметно
осознававшее не только неминуемость скорого поражения в войне, но также и
прикладное значение "вильсоновской разработки", попыталось, особенно
на фоне краха Российской империи, сыграть на опережение и воспользоваться
тенденциями дня, а именно: теми пунктами документа о послевоенном устройстве,
которые предусматривали право народов на политическое самоопределение.
Именно поэтому в течение нескольких месяцев 1918г. на
восточноармянских и восточнозакавказских землях о своей независимости вдруг
заявили суррогатные "тюркские демократические республики" -
Азербайджанская, Аразско-Тюркская и Юго-Западная Кавказская. Последние две
провозгласили независимость сразу после выхода Османской империи из войны и подписания
30 октября 1918г. Мудросского перемирия. Это принципиальный момент: османские
власти, которые, согласно подписанному документу, обязывались покинуть регион,
предприняли попытку совместить несовместимое: вывод своих армейских частей
компенсировать созданием на тех же землях "своих" форм
государственности.
С провозглашения этих республик и стартовал современный этап
притязаний на Араратскую долину и Ереван. Тюркские образования призваны были
предотвратить перспективу международного признания Армянской Республики,
территорию которой они охватывали в своих заявленных границах. Пантюркисты
намеревались поглотить пространство до Каспия и расчистить дорогу на Туран. Как
справедливо указывал русский дипломат Андрей Мандельштам, "туркам нужно
было уничтожить инородный клин, вонзившийся между Турцией и
Азербайджаном".
– Аразско-Тюркская и Юго-Западная Кавказская республики провозгласили
независимость в пределах уже существующей Армянской Республики. То есть еще
задолго до нынешнего этапа карабахской проблемы Турция и ее марионеточные
образования уже были нацелены на Араратскую долину и Ереван.
– Одним из кураторов двух республик был османский генерал
Якуб Шевки-паша, который в мае 1918г. начал продвижение на Ереван. В течение
недели ожесточенные бои велись в Сардарапате. Как отмечает британский историк
Кристофер Уолкер, "если б армяне проиграли Сардарапатскую битву, то,
вполне возможно, слово "Армения" сохранилось бы только как термин
исторической географии". Попытка сдать в архив исторической географии понятие
"Армения" была предпринята пантюркистами и в 1919г., когда начались
военные действия против Армении, обреченные на скорое перерастание в войну
между Армянской и Азербайджанской республиками.
Однако опосредованное участие Турции в войне было настолько прямым,
а скрытый характер ее воздействия настолько явным, что турки серьезно рисковали
предстать перед британским командованием мишенью для обвинений в нарушении
пунктов Мудросского перемирия со всеми вытекающими последствиями. Осознание
Турцией подобной угрозы вкупе с британским давлением, которое она испытывала в
этой связи, позволили армянской армии ликвидировать в апреле 1919г. Юго-Западную
Кавказскую, а в июне - Аразско-Тюркскую республики, что, впрочем,
спровоцировало войну между Арменией и Азербайджанской Республикой. Тогда-то
Эриванская губерния и Эриванский уезд и были названы "неотъемлемой частью Азербайджанской
Республики".
– То есть сразу после падения Аразско-Тюркской и Юго-Западной
Кавказской республик Араратская долина уже была названа "землей
Азербайджанской Республики", которая осталась единственным из трех
суррогатных тюркских образований, уцелевшим в водовороте военно-политических
потрясений. Очень похоже на заявления Гейдара Алиева о том, что
"современная Армения – это Западный Азербайджан".
– Речь как раз и идет о преемственности политического курса.
Более того, с советизацией Закавказья пантюркистские идеи по учреждению на
территории Восточной Армении суррогатных форм тюркской государственности были
реанимированы и увенчались фактическим восстановлением - в той или иной форме,
под тем или иным названием - Аразско-Тюркской и Юго-Западной Кавказской
республик. Ведь именно в годы большевистско-турецкого стратегического
партнерства были подписаны документы, по которым Карсская область и Сурмалинский
уезд Эриванской губернии отошли к кемалистской Турции, а земли Нахичеванского и
отчасти Шаруро-Даралагязского и Эриванского уездов Эриванской губернии –
Советскому Азербайджану.
Известно, что азербайджанская нация сформировалась в
тридцатые годы прошлого века из разрозненной среды десятков племенных
объединений – выходцев из Центральной Азии. Казалось бы, одного этого фактора
уже достаточно для разоблачения азербайджанских притязаний на Арцах, Зангезур,
Араратскую долину и Ереван. Тем не менее не следует, особенно перед
международной читательской аудиторией, ставить исключительный акцент на
возрастных характеристиках той или иной этнокультурной общности - ведь в мире
существуют более древние и менее древние нации. Отдельно взятый возрастной
фактор никак не может претендовать на статус нравственного мерила,
определяющего степень правоты одной из конфликтующих сторон. Нельзя в качестве
отдельного политического аргумента рассматривать и функцию
аборигенности-пришлости. Уязвимость такого подхода - в его несостоятельности в
качестве механизма всеобщего дипломатического одобрения и понимания. Те же
американцы, которые одновременно являются и молодой, и пришлой нацией,
объективно не в состоянии принять подобные аргументы.
При представлении природы азербайджанских притязаний нужно
проявлять комплексный подход и рассматривать все без исключения факторы в
единой системе ценностей. Только в этом случае возможно вскрытие злободневности
каждого из указанных факторов. Философия азербайджанских притязаний на материальное
и духовное наследие целого региона зиждется не столько на молодости и пришлости
этой нации, сколько на неизменности тех выдуманных ценностей, вокруг которых и
собиралась в конце Первой мировой войны Азербайджанская Республика, а двадцатью
годами позже - и азербайджанская общность. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.