Главная » 2011»Июнь»21 » "Азербайджанская неразбериха" в нацистском стане
"Азербайджанская неразбериха" в нацистском стане
00:40
Analitika.at.ua. Ровно 70 лет назад (в преддверии германского вторжения в
СССР) в нацистской Германии стартовал чрезвычайно любопытный процесс,
касающийся того, как нужно называть "народ Советского Азербайджана";
это было важно в контексте налаживающегося сотрудничества между нацистами и
пантюркистами, одной из целей которого было моделирование антисоветского мятежа
и создание тюркских государств на территории СССР. Так вот, у немцев не было
ясности в восприятии характера и сущности понятия "азербайджанец".
ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЦАРСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ -
"ТЮРКО-ТАТАРЫ". Известна, например, справка А. Идриси, представлявшая
анализ общего отношения тюркских народов СССР к возможному сотрудничеству с
"победоносной германской армией". Справка преподносила все
родственные народы в качестве единого и неделимого фактора и называлась
"Тюрко-татары в России". В этом документе рассматривалась перспектива
создания на обломках Советского Союза трех тюркских государств.
Применительно к "советским азербайджанцам" часто
использовался и термин "татары". В известной Справке Главного
командования сухопутными войсками Германии о формировании вспомогательных войск
из лиц татарского и кавказского происхождения читаем: "Крымские татары
принадлежат к группе тюркских народов, ближайшие их родственные народы
находятся, с одной стороны, в Турции, с другой – это татары Закавказья… У них
свой язык, но каждый татарин в достаточной степени владеет русским языком,
чтобы сравнительно свободно объясняться на нем. Советская система большей
частью татар решительно отвергается".
В отношении "азербайджанцев" применялся также
термин "турки". В частности, в 1941г. германский посол в Турции фон
Папен докладывал главе внешнеполитического ведомства Иоахиму фон Риббентропу:
"Хорошо осведомленное доверенное лицо сообщает: ввиду успехов немцев в
России турецкие правительственные круги все больше начинают заниматься судьбой
азербайджанских турок. В этих кругах, по-видимому, склонны возвратиться к
событиям 1918г. и хотят присоединить к себе эту область, особенно ценнейшие
бакинские месторождения нефти". Он отмечал, что с этой целью создан особый
комитет, разрабатывающий обстоятельные планы присоединения к Турции Азербайджана
и всего Персидского побережья Каспийского моря.
В 1941г. фон Папен по поручению внешнеполитического
ведомства Германии подготовил справку о пантуранизме и пантуранистском
движении. Посол отмечал, что в Турции заметно вырос интерес к этой проблеме, а
лидеры пантюркизма все активнее выступают за изменение границ Турции. Среди
лидеров движения он назвал Шюкрю Ембагче, Киллигиля Нури-пашу, Ахмед-Заки
Валиди, Джафера Сеидамета, Мемдуха Шевкета, генерала Хюсню Эмира Эркелета.
ИНОГДА "СОВЕТСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ" НАЗЫВАЛИСЬ ПРОСТО
"МУСУЛЬМАНАМИ". Показательно сообщение от военного корреспондента
"Санди таймс" и радиокомпании ВВС Александра Верта (со ссылкой на
Алекса Даллина): "Заигрывание немцев с мусульманами на Кавказе было частью…
планов Гитлера, направленных на то, чтобы втянуть в войну Турцию и через Кавказ
проникнуть на Средний Восток; на Кавказе предполагалось создать мусульманские
войсковые части для участия в операциях, которые имели бы целью втянуть в
орбиту Германии весь Средний Восток. С другой стороны, Гитлер, видимо, крайне
скептически относился к розенберговским теориям создания оси Берлин – Тбилиси.
В декабре 1942г. он заявил: "Не знаю, как поведут себя грузины. Они не
принадлежат к тюркским народам. Надежными я считаю только мусульман… Несмотря на
заявления Розенберга и военных, я не доверяю также и армянам".
Доктор Франц Роннебергер представил историю пантуранизма в
ракурсе "духовного родства" с национал-социализмом. Вернер Отто фон
Хентиг пытался внести терминологическую ясность в употребление различных
этнических понятий. В частности, рассмотрев историю борьбы "за единство
тюркских народов", он пришел к мысли, что "Туран так и остался
страной мечты и от него сохранились разве что какие-то следы в Венгрии да
певческие праздники в Эстонии и Финляндии". Впрочем, по его убеждению,
только Германия способна доказать, что "Туран" не тюркская
"утопия".
В зависимости от географических особенностей тюрконаселенных
территорий Хентинг применял также понятия "тимуризм" или
"чагатаизм". Важно отметить, что внешнеполитическое ведомство
Германии получало информацию не только от своих чиновников, но и
непосредственно от самих лидеров пантюркистского движения – политиков,
идеологов, журналистов, историков. Подобную справку составили, например,
Шемсель Банат, Харун Ильмен и Кемаль Алтай. Справка выдержана в пантюркистском
духе: "Современные этнонимы – татары, туркмены, узбеки, башкиры – это
надуманные конструкции, и мы не будем принимать их во внимание".
Конечно, было бы наивно думать, что в течение нескольких лет
немцы сумели бы разобраться во всех тонкостях тюркской этнополитической
палитры, над которыми не одно десятилетие ломали головы не самые последние умы
Российской империи и СССР. Грань между политическими и этническими
составляющими российско-советских этнонимов никогда не была предельно четкой и
чаще всего растворялась в водовороте ситуативных приоритетов: иными словами,
она являлась динамичной во времени. Уже в 1942г. Министерство пропаганды
Германии дало указание средствам информации "не включаться в тюрко-татарскую
полемику". Это означало сворачивание процесса тщетных поисков "кто
такой азербайджанец?", равно как и то, что нацистам все равно, "кто
есть кто в тюркском мире", важно наличие самого тюркского мира.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ТЕРМИН "АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ" БЫЛ
ИСПОЛЬЗОВАН бывшим шефом политической разведки службы безопасности шестого
управления РСХА Вальтером Шелленбергом: "Мне помогало то обстоятельство,
что после победоносного начала нашего русского похода определенные круги Турции
выдвинули требование о воссоединении с теми народами, которые были родственны
туркам по крови и религии, – с азербайджанцами и многочисленными группами так
называемых тюркских народов". Впрочем, стоит отметить, что над своими
мемуарами преемник адмирала Канариса на посту шефа военной разведки Третьего
рейха работал уже после войны, когда термин "азербайджанец"
пользовался более широкой известностью (Шелленберг, опекаемый Коко Шанель,
некоторое время жил в Швейцарии и Италии и скончался в 1952г.). Арис КАЗИНЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.