Вторник, 16.04.2024, 20:10
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 4 » Азербайджанское издание о "подводных камнях" между Анкарой и Баку
Азербайджанское издание о "подводных камнях" между Анкарой и Баку
18:35

Analitika.at.ua. Азербайджанская газета "Зеркало” опубликовала статью своего политического обозревателя Рауфа Миркадырова "Турция временно "возвращается” на Южный Кавказ: не потому ли, что в арабо-мусульманском направлении есть потери?”, которая освещает "подводные камни” в турецко-азербайджанских отношениях в свете последнего визита премьер-министра Реджепа Эрдогана в Баку.

 

Г-н Миркадыров пишет:

 

"Однодневный визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан, оказывается, имел "историческую значимость". По крайней мере, так считает посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч.

 

Сразу возникает вопрос: в чем же кроется эта историческая значимость? Ведь во время "традиционно рабочего" визита премьер-министра Турции ничего сногсшибательного не произошло. Стороны поклялись в верности на веки и разошлись по домам. Но это только на первый взгляд...

 

"Зеркало" сразу после завершения визита Р.Т.Эрдогана предположило, что одной из главных задач турецкого премьера была демонстрация значимости роли официальной Анкары перед Евросоюзом и США в решении региональных проблем, что имеет важное геополитическое значение для западных партнеров Турции. Для этого необходимо было вывести из тупика азербайджано-турецкие переговоры по газовым соглашениям. Решение данного вопроса имеет жизненное значение для обеспечения энергетической безопасности Европы и реализации геополитических интересов США в регионе, так как открывает путь к реализации проекта по созданию энергетического коридора Восток-Запад в целом и "Набукко", в частности.

 

Р.Т.Эрдоган справился с этой задачей, причем не отходя от кассы. Именно для того, чтобы оперативно на месте решить этот вопрос, он взял с собой министра энергетики и природных ресурсов Танера Йылдыза. Сразу по завершении переговоров с президентом Азербайджана Р.Т.Эрдоган "бодро рапортовал", что все разногласия улажены, и никаких препятствий для успешного завершения переговоров не существует.

 

Одно то, что после беседы на высшем уровне удалось устранить все проблемы, свидетельствует о том, что они носили политический, а не технический характер, о чем ранее утверждала азербайджанская сторона. И вообще, азербайджанская сторона по поводу и без очень часто ссылается на технические причины, чем в последующем ставит себя, скажем так, в неудобное положение. Например, долгое время официальный Баку, притом на достаточно высоком уровне, объяснял задержку с отменой визового режима с Турцией именно "техническими причинами", которые якобы предполагалось устранить за очень короткий срок. Но потом объявили, что Азербайджан "не готов" и даже неизвестно, когда конкретно будет готов к отмене визового режима с Турцией. Притом потом почти публично признали, что проблема имеет политическую подоплеку. Но об этом чуть ниже.

 

А Х.Кылыч объявил примерные сроки подписания газовых контрактов. По его словам, переговоры между Азербайджаном и Турцией по транспортировке "голубого топлива" могут завершиться до сентября, заявил он на пресс-конференции, о которой "Зеркало" писало во вчерашнем выпуске. В рамках визита премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в Баку состоялась встреча между руководством ГНКАР и министром энергетики и природных ресурсов Турции. Стороны достигли договоренности о скорейшем завершении процесса переговоров. По его словам, переговоры по этому соглашению продвигаются успешно. Транзитное соглашение предполагает продажу 10 миллиардов кубических метров азербайджанского газа напрямую в Европу через территорию Турции. Основным источником для поставок азербайджанского газа в Европу через территорию Турции является вторая стадия разработки месторождения "Шахдениз", добыча первого газа в рамках которой предполагается к 2017 году. В Европу могут экспортироваться 10 миллиардов кубических метров газа в год. "Здесь имеется ряд технических проблем, и я надеюсь, что процесс завершится до сентября", - отметил посол, не уточнив сути проблем.

 

Одним словом, в сентябре газовые вопросы будут окончательно согласованы, но есть принципиальное согласие сторон.

 

О том, что задержка с подписанием газовых соглашений связана с тактическими разногласиями между официальными Баку и Анкарой, а не желанием Азербайджана в угоду России торпедировать реализацию проекта по созданию энергетического коридора Восток-Запад, важным составляющим которого является "Набукко", было известно давно. Азербайджан не мог, да и не желал никогда этого делать.

 

С одной стороны, диверсификация путей транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна полностью отвечает долгосрочным экономическим и национально-государственным интересам Азербайджана. С другой стороны, Азербайджан давно пересек Рубикон, когда мог самостоятельно решить данный вопрос, особенно с учетом уровня политико-экономической вовлеченности наших западных партнеров в реализацию нефтегазовых проектов региона.

 

За нарушение принципов демократии и прав человека нас время от времени могут журить, но не наказывать, пока ситуация в данных сферах не влияет на реализацию экономических и геополитических интересов Запада в регионе. Бизнес, как известно, очень тонкое дело. Отказ от выполнения долгосрочных обязательств чреват серьезными, притом необратимыми последствиями.

 

Кроме того, уже никому не секрет, что официальный Баку использует газовые соглашения исключительно для давления на Анкару, чтобы предотвратить процесс нормализации армяно-турецких отношений до урегулирования карабахского конфликта. Так было после подписания пресловутых цюрихских протоколов, что было признано самим министром энергетики и природных ресурсов Танером Йылдызом, так происходит и сейчас, когда стало известно, что Турция собирается применить тактику "мелких шагов" в нормализации отношений с Арменией, чтобы особо не раздражать Азербайджан. Можно предположить, что в Баку Р.Т.Эрдоган обещал, что эти "мелкие шаги" не выйдут за рамки "допустимого", по крайней мере, до урегулирования карабахского конфликта.

 

А что касается "Набукко", то нельзя не заметить, что официальный Баку в последнее время не упускает возможности, чтобы заявить о поддержке этого проекта, особенно перед западными партнерами.

 

Азербайджан поддержит проект газопровода "Набукко" своей инфраструктурой и прочими техническими возможностями. Как сообщает 1news.az, об этом говорится в интервью министра промышленности и энергетики Азербайджанской Республики Натика Алиева журналу "The Business Year" - "The Business Year - Azerbaijan 2011", посвященном 20-летию независимости Азербайджана.

 

Отвечая на вопрос о том, в каком количестве Азербайджан готов поставлять газ в "Набукко", министр отметил, что Азербайджан всегда заявлял о своей готовности поддержать реализацию этого проекта. "Предполагаемая мощность трубопровода составит 31 млрд. кубометров газа в год, а стоимость - 7,9 млрд. евро. В рамках данного проекта Азербайджан может выступать как страной-транзитером, так и поставщиком газа, поскольку проект рассматривается в качестве приоритетного в свете диверсификации путей поставок газа", - отметил Н.Алиев. По словам министра, исходя из объемов подтвержденных запасов газа в Каспийском регионе и на Ближнем Востоке, проблем с заполнением трубопровода "Набукко" быть не должно. "Ирак, Азербайджан и Туркменистан рассматриваются в качестве потенциальных поставщиков газа для "Набукко". Согласно данным ВР, Азербайджан имеет 1,2 трлн. кубометров газа, Ирак - 3,17 трлн. кубометров, Туркменистан - 7,94 трлн. кубометров подтвержденных газовых ресурсов по состоянию на 1 января 2009 года. После реализации второй фазы газового месторождения "Шахдениз" объем поставок для "Набукко" на первой стадии может составить 8 млрд. кубометров газа. В последующие годы этот объем, несомненно, будет расти из года в год. Необходимо реализовать проект Восток-Запад по добыче нефти, который пройдет до Каспийскому морю и обеспечит поставку газа для "Набукко" из стран Центральной Азии", - резюмировал Н.Алиев.

 

Но вернемся к высказываниям посла Турции. Касаясь вопроса отмены визового режима между двумя странами, Х.Кылыч отметил, что Турция на взаимной основе уже отменила визовый режим с рядом стран, включая Грузию, Россию, Сербию, Албанию и др.

 

Х.Кылыч отметил, что 4 года назад турецкая сторона отменила в одностороннем порядке визы для граждан Азербайджана с правом пребывания в стране в течение 1 месяца. Анкара рассматривает даже увеличение этого срока до 3 месяцев. В идеале же Турция выступает за то, чтобы граждане Азербайджана и Турции посещали друг друга по внутренним паспортам, как это сейчас происходит между Турцией и Грузией.

 

При этом Х.Кылыч напомнил заявление И.Алиева о том, что Баку пока не готов к этому. "Мы с уважением относимся к позиции Азербайджана", - сказал посол. Он публично заявил, что Турция в одностороннем порядке собирается еще больше облегчить визовый режим с Азербайджаном. Но вдруг посол как бы вскользь замечает, что "окончательное решение вопроса о безвизовом режиме между двумя странами возможно после урегулирования нагорно-карабахского конфликта". При этом он заявляет, что Турция надеется на урегулирование нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время и желает установления мира и спокойствия в регионе.

 

Сразу возникает вопрос: а какая существует взаимосвязь между урегулированием карабахского конфликта и отменой визового режима между Турцией и Азербайджаном? Ведь Азербайджан на момент существования карабахского конфликта имеет безвизовый режим со многими государствами, в том числе с военно-политическим союзником Армении, то есть с Россией. По логике отмена визового режима с братской Турцией никак не может негативно повлиять на урегулирование карабахского конфликта.

 

По сути, Х.Кылыч косвенно подтвердил, что Азербайджан пытается обосновать задержку с отменой визового режима с Турцией из-за позиции Ирана. Напомню, что перед визитом Р.Т.Эрдогана в Баку турецкая пресса распространила интервью заведующего отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова о том, что Баку не может отменить визовый режим с Турцией, поскольку Тегеран добивается аналогичных условий и для граждан ИРИ. В противном случае, Иран угрожает закрыть свою территорию для транзита грузов из Азербайджана в Нахчыван (Нахичеван – ред.).

 

А вот с урегулированием карабахского конфликта зависимость Азербайджана в данном вопросе отпадет. Все очень просто, так как любой вариант урегулирования конфликта предполагает разблокирование всех коммуникаций, в том числе и путей сообщений с Нахчываном (Нахичеваном – ред.).

 

От информированного источника в МИД Турции стало известно, что Турция на данном этапе собирается максимально активизировать кавказское направление своей внешней политики: "Тому несколько причин. Во-первых, предпринять что-то позитивное в дипломатическом плане в арабо-мусульманском направлении сегодня не представляется возможным. Проблемы, возникшие в связи с "арабской весной", решают совсем не по-весеннему, а если быть точным, жестким военно-дипломатическим давлением. А тут возможности Турции действовать самостоятельно весьма ограничены. Поэтому приходится практически поддерживать все инициативы, исходящие из Запада, прежде всего Вашингтона, чтобы хоть как-то обозначить свое участие в решении этих проблем. Возникли серьезные разногласия между Турцией и Ираном из-за сирийской проблемы. Известно, что между Сирией и Турцией традиционно были напряженные отношения. Причин тому множество, но сейчас речь не о них. Нормализовать отношения удалось в течение последних двух лет, в рамках политики нынешнего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, которая преследует цель превратить Турцию в серьезный центр геополитического влияния в мировом масштабе посредством восстановления собственного влияния в арабо-мусульманском мире, то есть в географии бывшей Османской империи. Но сегодня официальная Анкара жестко критикует режим Башара Асада, который имеет безграничную поддержку со стороны Ирана, за подавление протестов. Достаточно обратить внимание на последние заявления самого Ахмета Давутоглу и президента Абдуллы Гюля. По сути, эти заявления означают полный разрыв отношений с режимом Асада.

 

При этом необходимо отметить, что разрыв с Асадом негативно влияет не только на взаимоотношения с Ираном, но и с влиятельной ливанской шиитской группировкой "Хезболлах", с которой также совсем недавно на волне антизападных и антиизраильских настроений удалось установить почти союзнические отношения.

 

В свете вышеизложенных факторов налицо подогреваемый со стороны США интерес к нормализации межгосударственных турецко-израильских отношений. Принципиальное решение по этому поводу принято, и если не произойдет ничего необычного, то мы станем свидетелями нормализации турецко-израильских отношений в самое ближайшее время.

 

Таким образом, главный вывод из всего вышеизложенного состоит в том, что на время пришлось оставить в сторону реализацию наиболее амбициозного внешнеполитического проекта Давутоглу по созданию мощного мусульманского блока в регионе под эгидой Турции. Особо отмечу, что это не отказ от самого проекта. Просто сложившиеся реалии не позволяют предпринять какие-то конкретные шаги в данном направлении.

 

Официальной Анкаре необходимо компенсировать "потерю" активной внешней политикой в иных направлениях, притом с учетом среднесрочной перспективы и интересов своих западных партнеров. Кавказское направление с выходом на Среднюю Азию в этой точки зрения самое перспективное. Важно и то, что, в отличие от середины 90-х годов прошлого столетия, США готовы предоставить Турции полный карт-бланш в данном направлении, естественно, за исключением карабахского вопроса, решить который официальной Анкаре самостоятельно просто не по силам.

 

По сути, от Турции требуется, чтобы она играла роль сдерживающего фактора на южном фланге НАТО, как и в годы "холодной войны", с вовлечением в собственную орбиту таких "союзников-спутников", как Азербайджан, Грузия, а в последующем и некоторые страны Средней Азии. Притом речь не только о России.

 

Может быть, это не совсем приятная, но очень важная миссия, выполняя которую, можно поторговаться, учитывая нынешнюю геополитическую значимость Турции для Запада, и прежде всего для США. Насколько видится, премьер-министр Турции в Баку обещал постоянно лоббировать интересы Азербайджана перед Вашингтоном, то есть выступить в роли как посредника, так и покровителя и доверенной стороны-гаранта. Думаю, что осенью мы уже станем свидетелями определенных результатов проведенных в Баку переговоров, в том числе в отношении процесса урегулирования карабахского конфликта. Главное, чтобы Азербайджан не совершал грубых ошибок".

 

Автор в заключение отмечает: "Особо отмечу, что все сказанное источником изложено почти дословно, так как вышеизложенный материал представляет интерес для дополнительного анализа”. 1in.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 624
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru