Analitika.at.ua. Подписывая с 1994 года нефтегазовые СРП с иностранными
компаниями, Азербайджан преследовал три основные цели: за счёт экспортных
нефтедолларов модернизировать свою экономику, поднять уровень жизни граждан
республики и отложить как можно больше финансовых средств для будущих поколений
страны. Эти «три кита» легли в основу так называемой «новой нефтяной политики»,
начатой третьим президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и продолжаемой ныне
президентом Ильхамом Алиевым.
Однако, несмотря на то, что «новой нефтяной политике» пошёл
уже 16-й год, её главные задачи так и не решены, а тающие запасы нефти
Азербайджана ставят под большое сомнение успешную решаемость всей
социально-экономической триады республики.
На нефтяной игле
Официальный Баку утверждает, что во всём мире –
финансово-экономический кризис, лишь Азербайджан продолжает успешно
развиваться. В доказательство тезиса руководство страны приводит политическую
стабильность системы, рост ВВП, говорит о сокращении количества бедных
сограждан до 13% и о планах увеличить к 2020 году резервы «для будущих
поколений» в Госнефтефонде (ГНФАР) до $40-50 млрд. Однако так ли уж чудесно
«поле чудес» Азербайджана, как о том заявляет Баку?
ВВП Азербайджана накрепко прикован к нефти – объёмам её
добычи в республике и цене на мировых рынках. В Баку от этой скованности
стараются дистанцироваться, нажимая, порой в ущерб здравому смыслу, на тезис о
бурном развитии ненефтяного сектора экономики.
Минфин, например, утверждает, что в 2009 году ВВП республики
достиг в пересчёте на доллары США $43,1 млрд, и этот показатель на 9,3%
превышает ВВП 2008 года, хотя его объём, по данным годичной давности того же
Минфина, составил $47,5 млрд. Решающая роль принадлежит углеводородному сырью,
которое наполнило в прошлом году ВВП республики на $ 23,6 млрд (55%). Однако
для адекватной оценки экономических перспектив Азербайджана куда важнее цифр и
процентов данные по структуре экспорта. Так вот, в 2009 году экспорт потянул на
$14,7 млрд (в 2008-м с его сверхвысокими ценами на нефть — $47,7 млрд), 91,7%
из которых обеспечили сырая нефть и нефтепродукты, а 5,2% — природный газ.
Итого: 96,9%.
Очевидный вопрос: что будет экспортировать Азербайджан,
когда экспортные нефть и газ в республике иссякнут? Ответ неутешителен: в
лучшем случае, сельхозпродукцию, чёрные металлы и хлопок на $0,5-0,6 млрд в
год.
Что это означает на практике для Азербайджана,
импортирующего тысячи наименований товарной продукции от спичек до
авиалайнеров? Это означает только одно – лютый товарный голод, безумную инфляцию,
обвал национальной денежной единицы.
Способен ли ненефтяной сектор Азербайджана увести республику
в сторону от столь печальных социально-экономических перспектив?
Да нет, конечно: не будет нефтяного экспорта – не будет и
широкого импорта, закупаемого на нефтедоллары. А не будет широкого
импорта-экспорта – не будет таможенных сборов.
Торговля сведётся к обмену манатов, выдаваемых бюджетникам и
пенсионерам, на продукты питания, производимые в самом Азербайджане. Налоги в
форме манатов (о налоговых долларах без нефти придётся забыть) свернутся до
подоходного и тех, что даст торговля. Строительство заглохнет ещё раньше, как
только начнет утончаться нефтяная экспортная струя, и думать придётся не о
новых мостах, дорогах и олимпийских комплексах, а о том, как свести концы с
концами.
О манате и говорить нечего. Уже сегодня манат – лишь
средство платежа в самом Азербайджане. Иной ценности он не имеет. А его
рекламируемая стабильность держится всё на тех же нефтедолларах и валютных
интервенциях Центрального банка, который только в 2009 году истратил на
«манатную стабильность» $1,5 млрд. Без этих долларов курс маната вышел бы
из-под контроля ЦБА, и по Азербайджану ударил бы резкий рост цен на все товары
и услуги.
Короче говоря, без экспортной нефти у Азербайджана
перспективы мрачные. Осветлит ли их создаваемый для спасения «будущих
поколений» ГНФАР?
ГНФАР и «будущие поколения»
В начале этого года ГНФАР подвёл итоги своей 10-летней
деятельности. Исполнительный директор Шахмар Мовсумов констатировал, что доходы
фонда составили за этот период $30,2 млрд. Из этого «вала» $28,2 млрд (93,4%)
дали экспортные нефть и газ, а $2 млрд – нефтяные бонусы, поакровая оплата,
транзитные тарифы, доходы от зарубежных авуаров ГНФАР.
Однако «будущим поколениям» на все эти $30,2 млрд
рассчитывать не стоит, потому что за те же 10 лет своей деятельности ГНФАР
потратил $15,3 млрд: на 01.01.10 активы составили лишь $14,9 млрд. Если к ним
добавить резервы ЦБ в размере $5,1 млрд, то общий валютный запас страны на
начало года составил $20 млрд.
В Баку считают это большим валютным достижением, «забывая» о
внешнем госдолге в $3,4 млрд, внешних долгах коммерческих банков в $2,5 млрд и
предпочитая говорить об увеличении к 2020 году резервов ГНФАР до $40-50 млрд.
Сырьевые основания для такого оптимизма у Азербайджана есть:
к 2015 году нефтяной вал республики должен вырасти до 60 млн тонн, из которых
экспортная доля составит почти 54 млн тонн. Правда, «вершину» в 60 млн тонн
нефти в год Азербайджану придётся оставить уже к 2018 году, когда в республике
начнётся стабильное снижение объёмов добычи.
А в конце 2024 года истекает срок действия СРП по блоку АЧГ
– главному источнику нефти Азербайджана (2009 год – 40,3 млн тонн, план на 2010
год – 42,1 млн тонн, прогноз на 2015 год – 50 млн тонн, на 2024 год – 5-6 млн
тонн).
Однако 2010-2020 годы должны дать Азербайджану самый
значительный нефтяной вал, способный в теории довести резервы ГНФАР до $40-50
млрд. Но это – «валютная» вершина, с которой начнётся неизбежный «спуск»
валютных резервов Азербайджана к «нулевому» финишу. Почему? Да потому, что на
практике свои нефтедоллары Баку активно проедает «горячими», не «замораживая»
их «для «будущих поколений».
«Будущим поколениям» от высокодоходного 2010 года останутся
лишь $0,7 млрд, или 9,3%. При сохранении в «тучные» 2011-2020 годы такого
соотношения доходов и расходов рассчитывать на провозглашённые активы не
приходится.
Можно ли будет сократить в ближайшие 10 лет расходную часть
бюджета ГНФАР и, соответственно, увеличить накопления?
Ответ на этот вопрос скорее отрицательный. Во-первых, без
нефтедолларов сразу «сдуется» госбюджет Азербайджана. В 2009 году, например,
его доходную часть в реальном размере $13,2 млрд (выполнение плана по доходам –
на 85,5%) на 75% заполнили нефтедоллары (налоговые транши из Госнефтекомпании –
$1,6 млрд, от проекта АЧГ – $2,1 млрд, трансферт ГНФАР – $6,1 млрд, или, в
сумме, $9,8 млрд).
Во-вторых, без нефтедолларов не решить карабахский вопрос.
По мирному варианту – это не менее $60 млрд, по военному – не менее $100 млрд.
При этом, как заявил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, республика не
может ждать ещё 15 лет переговоров, а потому война за НК весьма вероятна. Не
может, возможно, потому, что через 15 лет денег на войну и восстановление НК
уже не будет.
Между стабильностью и исламской революцией
Серьёзные проблемы с ВВП и наполнением госбюджета у
Азербайджана начнутся не после добычи последнего барреля нефти, а гораздо
раньше. Критерием отсчёта в этом вопросе могут служить объёмы добычи нефти в
Азербайджане в 1992-1994 годах – 11-13 млн тонн в год. При таких объёмах
инфляция в республике составляла до 1600% в год.
У «красной черты», а это конец 2024 года, добыча нефти, по
прогнозам, составит те же 11-13 млн тонн в год. Хотя в сравнении с 1992-1994
годами у Азербайджана будут определённые резервы ГНФАР. Но в сравнении с той же
ситуацией 1992-1994 годов уже не будет нефти.
Отодвинуть «красную черту» за 2024 год могли бы новые
месторождения нефти и газа. Но таких пока нет, хотя Баку и успокаивает себя
тем, что потенциальные углеводородные ресурсы Азербайджана составляют 8-10 млрд
тонн условного топлива.
Таким образом, Азербайджан впереди ждут относительно
благополучные 2010-2018 годы, за которыми последует период постепенного
ухудшения социально-экономической ситуации. Карабах может форсировать
приближение к «красной черте», рациональное использование нефтедолларов
перенести «точку перегиба» в 2030-2040 годы…
При гарантированном минимуме для народа (в том числе 1,3 млн
пенсионеров со средней пенсией $110 в месяц) периода 2010-2018 годов, при
мощном и хорошо оплачиваемом аппарате силовых структур и отсутствии у власти
реальной политической оппозиции стабильность Азербайджану в ближайшее
десятилетие гарантирована.
А дальше? А дальше возможны два варианта. Вариант первый:
широкие массы бедствуют, но продолжают терпеть и ждать «светлого будущего»,
элита теряет ежегодный приход миллиардов нефтедолларов, но, «припадая к
накопленным авуарам», тоже стоически переносит эту трагедию, порядок
обеспечивается более-менее сытыми силовиками, что в сумме даёт Азербайджану
желанную «стабильность».
Вариант второй: как бы в дело не вступил «исламский фактор»,
всеми доступными методами и средствами раскачивающий «государственную лодку»
Азербайджана, вспомним соседнюю Чечню и Дагестан. Нива для такого агитационного
посева при бедствующих массах может быть тучной.
Кстати отметим, материал для агиток в Азербайджан уже
вбрасывается, и не только исламистами, но и вполне респектабельной американской
Washington Post. Это издание сообщило 5 марта сего года о том, что 11-летний
мальчик из Азербайджана по имени Гейдар Алиев стал собственником девяти
особняков общей стоимостью $44 млн в элитном дубайском комплексе Палм-Джумейра.
Газета утверждает, что указанные в документах на дубайские
особняки имя, фамилия и дата рождения ребёнка совпадают…
Что ж, падение объёмов добычи нефти в республике будет
сродни барометру, предупреждающему о буре, надвигающейся на «поле чудес»
Азербайджана. Другое дело, какой она будет на самом деле. Следите за барометром!
Таги ТАГИЕВ, «Нефтегазовая Вертикаль». – 2010. – № 6. bs-kavkaz.org
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.