Четверг, 25.04.2024, 16:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 14 » Азербаши двумя ногами оказался в капкане
Азербаши двумя ногами оказался в капкане
19:01

Analitika.at.ua. Внешняя политика Исламской  Республики Иран зиждется на двух китах: геополитические интересы страны и  исламские (шиитские) ценности. Подобное понимание внешнеполитических интересов  совершенно естественно и, по большому счету, ничем не отличается от внешней политики любого иного государства, претендующего на самостоятельную внешнюю политику. Секретом Полишинеля является тот факт, что европейские государства и межгосударственные структуры в своем центростремительном движении опираются именно на ценности философии Христианства. На основе собственных религиозных и этических ценностей построены такие государства, как Израиль, Индия, Япония, Китай... И это также должно восприниматься как совершенно естественное и нормальное явление: почему, во имя каких целей государство должно отказываться от веками наработанных правил бытия?

 

Безусловно, наряду с геополитическими и религиозно-философскими приоритетами каждое государство преследует и ряд других интересов: этнических, экономических, социальных и пр., однако, будем объективны, большинство из них опять-таки исходит из двух вышеназванных, разве что иногда, особенно в полиэтнических государствах, национальные проблемы «выбиваются» в число основных прерогатив.

 

Исходя из сказанного, логично заключить, что современное международное право, призванное упорядочить взаимоотношения государств, вырабатывалось в процессе не только взаимодействия и сотрудничества, но и противостояния по-разному понимаемых ценностей. С этой точки зрения было бы ошибочным считать, что международное право полностью соответствует этике и философии всех народов и государств, подписи которых можно найти под различными принципами и конвенциями. Вместе с тем, в международном праве существуют императивные нормы, соблюдение которых обязательно для любого государства. Важно отметить, что эти нормы – jus cogens – никоим образом не нарушают правила общечеловеческого жития.

 

Jus cogens, согласно положениям Венских конвенций 1969 и 1986 годов – это правило поведения, имеющее императивный характер; юридическая норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо. Нормы jus cogens не имеют границ, они универсальны на всей планете, государства не вправе игнорировать их даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий этим нормам, является юридически недействительным и рассматривается как посягательство на международное право.

 

Однако, и это также  естественно, международное право, в том числе и нормы jus cogens, не ограничивают права народов и государств защищать собственные государственные интересы и этические ценности. Важно лишь, чтобы данная деятельность на поприще государства не преступала черты, ограничиваемые императивными нормами международного права. Таким образом, отдельные страны и народы не лишены права иметь собственные, государственные  аналоги jus cogens международного права. Слава Богу, никто еще не догадался «отменить» государственные интересы.

 

Как было сказано  в начале, основными государственными интересами Ирана являются, в том  числе, религиозно-этические ценности. Иран – признанный мировой лидер  шиитской версии Ислама, и в этой своей роли чувствует ответственность за уважительное отношение к шиизму во всем мире. В том числе и в Азербайджанской республике, большая часть мусульманского населения которой исповедует ислам шиитского толка. Соблюдение канонов Ислама и уважительное отношение к шиизму – это jus cogens, императивная норма иранского законодательства, а эти нормы, как известно, не признают межгосударственных границ. Именно с этой точки зрения следует рассматривать обращения двух ведущих религиозных лидеров Ирана к правительству Азербайджана.

 

В самом деле, в  Азербайджанской республике уже  давно ведется «борьба» с мечетями. За последние годы в этой республике мечети неоднократно разрушались, закрывались и запрещались. Началась эта вакханалия еще при отце нынешнего президента Азербайджана, Гейдаре Алиеве, по распоряжению которого в 2001 году была разрушена мечеть «Миртаги ага» в пригороде Баку, поселке Гюнешли. Дальше – больше. Ильхам Алиев, любящий повторять, что он является продолжателем политики «общенационального лидера» Гейдара Алиева, в данном вопросе действительно намного обогнал отца. Так, в течение одного лишь мая месяца прошлого года, в Азербайджанской республике были снесены три шиитские мечети. Вначале была разрушена мечеть «Наш Пророк Мухаммед» в Баку, затем мечеть на Нефтяных Камнях, и, наконец, мечеть «Хазрат Али» в поселке Далимамедли Геранбойского района. Всего же в истекшем году в Азербайджане было разрушено 11 мечетей. И это при том, что именно в 2009 году Баку был провозглашен мировой столицей исламской культуры.

 

Обращает на себя внимание избирательный подход азербайджанской  власти к мечетям. Так, суннитские мечети в этой республике также преследуются, но при этом нам не известен ни один случай разрушения суннитской мечети. Алиев предпочитает просто закрывать их, в то время, как шиитские мечети безжалостно пускаются под нож бульдозера. Заметим, что за последние несколько лет в Азербайджанской республике были закрыты порядка двадцати суннитских мечетей. Например, только в прошлом году и только в Баку, были закрыты мечеть «Шахидляр» и   самая посещаемая суннитская мечеть «Абу-Бакр». Уже свыше 8 месяцев закрыта «Лезги мечеть». Там проводится «реставрация», единственным следствием которой стало переименование мечети в «Ашурбекскую». Кроме того, закрыты суннитские мечети в Гобустане, Аляте, Мушфигабаде…

 

Тем не менее, повторимся: суннитские мечети в Азербайджане закрываются, а шиитские разрушаются. Не исключено, что столь «оригинальным» способом Ильхам Алиев демонстрирует Турции «выражение дружеских чувств». Но если это даже так, то население Турции этого не поняло: пару недель назад верующие стамбульской мечеть «Фатих» устроили акцию протеста против разрушения мечетей в Азербайджане. Поднятый на митинге транспарант «Да будет сломлена та рука, что разрушает мечети», явился не самым радикальным призывом.

 

Между тем, проблема не так проста, как может показаться. Разрушение мечети приводит к подавлению воли, отчаянию и, в конечном счете, нередко оборачивается выездом верующего из государства. В то же время закрытие мечети, наоборот, способствует социальной активности людей, концентрации энергии, подталкивает к борьбе за восстановление права справлять религиозные обряды. Мечеть продолжает стоять, что помогает верить в то, что она, в конце концов, будет открыта. Таким образом, действия нынешней власти Азербайджана объективно способствуют изменению статистики приверженцев того или иного толка Ислама.

 

Все это, естественно, понимают в Тегеране, в котором  не считают себя вправе оставаться в стороне от нужд и проблем  единоверцев в Азербайджанской  республике (вспомним jus cogens мировоззрения Ирана). Вместе с тем, Иран действительно является государством с колоссальным опытом сосуществования с соседями. Именно по этой причине, не желая предавать огласке существующие с Азербайджаном разногласия в сфере религии, влиятельный представитель духовенства Ирана аятолла Сафи Гюльпайгани обратился к И. Алиеву с конфиденциальным письмом, в котором предупредил последнего о недопустимости разрушения мечетей.

 

Письмо аятоллы  Сафи Гюльпайгани было направлено Алиеву в преддверии решения Верховного суда Азербайджана относительно разрушения шиитской мечети «Фатимейи Захра» в Сураханском районе Баку. До этого местный Экономический суд №2 принял постановление об удовлетворении иска исполнительной власти Сураханского района на право разрушить мечеть. Верующие подали апелляцию в Верховный суд. Однако письмо аятоллы Сафи Гюльпайгани не возымело действия, и Верховный суд оставил в силе решение Экономического суда.

 

Исчерпав возможности  цивильного разрешения проблемы, Иран предпринял достаточно решительный  шаг. 12 мая в иранском городе Кум один из влиятельных религиозных деятелей Ирана аятолла Насир Макарим Ширази выступил с резкой критикой по поводу разрушения шиитских мечетей в Баку. «Мы открыто заявляем, что, если в Азербайджане не прекратят разрушение мечетей, мы прикажем (верующим шиитам Азербайджана) сопротивляться. Власти Азербайджана должны знать о том, что шииты ждут фетву со стороны своих религиозных лидеров. Если будет фетва, шииты выполнят ее. Мы пока что не выступили с подобной фетвой. Но, если не произойдут изменения в отношении проблем, мы выступим с подобной фетвой», заявил аятолла Насир Макарим Ширази, известный своей близостью с политическим руководством Ирана.

 

В Азербайджане это заявление было воспринято как… угроза террором. Между тем, Баку должен быть благодарен Ирану за существующее в республике относительное спокойствие. Шииты Азербайджана, глубоко оскорбленные перманентным разрушением своих мечетей, действительно ждут фетву. Особенно напряженная ситуация сложилась в Талыше, населенном ираноязычными шиитами регионе. Так, согласно сообщению сайта tolishpress.org, «Решение Верховного суда Азербайджана о сносе мечети «Фатимейи Захра» всколыхнуло верующих Талыша». В свою очередь, ряд известный в Азербайджане верующих теологов обратились к И. Алиеву с выражением беспокойства по поводу решения о сносе мечети. Авторы обращения отмечают, что они, присоединяясь к обращению аятоллы Сафи Гюлпайгани, также просят главу государства от имени многих тысяч верующих разобраться в создавшейся ситуации.

 

Можно, конечно, иронизировать по поводу обращения к человеку, являющемуся главным инициатором разрушения мечетей в Азербайджанской республике. Однако проблема разрушения мечетей вряд ли заслуживает иронии. Вместе с тем, данное обращение наглядно демонстрирует существующую в Азербайджане гапоновщину. Люди притворяются, или искренне считают, что сам по себе «султан» - человек добрый, просто он окружен непорядочными людьми.

 

И. Алиев оказался перед непростым выбором: отменить решение Верховного суда и продемонстрировать всему миру плохо скрываемое лицо диктатора, или позволить в очередной раз разрушить мечеть. Для первого решения необходимо мужество, в наличии которого у президента Азербайджана у нас есть серьезные сомнения. Второе решение чревато волнениями среди населения республики. 

 

Правду гласит народная мудрость: хитрая лиса двумя лапами в капкан попадает.

 

Левон Мелик-Шахназарян

Источник: voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1009
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru