Analitika.at.ua. В процессе урегулирования Нагорно-карабахского конфликта наметился прогресс, заявил сегодня президент Турции Абдулла Гюль в интервью государственному телевидению Турции.
Это довольно интересное заявление. Дело в том, что на днях о неэффективности деятельности Минской группы ОБСЕ заявил другой ключевой представитель турецкой власти – премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. А еще раньше, в преддверии подписания армяно-турецких протоколов, в объемном интервью президент Азербайджана Ильхам Алиев дословно сказал следующее: “Переговоры идут долгие годы, к сожалению, пока нет никаких результатов”.
Суть сделанных заявлений руководителей турецких государств, действующих в формате “одна нация, два государства”, осталась в тени. Как в Армении, так и в Турции и Азербайджане, подобные заявления больше воспринимаются в контексте процесса нормализации армяно-турецких отношений, в одном случае предпринимая попытку доказать, что два процесса взаимосвязаны, а в другом случае, наоборот. Тогда как содержание этих заявлений содержит колоссальную информацию о реальном процессе, и позволяют сделать определенные выводы о том бесконечном и бесплодном споре, который уже год является преобладающим в политической и информационной повестке стран региона.
Те, кто уже длительное время следит за потоками азербайджано-турецкой агитации, наверняка заметили, что в заявлениях о взаимосвязи двух процессов наличествуют в основном одни и те же формулировки, которые, однако, в последнее время, достаточно смягчились и сгладились. Если раньше в Анкаре утверждали, что “Турция не откроет границу и не нормализует отношения с Арменией до тех пор, пока не решен карабахский конфликт”, то сегодня основной сигнал уже звучит иначе: “Нормализация армяно-турецких отношений будет содействовать решению Карабахского конфликта, Турция продолжит защищать интересы братского Азербайджана”
Посылаемые из Анкары в Баку мессиджи этим не ограничиваются. Ранее в Турции постоянно утверждали, что Минская группа ОБСЕ работает неэффективно. Тем самым, судя по всему, предпринималась попытка принять участие в работе Минской группе ОБСЕ, или, как минимум, создать такое впечатление в Азербайджане. Однако сегодня турецкие должностные лица уже ограничиваются тем, что обращаются к странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ с просьбой проявить активность в процессе урегулирования карабахского конфликта.
Понятно, что эти заявления, независимо от жесткой или мягкой формы, в пропагандистской среде используются согласно преследуемым сторонами целям. Однако, в то же время, нельзя не заметить, что изменение интонации заявлений Анкары свидетельствует об отстранении Турции от данного процесса. Просто у турецких властей нет ресурсов, чтобы заявить об этом прямо, поэтому она взяла на вооружение отмеченный выше подход.
Сказать, что в Азербайджане этого не понимают, было бы неверно. Баку уже отреагировал как в пропагандистской плоскости, так и в плоскости реальной политики. Отвечая на заверения Турции о том, что армяно-турецкое урегулирование может оказать положительное воздействие на разрешение Карабахского конфликта, Ильхам Алиев в том же интервью заявил: “Я не разделяю этой точки зрения, поскольку считаю, что если армяно-турецкие отношения будут урегулированы до решения карабахского конфликта, то позиция Армении в переговорном процессе станет более жесткой”.
Это заявление наилучшим образом показывает, что решения властей Турции не по душе Азербайджану. И если в информационно-агитационной плоскости Анкаре пока удается маневрировать, то в реальной политике ситуация несколько иная. В эти дни в Азербайджане объявлен бойкот турецким символам и турецким бизнесменам. Кроме того, страна делает резкие шаги в геоэкономической сфере: подписано соглашение о поставке газа с российским “Газпромом”, поднят вопрос о пересмотре тарифов на поставку газа в Турцию, а также заявлено о том, что предпочтительное для Баку направление экспорта газа – Азербайджан-Грузия-Черное море-Европа. Фактически, Азербайджан больше не может скрывать свой гнев и волнение, и прибегает к конкретным мерам.
Подведем итог. Первое. Противоречащие друг другу заявления должностных лиц Турции об урегулировании Нагорно-карабахского конфликта и о работе Минской группы ОБСЕ, свидетельствуют о том, что заявления делаются исходя из конъюнктуры дня, не укладываются в единую политическую линию, и очень часто противоречат также практическим шагам. В то же время, очевидно, что Турция не имеет рычагов для воздействия на карабахское урегулирование. Следовательно, затрагивание данной темы в Турции преследует агитационные цели, во-первых, во внутриполитических процессах, во-вторых, для уточнения отношений с Азербайджаном.
Второе. В Азербайджане оценили реальные перспективы сотрудничества Армения-Турция, и пришли к выводу, что тем самым окончательно проваливается политика Азербайджана по изоляции Армении. В то же время, понимая, что невозможно в вопросе Армении вечно держать Турцию в статусе собственного лоббиста, власти Баку решили посредством шантажа еще на определенное время отложить процесс нормализации отношений.
P.S. Провал политики Азербайджана в отношении Турции на днях был фактически зафиксирован в выступлении Ильхама Алиева на заседании правительства. Он заявил, что последние события в регионе, возможно, воодушевили Армению, и, возможно, здесь полагают, что их многолетней блокаде пришел конец. “Я не разделяю этой точки зрения. Процессы в регионе, все инициативы Азербайджана – политические, экономические и другие, никогда не позволят, чтобы Армения вышла из изоляции”, - заявил Ильхам Алиев. Трудно сказать, это утверждения, сделанные в порыве гнева, или новая стратегия Баку. Однако мы уверены, что диверсификация антиармянского шантажа угрожает Азербайджану превращением в самоизолированное ханство, что более подобает 19-му веку.
Армен Минасян
Источник: Panorama.am |