Analitika.at.ua. Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне выступил с
очередным объемным выступлением, в котором помимо традиционных воинственных
заявлений, подверг селективным комментариям рассматриваемые на данном этапе
фундаментальные принципы переговоров мирного урегулирования
нагорно-карабахского конфликта.
Вообще, объемные цитаты не придают интереса материалу, но в
этом случае мы вынуждены представить отрывок из выступления Ильхама Алиева, где
он, по-своему комментируя содержание мирных переговоров, по сути, представляет
позицию Азербайджана (естественно, пытаясь создать впечатление, что вся вселенная
так и думает).
"Вопрос должен быть решен на основе Хельсинкских принципов.
В чем состоят эти Хельсинкские принципы? Наверное, об этом хорошо знают те, кто
занимается вопросом. Здесь главный принцип – территориальная целостность. Есть
также принцип самоопределения народов. Однако этот принцип не должен наносить
ущерба территориальной целостности стран, вступать с ней в противоречие.
Возможности самоуправления и самоопределения народов не должны нарушать
территориальную целостность стран. Таковы суть и смысл Хельсинкских принципов.
Страны-сопредседатели выдвинули разработанные на этой основе
предложения, и Азербайджан с определенными исключениями принимает их. В чем они
состоят? Я хочу еще раз проинформировать об этом. В первую очередь,
оккупационные силы выводятся со всех оккупированных регионов, расположенных
вокруг Нагорного Карабаха. Пять районов освобождаются немедленно, а два района
– Кяльбаджарский и Лачинский – спустя определенный период. В предложениях
предусмотрен пятилетний период.
Причина этого в том, что Кяльбаджарский и Лачинский районы
расположены между Нагорным Карабахом и Арменией и, в некотором роде, должны
быть приняты более масштабные меры безопасности для возвращения
азербайджанского населения в эти районы. Однако все регионы, все районы
возвращаются под контроль Азербайджана.
Между Арменией и Нагорным Карабахом функционирует дорога, то
есть коридор, и Азербайджан согласился и с этими предложениями. Так как это
важный вопрос для урегулирования конфликта. Так как должны быть предоставлены
все гарантии безопасности.
У нас нет намерения провести там, подобно армянам, политику
этнических чисток. Азербайджанский народ никогда не прибегал к таким грязным
деяниям. Поэтому существующая между Нагорным Карабахом и Арменией дорога должна
функционировать так, как она функционировала раньше, и я считаю, что это
предложение может быть принято. Должны быть предоставлены гарантии
безопасности. На административной границе Нагорного Карабаха должны быть
размещены миротворческие силы, и я считаю, что и в этом для нас нет никакой
угрозы, так как должна быть обеспечена также безопасность граждан Азербайджана,
которые возвратятся на оккупированные в данный момент земли.
Миротворческий контингент будет выполнять эту функцию до тех
пор, пока все стороны не возьмут на себя обеспечение мер безопасности.
Обсуждается вопрос предоставления Нагорному Карабаху
переходного статуса. Этот статус не нарушит территориальной целостности
Азербайджана. Все пострадавшие от оккупации люди должны возвратиться в родные
места. Это означает, что граждане Азербайджана должны вернуться в Нагорный
Карабах, Шушу, о чем открыто говорится в недавнем заявлении трех
стран-сопредседателей. То есть это демократические принципы, отражающие нормы
международного права и, таким образом, могут стать единственным вариантом
решения вопроса. Еще раз хочу сказать: с определенными исключениями Азербайджан
принял эти основные принципы, и мы ожидаем аналогичного подхода и со стороны
Армении. Хотя доходящая до нас информация не очень-то позитивна. Видимо, армянская
сторона предпочитает продолжать свою тактику. То есть они пытаются максимально,
в пределах своих возможностей, затянуть вопрос и продолжать оккупацию.
Очевидно, что Ильхам Алиев представляет реальность не только
искаженной, но и неполной.
Упомянутые Алиевым страны-сопредседатели как в 2009 году в
Аквилле, так и в 2010 году в Мускоке представили достаточно короткий список
фундаментальных принципов. Любой, занимающийся этим вопросом, и даже любой
рядовой наблюдатель за переговорным процессом мог заметить, что эти принципы
чертят круг, в котором умещаются все ключевые вопросы, связанные с конфликтом,
и самое важное, вопрос будущего де-юре статуса Нагорного Карабаха.
В своей пламенной речи Ильхам Гейдарович упустил эту
важнейшую «мелочь». Вероятно, он понадеялся на безграмотность своих подданных,
надеясь, что они не смогут узнать об этой реальности на английском, русском,
армянском и или каком-нибудь другом иностранном языке. Но это не так уж и
важно. Важно то, что после описания желаемого Ильхам Алиев заявляет, что
представленное удовлетворяет их и с «некоторыми исключениями» они их принимают,
более того, ждут реакции армянской стороны.
По сути, Ильхам Алиев признает, что он не принимает основные
принципы урегулирования конфликта, отвергает их. О представленном им «Пражском
процессе» много раз говорилось: «Ничто не согласовано, пока все не
согласовано», Сейчас возникает вопрос, господин Гейдароглы, что ты принимаешь,
когда сам заявляешь, что они еще обсуждаются. Или как это ты принимаешь, если
делаешь исключения. Скажи сразу, не принимаю и все.
А сейчас о сказанном. Очевидно, что у Ильхама Алиева есть
собственные комментарии не только по основным принципам урегулирования
нагорно-карабахского конфликта, но и по международным документам и принципам,
являющимся вот уже несколько десятилетий фундаментом международного права.
Вероятно, исходя из презумпции неграмотности собственных подданных, он пытается
информировать, подвергая интерпретации Хельсинские принципы, и выводом, что
нации не должны самоопределяться за счет территорий стран. Предположим, мнение
о знаниях собственного народа у него объективное, а где же простая логика? В
том же народе нет никого, кто бы задал вопрос и попытался понять, если великий
вождь на самом деле прав, то, как это случилось, что Хельсинские принципы были
приняты в 1975 году, но Азербайджану удалось в 1991 году самоопределиться на
территории другой страны (СССР, подписавшего заключительный Хельсинский акт).
Можно, конечно, продолжить и коснуться утверждения о том,
что «азербайджанскому народу не присуще осуществлять этнические чистки»,
усилиям вычеркивания проживающих ранее в Азербайджане полмиллиона армян из
списка людей, ставших беженцами в результате конфликта, и так далее. Но
необходимости в этом нет: и без того ясно, что игнорируя права других, Ильхам
Алиев, и власти Азербайджана вообще, вовсе не намерены достичь решения
конфликта. Ну а если не намерены, значит, думают совершенно о других вопросах.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.