Analitika.at.ua. Самоопределение находившихся под чужим господством
народов - не только неотъемлемое право, но любое государство также обязано
обеспечить реализацию этого права, в первую очередь, гарантируя свободное
развитие политических институтов этих народов. В случае с включенным в состав
Советского Азербайджана Арцахом излишне говорить об обеспечении условий не
только политического, но и вообще какого-либо развития.
На всем протяжении нахождения Нагорного Карабаха в составе
Азербайджанской ССР в результате запланированной на государственном уровне и
последовательно осуществляемой политики этнических чисток эта территория
пережила не только социально-экономический и культурный спад, но также
последовательно была очищена от своего этнического народонаселения - армян.
Мероприятия, мешающие ходу естественного
социально-экономического развития НКАО (Нагорно-Карабахской Автономной
Области), сопровождались осуществляемой по всем направлениям дискриминацией в
отношении армян. Попирались все права, учрежденные для национальных меньшинств
- их духовной и культурной жизни, развития языка, сохранения самобытности,
закрывались армянские школы, церкви и монастыри, преследовались представители
духовенства. Несправедливое и дискриминационное отношение, тяжелые социально-экономические
условия способствовали эмиграции армян с этой территории. Если в 1923-м году
армяне составляли 94.4% всего народонаселения НК, то в 1989-м году их число
уменьшилось, достигнув 76.9%. Эмиграция армян из НКАО сопровождалась
координированным притоком сюда азербайджанцев из других районов Азербайджанской
ССР. В результате такой политики число азербайджанцев от 3% в 1923-м году
возросло до 21,5% в 1989-м году.
Ярким проявлением дискриминационной политики Азербайджана в
отношении армян Карабаха является решение 7-го июля 1923-го года Центрального
исполнительного революционного комитета Советского Азербайджана «О создании
Автономной области Нагорного Карабаха», которое, нарушая установленные Кавбюро
ЦК ВКП(б) 5-го июля 1921-го года географические и этнические границы., с
географической территории Нагорного Карабаха в составе АОНК исключает ряд
районов, а столицу искусственно переносит из Шуши в Степанакерт. Пожалуй, одной
из основных целей этого решения было полное изолирование АОНК от Советской Армении,
исключение общей с ней границы.
Следующим шагом было нарушение права на самобытность и
сохранение культуры считающихся национальным меньшинством на территории
Советского Азербайджана армян. Так, 2-м пунктом «Положения об Автономной
области Нагорного Карабаха» в автономной области (где, кстати, подавляющее
большинство составляло население армянской национальности) для осуществления
любых операций закреплялся не армянский язык, а азербайджанский.
Осуществляемая со стороны Азербайджана политика дискриминации
продолжалась также в последующие десятилетия. Вторая Мировая война, пожалуй,
стала хорошим поводом для попытки освободиться от не очень желанного народа. Во
время Мировой войны от АОНК были призваны 45000 армян, около 35% от численности
армянского населения. В то время, как азербайджанцев было призвано около 20%.
То есть, Азербайджанская ССР этим шагом, на фоне общей необходимости, вела
политику изживания армян из НК.
Гейдар Алиев в одном из своих интервью искренне отметил, что
целью открывшегося в Степанакерте университета и сдачи в эксплуатацию
нескольких заводов на территории НК было перезаселение в Нагорный Карабах
азеров из других районов Азербайджанской ССР. Он добавил: «Этим и другими
средствами я хотел, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а
число армян сократилось». Очевидно то, что азербайджанское государство не
только не создало благоприятных условий для свободного и демократического
развития Нагорного Карабаха, но и на государственном уровне запланировало и
последовательно осуществляло политику изживания армян, порой, путем этнических
чисток, порой, посредством социально-экономической, политической дискриминации.
Сегодня в переговорном процессе по Карабахскому
урегулированию Азербайджан инсинуирует, так называемый, межобщинный подход.
Согласно мнению Баку, «армянскую общину» составляют проживающие в Нагорном
Карабахе армяне. Если в вопросе решения судьбы необходимо уважить волю
оставивших в результате военных действий эту территорию азеров, то насколько
справедливо, если не будет учтено слово оставившего родные дома населения в
результате, как военных действий, так и до этого последовательно и постоянно
осуществляемых репрессий и дискриминаций. Тем более, что международное право,
как и международная общественность в этом вопросе когда-либо какой-либо границы
не предопределяли. Об этом, в частности, свидетельствует Резолюция ПАСЕ 1059
(15 марта 1995 г.), в которой закрепляются права народонаселения, покинувшего
до 1991-го года Азербайджан по причине осуществляемых советскими властями
жестокостей или установленных порядков. Azg.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.