Главная » 2011»Февраль»1 » Bagnet: Эрдоган в Киеве не получил то, чего хотел
Bagnet: Эрдоган в Киеве не получил то, чего хотел
14:30
Analitika.at.ua. Украинские эксперты поспешили назвать визит в Киев
премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в конце января 2011 года успешным и
полезным для отношений Украины и Турции , - пишет Дмитрий Тымчук на сайте
интернет-издания «Багнет». В основном с этим можно согласиться, если говорить о
тактике.
"Но в то же время, если говорить о стратегических
решениях, этот визит, т.е. итоги встречи Эрдогана с Президентом Украины
Виктором Януковичем, можно считать достаточно слабыми. Турция не получила то,
чего хотела. Хотя, с другой стороны, создан задел, который может в ближайшем
будущем исправить ситуацию.
Прежде всего, договоренность между Эрдоганом и Януковичем
«начать процесс» создания зоны свободной торговли и отмены визового режима
вселил оптимизм в украинских экспертов в том плане, что обе страны достаточно
давно подходили к решению этих проблем, и постоянно по неизвестной причине
что-то мешало. Причем Анкара в этой ролевой игре выглядела инициатором, а Киев
кокетливо позволял себя упрашивать, но внятных ответов о перспективах и сроках
не давал. Нынешнее «да» от Януковича позволило говорить о прорыве из этого
замкнутого круга, но, опять-таки, без достаточно ясных перспектив конкретных
решений. И – главное! – без понимания: а что же будет дальше?
Заметим, что опасения Киева подписывать конкретные
договоренности по обоим направлениям – и по зоне свободной торговле, и по
безвизовому режиму, - достаточно легко объяснялись. С одной стороны, в Украине
боялись нанести удар по собственным экономическим интересам, учитывая торговый
напор турок, а равно перспективу остаться без отчислений в госбюджет от
экономических связей с ними. Украинская власть при различных президентах
никогда не была полностью готовой, перейти к истинным рыночным отношениям, и
это совдеповское прошлое якорем тянуло ко дну и украино-турецкое партнерство.
Хотя далеко не факт, что нынешние разговоры о зоне свободной торговли в
ближайшем будущем выльются в практические шаги, - если Украина сегодня не может
даже вернуть закрытые при премьере Тимошенко СЭЗ для стимулирования собственных
производителей.
В то же время, Виктор Янукович часто делает широкие
внешнеполитические жесты, при непонимании публики, что за ними стоит – красивые
популистские декларации или трезвый расчет и понимание возникающих угроз. Яркий
пример – договоренности с Китаем, достигнутые в прошлом году – в первую очередь
в плане военно-технического сотрудничества. Киев, как помним, обещает к 2013 г.
достичь объема товарооборота между Украиной и Китаем по экспорту продукции
военного назначения в 1,20 млрд. долларов (то есть за три ближайших года – 1,2
млрд, тогда как, по данным Минпромполитики, за 8 последних лет эта сумма в
общем составила 1,5 млрд долл). Таким образом, Китай может стать партнером
номер один для Украины в сфере военно-технического сотрудничества уже в
ближайшей перспективе. Звучит потрясающе. Но насколько украинской властью
трезво оценено постоянное стремление Китая выкачивать из партнеров технологии в
сфере ОПК, не гнушаясь открытым воровством, – сказать трудно.
С другой стороны, относительно безвизового режима с Турцией,
в Киеве боялись отменять визы перед угрозой наплыва нелегальных мигрантов, -
хотя на нынешнем фоне этой глобальной проблемы в нашей стране такая угроза едва
ли заслуживает на внимание. В то же время, согласимся: заплатить украинцу в
Турции 30 долл за визу, как сейчас, едва ли особо сложно. А потому отмена
визового режима, безусловно, пойдет на пользу гражданам, но стратегическим решением
эту договоренность все же назвать трудно.
Во время визита Эрдогана президентами двух стран была
подписана совместная декларация о создании Стратегического совета высокого
уровня. Звучит хорошо, но Украина со времен Кучмы так долго играла в «стратегическое
партнерство» с кем ни попадя, что на сегодня не совсем ясно, что именно для
Киева это самое стратегическое партнерство означает. В случае с Турцией есть
несколько показателей, по которым можно будет судить, насколько «стратегично»
(в мировом, а не украинском понимании) это партнерство. И уже на протяжении,
очевидно, первого полугодия 2011 года, можно будет сказать точно – речь сейчас
идет о красивых заверениях дружбы с турками, либо же о действительном прорыве в
отношениях.
Отсутствие же долгожданных со стороны Турции решений по
стратегическим вопросам и делает нынешний визит Эрдогана в Киев
малоэффективным. Хотя, как мы отмечали, уже начало диалога – это тоже
положительный момент. Если, конечно, он будет иметь логичное продолжение.
Прежде всего, речь идет о проекте «Набукко» - магистральном
газопроводе из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС в обход России. Здесь
складывается очень интересная и очень странная ситуация. При этом отметим, что,
по сути, «Южный поток» (российский трубопровод в обход Украины) и «Набукко» -
это не просто конкурирующие региональные проекты маршрутов поставок
энергоносителей. Это важнейший региональный выбор, формирующий картину
отношений в регионе на стратегическую перспективу.
Для Украины участие в «Набукко» могло бы означать
возможность перестать умолять россиян не строить «Южный поток». Учитывая
нынешнее лобби «Набукко» в Европе и готовность европейцев принять в нем
участие, речь идет как раз не о привычном для Киева в прошлые времена шантаже
России, а полноправном участии в проекте, дающим желанную самостоятельность. От
украинской власти требуется всего лишь одно: политическая воля для
самоопределения и трезвый расчет.
С другой стороны, участие в «Набукко» позволило бы
определиться Турции в своем «транзитном» поведении. Хотя Анкара с традиционной
турецкой хитростью и сейчас чувствует себя вполне комфортно, номинально
поддерживая «Набукко», и в то же время не отказывая прямо россиянам по поводу
«Южного потока». Стоит помнить, что консолидация позиций Украины и Турции обрекает
«Южный поток» (который, опять-таки, является отличным региональным инструментом
шантажа со стороны россиян) на полную бесперспективность. Смыкание в Черном
море специальных экономических зон Украины и Турции заставляет россиян
договариваться для прокладки своего трубопровода либо с Киевом, либо с Анкарой.
Третьего варианта для них в этом проекте нет.
Самое главное: Анкара поняла давно, что Киев никак не может
отойти от ориентации Запад-Восток и взглянуть, наконец, на Юг. Проект «Набукко»
- ярчайшее тому подтверждение. При «оранжевой» власти турки неоднократно
пытались привлечь внимание украинцев к себе и к перспективам двустороннего
партнерства в рамках многонациональных проектов. Так, в апреле 2007 года
заголовки региональных СМИ пестрели заголовками: Украина и Турция обсудили
возможность совместного участия в проекте строительства газопровода «Набукко»!
Тогда министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и министр энергетики и
природных ресурсов Турции Хильми Гюлер обсудили возможность совместного участия
в этом проекте, и Украина (на словах) выразила заинтересованность в нем.
Закончилось это ничем.
Два с половиной года спустя, в ноябре 2009-го, украинский
посол в Анкаре Сергей Корсуньский вдруг опять заявляет: Украина готова
участвовать в энергетических проектах с Турцией – в частности, в «Набукко». Это
уже было несмешно. Время «оранжевой» власти заканчивалось, и турки не
отреагировали на вдруг, после более чем двухлетнего молчания, проявившиеся
телодвижения Киева.
Зато Анкара сразу принялась «окучивать» новую власть. Вскоре
после прихода к власти Виктора Януковича, в апреле 2010 года, посол Турции в
Украине Ахмет Мерич агитировал украинские СМИ: «Мы не считаем Украину нашим
конкурентом, а хотим видеть ее нашим партнером. Мы — дружественные соседние
страны. И после смены правительства в вашей стране мы хотим, чтобы наша дружба
превратилась в партнерство. У вас есть инфраструктура, через которую
транспортируется главным образом русский природный газ в Западную Европу. Но
это очень старая газотранспортная система, которая нуждается в реконструкции и
замене.... Нас еще не привлекли к South Stream («Южный поток»), который
является русским проектом. Анкара лишь позволила россиянам в нашей специальной
экономической зоне Черного моря осуществить работы по изучению возможности
реализации этого проекта. Однако правительство еще не дало согласие россиянам
на строительство газопровода South Stream... А этот проект («Набукко») -
реальный... Мы не конкурируем с вами, приглашаем ваших людей к «Набукко»,
проводя при этом очень открытую политику».
Чуть позже эти же слова едва ли не слово в слово украинская
власть услышала из уст руководства МИД Турции. А совсем недавно, в ноябре 2010
года, ведущее турецкое издание Today’s Zaman писало: «Сегодня лучшие времена в
отношениях Украины и Турции. Благодаря сотрудничеству в проекте «Набукко» они
могут стать ключевыми странами на энергетическом транзитном пути... Турция
видит в Украине новую торговую цель, а Украина держит Турцию в фокусе своих
энергетических инициатив... И Турция, и Украина нуждаются в модернизации и
развитии. В то же время для обеих стран важно оставаться искренними друзьями и
гасить любые источники напряжения между собой. Сильная украинско-турецкая
дружба и союз укрепят общие цели в черноморско-кавказском регионе и покажут
путь поиска решений».
По сути, эта цитата из Today’s Zaman – декларация видения
Турцией своих отношений с Украиной. Более того: это призыв к созданию если не
политико-экономического тандема, то на данный момент хотя бы его подобия, объективно
имеющего огромный потенциал и перспективы. Это те слова, которые мы слышим и от
официальной Анкары. И, что очень важно, это партнерство не имеет внутренних
противоречий ни в далеком от единства турецком, ни точно также разобщенном
украинском обществе и, соответственно, политикуме.
Схожесть формата проблем Украины и Турции во
внешнеполитическом (национальная специфика евроинтеграции, «мост» между
регионами) и внутриполитическом (разобщенность общества) аспектах, - тема
отдельная. Но при этом, как бы не казалось внешне обратное, по сути нет
противоречий и в региональных амбициях двух стран. Военно-политические
ориентиры Анкары и Киева слишком разнятся, чтобы стать основой для ощутимой
конкуренции, которая бы могла помешать сближению. В этом плане провозглашенная
Киевом внеблоковость нашей державы играет положительный момент.
В то же время, сотрудничество с Турцией заставляет
соблюдать, особенно на начальном этапе, осторожность и умение защитить
собственные интересы, - что Украина, увы, как раз очень редко демонстрирует на
протяжении всей своей независимости. Сильный партнер в лице Турции требует
сильной игры, - это правило должно стать основным для Киева (кстати, как и в
отношениях с Китаем). А вот насколько украинская власть готова к принятию и
продвижению самостоятельных решений на этом направлении, – это еще
вопрос".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.