Analitika.at.ua. На этой неделе произошло несколько примечательных
событий, связанных с карабахским конфликтом, начиная от признания независимости
НКР со стороны крупнейшего австралийского штата Новый Южный Уэльс, и заканчивая
встречей в Париже глав МИД Армении и Азербайджана – первой встречи на высшем
уровне после экстрадиции и освобождения властями Венгрии Рамиля Сафарова. Еще
одно интересное событие произошло в Москве, где встретились представители
армянской и азербайджанской диаспор России.
Шаг диаспор навстречу друг к другу
24 октября в московском Президент-Отеле состоялся «круглый
стол» «Азербайджанская и армянская диаспоры России: межнациональный диалог»,
организованный Союзом армян России и Федеральной национально-культурной
автономией азербайджанцев России (ФНКА АзерРос). В ходе круглого стола были
достигнуты договоренности о проведении дальнейших встреч между представителями
двух общин, проживающих в России, в том числе и в регионах, что, по мнению
участников, будет способствовать созданию атмосферы терпимости и доверия между
армянами и азербайджанцами России и поможет предотвратить возможные конфликты. Также
было принято решение создать постоянно действующий совместный оргкомитет из
представителей двух общин, который будет оперативно решать возникающие
конфликтные ситуации на территории РФ.
«Мы все – граждане России, и нам нечего здесь делить или
конфликтовать. Напротив, своим взаимодействием мы должны дать пример нашим
общинам в других странах мира», – сказал, открывая встречу, президент САР Ара
Абрамян. Он отметил, что эта встреча историческая, так как «впервые за 20 лет
истории России представители армянской и азербайджанской диаспор встречаются в
таком формате, чтобы обсудить национальную политику России и те вопросы,
которые их волнуют».
При этом Абрамян подчеркнул, что целью данных встреч не
является решение карабахского конфликта: «этим занимаются президенты Армении и
Азербайджана, а также Минская группа ОБСЕ».
Со своей стороны глава ФНКА АзерРос Союн Садыков отметил,
что между ним и Абрамяном сложились дружеские отношения, которые нередко
позволяли сглаживать конфликтные ситуации, возникавшие между молодыми
представителями обеих общин. «Наша задача и цель – чтобы не было тех грехов,
конфликтов, которые были в последние несколько лет. Если бы не наши диаспоры и
их руководители, то они могли бы развиться не в лучшую сторону», – заявил он. Он
выразил надежду, что «когда-нибудь мы снова будем ходить друг к другу в гости,
угощать шашлыками, пить вино и танцевать. Так было раньше и, думаю, будет
когда-то в будущем».
С Садыковымбыл
солидарен и народный артист СССР Армен Джигарханян,которого участники мероприятия встретили
аплодисментами. По его словам, есть силы, которые стремятся стравить два
народа, которые прежде связывали тесные узы: «Я помню слезы на глазах у
зрителей в Баку, когда мы с Ереванским русским драмтеатром были на гастролях
там. А как встречали в Армении народную артистку, певицу Зейнаб Ханларову! Мы
любили друг друга. Значит, мы нуждаемся в этом. А единственный конфликт,
который был между нами, это когда играли «Арарат» и «Нефтчи». Надо, чтобы и
сейчас противостояние было только на футбольном поле».
По мнению Джигарханяна, с помощью религии и искусства двух
народов можно было бы попытаться примирить их. «Я думаю, что в вопросе
восстановления доверия между армянами и азербайджанцами большую роль должны
сыграть армянская церковь и азербайджанская мечеть. Люди искусства также должны
внести свой вклад. Если мы будем любить друг друга, тогда мы договоримся. Это
очень важно», – заявил он.
«К сожалению, мы – представители интеллигенции – стали
заложниками в руках политиков», –заметила в этой связи представитель
азербайджанской общины, полковник МВД России Тамара Пухова, отец которой родом
из Карабаха.
«Ястребы» из мира искусства
То, что представители интеллигенции стали заложниками в
руках политиков, наглядно показала реакция на освобождение убийцы спящего
армянского офицера Рамиля Сафарова в Баку. Так, народная артистка СССР, депутат
азербайджанского парламента певица Зейнаб Ханларова в интервью сайту «AzNews»
оправдала героизацию убийцы Рамиля Сафарова и заверила, что поступила бы точно
так же. «Он не только герой Азербайджана, он всемирный герой. Нужно поставить
ему памятник. Не каждый мужчина смог бы сделать такое. Есть два героя –
господин Ильхам Алиев и Рамиль Сафаров», – сказала она.
При этом на замечание журналиста о том, что не все одобряют
героизацию Рамиля Сафарова даже в самом Азербайджане, Зейнаб Ханларова заявила,
что это неправильно. «Значит кровь тех, кто жалуется, смешана с армянской. Я бы
поступила так же, как и Рамиль. Правильно сделал, что отнял жизнь армянина», –
заявила она.
Тем самым народная артистка СССР, вместо того, чтобы сеять
разумное, доброе, вечное, призывать людей к миру, оправдывает зверское убийство
спящего, беззащитного человека лишь на том основании, что Гурген Маркарян был
армянином.
Стоит также напомнить итоги посещения НКР представителями
армянской и азербайджанской интеллигенции, которое организовали в 2007 и 2009
годахпослы Армении и Азербайджана в
России, бывшие министры культуры двух стран Армен Смбатян и Полад Бюль-Бюль
оглы. Если в Степанакерте, после встречи с президентом НКР Бако Саакяном, Полад
Бюль-Бюль оглы заявил журналистам, что «они приехали в Степанакерт не для того,
чтобы решать государственные или политические проблемы, а для создания доверия
между народами», то по возвращении им сразу же овладевала милитаристскаяриторика официального Баку, и он начинал
заявлять о готовности Азербайджана решить карабахский конфликт силовым путем.
Взгляд из Еревана
Представители гражданского общества Армении положительно
оценили встречу армянской и азербайджанской диаспор России, а также их желание
найти пути примирения двух народов. «Иницатива хорошая и важная, особенно в
свете последних развитий. Дело в том, что в диаспоральных общинах отношения
между армянами и азербайджанцами даже в период войны были намного более
нейтральными и даже позитивными, нежели в самих странах. Однако, в последнее
время все чаще наблюдается эскалация ненависти именно в общинах. Это по большей
части связано с двумя факторами.
Первый – рост пропагандистской войны между Ереваном и Баку. Второй,
который имеет особенно сильное влияние на отношения – это попытки
азербайджанских властей начать строить сильную диаспору по армянской модели. При
этом большая ставка со стороны бакинских активистов и посольств делается на
антиармянскую пропаганду в самих азербайджанских общинах. Подобное нагнетание
негатива может иметь крайне неприятные развития. Надо, чтобы общины могли
напрямую общаться и сглаживать воздействие спецпропагандистов», – заявил
«Кавказской политике» гражданский активист и известный блогер Самвел Мартиросян
(kornelij).
Необходимо заметить, что в армянском обществе в силу ряда
факторов, в частности комплекса «победителя» в карабахской войне и отсутствия
целенаправленной антиазербайджанской пропаганды на государственном уровне (в
отличии от Азербайджана с его антиармянской пропагандой), более спокойное
отношение к азербайджанцам.
Подобных взглядов придерживается и руководство страны во
главе с президентом Сержем Саргсяном, который неоднократно заявлял о необходимости
несмотря на все трудности готовить общества двух стран к миру. По словам
президента,«нельзя загрязнять умы и
души людей античеловеческими идеями и ксенофобией, зомбировать молодежь,
которая еще должна прожить жизнь и благоустроить свою страну».
Хотя при всем этом подавляющая часть армянского общества и
думать не хочет о возможности каких-либо уступок в карабахском конфликте,
считая, что мир должен быть на основаниисуществующего статуса-кво.
При этом следует заметить, что освобождение и героизация в
Азербайджане Рамиля Сафарова нанесли существенный урон позиции умеренных сил в
армянском обществе, и, по крайней мере на ближайшее время, уничтожили
возможность установления атмосферы доверия между обществами Армении и
Азербайджана. Айк Халатян, kavpolit.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.