Analitika.at.ua. 15 апреля 2010 года президент Азербайджана Ильхам Алиев
на заседании правительства страны, посвященном итогам социально-экономического
развития в первом квартале 2010 года, заявил: «Без нашего согласия никто не
признает Нагорный Карабах». Этим своим заявлением Азербайджан в очередной раз
продемонстрировал неуважение как суверенитета других государств, так и норм
международного права.
Бакинская администрация продолжает попытки фальсификации
международного права и не выполняет свои обязательства по отношению к мирному
процессу. 6 февраля 2010 года в интервью телеканалу Euronews президент
Азербайджана заявил, что «Азербайджан никогда не согласится на независимость
Нагорного Карабаха и не примет никаких механизмов или процедур, способных
потенциально привести к его отделению».
То есть тем самым азербайджанский президент открыто и
демонстративно заявил, что он не приемлет исторический прогресс и продолжает
политику отрицания норм и принципов международного права, императивно
констатирующего право народов на самоопределение, на основе механизмом и
процедур которого возникло подавляющее большинство ныне существующих
государств.
Заявление президента Азербайджана также прямо направлено
против принятой 18 декабря 2009 года 64-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН
резолюции A/64/438 «Всеобщая реализация права народов на самоопределение»,
которая вновь подтверждает право народов на самоопределение и призывает
покончить с внешним военным вмешательством, оккупацией и репрессиями.
Резолюция, в частности, еще раз подтверждает универсальный принцип
самоопределения народов, закрепленный в уставе ООН и в международных документах
по правам человека. Принятием данной резолюции Генеральная Ассамблея ООН
решительно осуждает проявления военного вмешательства, агрессии и оккупации,
оценив их как результат борьбы против реализации права народов на
самоопределение и других прав человека. Таким образом, ООН в очередной раз
зафиксировала принцип права народов на самоопределение в качестве
системообразующего, фундаментального международно-правового принципа.
11 марта 2010 года спецпредставитель ПА ОБСЕ по Нагорному
Карабаху Горан Ленмаркер сделал заявление, что принцип права народа Нагорного
Карабаха на самоопределение - один из важнейших принципов разрешения конфликта.
Он подчеркнул, что если бы не этот важнейший принцип, сегодня не было бы
независимых Азербайджана, Армении, Грузии. Г.Леннмаркер предостерег Азербайджан
от разжигания ненависти как на официальном уровне, так и в СМИ.
Президент Азербайджана И.Алиев своим заявлением телеканалу
Euronews также демонстративно отказался и от так называемых Мадридских
принципов. Бакинская администрация констатировала полное отсутствие намерения
идти на реальные шаги в переговорном процессе по азербайджано-карабахскому
урегулированию, поставив под сомнение сам смысл их проведения. Баку заведомо
исключает поиск компромисса как такового. Таким образом, попытки умиротворения
азербайджанского агрессора путем уступок не только аморальны, но и
бессмысленны.
Первый заместитель председателя Ассоциации российских
дипломатов, в 1992-1996 годах глава российской посреднической миссии,
полномочный представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху, сопредседатель
Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров подчеркивает: «Ясно, что
президент Азербайджанской Республики не собирается соблюдать своих обязательств
по возможному соглашению, а только «получить своё» без взаимности, а лучше и
без надежных гарантий мира. Вот в чём соль дела. А Баку опыта невыполнения даже
официально подписанных соглашений не занимать. Очевидный пример - соглашение по
инцидентам от 4 февраля 1995
г.».
15 марта 2010 года заместитель министра иностранных дел
Армении Шаварш Кочарян, комментируя высказывания главы МИД Азербайджана Эльмара
Мамедъярова, подчеркнул, что Азербайджан продолжает действовать как против
целей ООН, так и против территориальной целостности самоопределившейся НКР, что
является основным препятствием на пути обеспечения прогресса в переговорах.
При этом руководство Азербайджана, забыв свои обязательства
перед ОБСЕ, Советом Европы, ООН, систематически угрожает новой агрессивной
войной, целью которой являются захват земель Нагорно-Карабахской Республики
(Республики Арцах) и этнические чистки. Стремительными темпами идет возрождение
азербайджанского милитаризма, разгромленного в 1994 году. Баку не имеет никакой
аргументации, кроме угроз возобновления войны. Президент Нагорно-Карабахской
Республики Бако Саакян 16 февраля 2010 года охарактеризовал позицию
Азербайджана по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта как «новый
вид и форму терроризма».
На территории Азербайджана накапливаются горы оружия,
единственное предназначение которого - вести огонь по гражданам НКР. Те страны,
которые продают оружие Азербайджану, должны четко понимать, что это оружие
предназначается для новой широкомасштабной террористической интервенции против
Нагорно-Карабахской Республики, а не для обороны Азербайджана. Ведь для всех
очевидно, что НКР не угрожает Азербайджану и не собирается на него нападать.
Именно Нагорно-Карабахская Республика несет бремя сдерживания агрессора,
поддержания порядка и стабильности в регионе. Оружие, которое накапливается на
территории Азербайджана, может быть применено в террористических целях как
против граждан Нагорно-Карабахской Республики, так и в других местах планеты.
В последнее время стремительно растет количество обвинений
со стороны официальных представителей бакинской администрации в адрес
стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, да и всего мирового сообщества,
включая ее союзницу Турцию. Что касается России, то в интервью ИА REGNUM 1
апреля 2010 года азербайджанский политолог Расим Агаев признается: «Нет ни
одной партии, которая рассматривала бы Россию как союзника Азербайджана».
12 марта 2010 года французский сопредседатель Минской группы
ОБСЕ Бернар Фасье заявил, что «победа Азербайджана в случае возобновления войны
невозможна». Б.Фасье аргументировал тем, что «лично знает о храбрости армянских
и карабахских воинов». Кроме того, он указал на то, что «война не принесет
пользы Азербайджану, поскольку нанесет существенный вред его финансовым
интересам, торговле нефтью». Кроме того, в случае новой азербайджанской
агрессии ООН прекратит программу оказания помощи 700 тысячам голодающим
азербайджанцам, а это 18 % населения Азербайджана. Стоит напомнить, что по
данным российских и ряда азербайджанских социологов население Азербайджана не
превышает 4 млн. человек, а официальная цифра в 8 млн. является плодом
традиционных приписок азербайджанской пропаганды.
Противоправность государственного терроризма как инструмента
внешней политики закреплена в принятой в 1984 году на 39-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюции 39/159 «О недопустимости политики государственного
терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв
общественно-политического строя в других суверенных государствах». В этой
резолюции государственный терроризм характеризуется как действия, направленные
на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя
суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств. То
есть эта резолюция также направлена на осуждение политики противодействия
самоопределению народов.
Азербайджан должен навсегда отказаться от враждебных
действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм
вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или
ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных
основ Нагорно-Карабахской Республики и права ее народа свободно избирать формы
своего национального существования. Давно назревшее признание Азербайджаном
независимости НКР будет свидетельствовать о том, что бакинская администрация
наконец-то в состоянии проводить ответственную независимую внешнюю политику,
обеспечивающую суверенитет и жизнеспособность Азербайджана.
Призывы к новой войне представляют реальную угрозу
дальнейшей деградации азербайджанского общества и государства, очередной срыв в
решении задач модернизации и создания жизнеспособного азербайджанского
государства и, как следствие, распад государства. Это приведет к окончательной
потере контроля государства над запасами оружия. Такие призывы ведут к потерям
нравственных и ценностных ориентиров у молодежи и других слоев общества.
Происходит манипуляция массовым сознанием, усиление процесса подавления
личности и дальнейшее конструирование негативной коллективной идентичности в
Азербайджане через эскалацию агрессивного противостояния с Нагорным Карабахом и
Арменией. Но Азербайджану остро необходим отказ от образа врага в лице
Нагорного Карабаха и взаимное признание НКР и Азербайджана. Будущее
Азербайджана туманно, пока он не признал НКР.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.