Analitika.at.ua. Даже если Брайзу постигнет участь Ричарда Хогланда и
Обаме придется искать ему замену, во внешней политике администрации Белого дома
ничего не изменится.
Утвердят Мэтью Брайзу послом в Азербайджане или нет, уже
становится неинтересно. К сожалению, Барак Обама пошел по пути экс-президента
Буша-младшего и предлагает кандидатуры «сгоревших» дипломатов, наверное, думая,
что Брайза будет «достойно» представлять США, поскольку заинтересован в
энергоресурсах Каспия.
Вообще надо отметить, что пока Вашингтон будет ставить во
главу своих интересов исключительно нефть, ни о какой дипломатии в настоящем
смысле этого слова у него не будет. Причем интересно: подобная политика тянется
уже лет 30-40 без видимого прогресса. На «нефтяные грабли» США начали наступать
еще с 70-х годов прошлого века, когда разразился первый энергетический кризис,
который продолжается с переменным успехом до сегодняшнего дня. По большому
счету вторжение в Ирак было продиктовано отнюдь не желанием установить демократию
или обезопасить регион от оружия массового поражения, которого у Саддама
Хуссейна не было, а основывалось исключительно на желании контроля над богатым
нефтью Ираке. И операции по «освобождению» Кувейта никоим образом не
способствовали установлению демократии, ибо на Ближнем Востоке понятие
«демократия по-американски» означает полный развал страны и разруху во всех
сферах, кроме нефтедобывающей. Как это ни прискорбно. То же самое можно сказать
и о неуемном желании США подчинить себе Иран. Что касается Азербайджана, то тут
все вроде в порядке – Ильхама Алиева интересуют исключительно нефтедоллары и
ради этих многомиллиардных поступлений он готов на все. Даже если Брайзу
постигнет участь Ричарда Хогланда и Обаме придется искать ему замену, во
внешней политике администрации Белого дома ничего не изменится.
Между тем Азербайджан не сидит сложа руки и усердно
наращивает военную мощь. Как сообщают СМИ, в прошлом году Минобороны
Азербайджана заключило контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку двух
дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Контракт
уже может быть выполнен в ближайшие год-два. Стоимость контракта не менее $300
млн. Азербайджан также закупает оружие на Украине, в Белоруссии, Израиле и ЮАР:
МиГ-29 и бронетехнику, противотанковые ракеты Spike, беспилотники и другое
оружие, модернизированы ударные вертолеты Ми-24.
Напомним, что комплексы уже есть на вооружении Алжира и
Китая, контракт на их поставку в Иран подписан, но не выполнен - в апреле 2009 г. Россия заморозила
поставку, а в июне 2010 Совет Безопасности ООН ввел санкции против Ирана,
которые Россия расценила как запрет на поставку С-300.
И на всем этом фоне кандидатура Мэтью Брайзы вызывает
опасения. Не исключено, что часть помощи США все же доходит до Баку. Заморозив
907-поправку к Акту о свободе, которая не разрешает прямую помощь, Вашингтон
тем не менее находит обходные пути для поставок в Азербайджан техники и
технологий на случай войны. Расхожая фраза о том, что новая война в регионе
никому не нужна не выдерживает никакой критики. Война нужна США и России,
которые поставляют военную технику в регионе, и без того напичканный самым
современным вооружением, которые в один далеко не прекрасный день обязательно
выстрелит. Не может не выстрелить по канонам жанра. Что останется в данном
случае от всего Южного Кавказа – лучше не представлять. Мы как-то писали, что
державам нужна исключительно территория без населения. Что они и попытаются
сделать не без помощи «дипломатов» типа Брайзы. И пусть никого не удивляет или
даже радует, что глава сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри
отказался встретиться с кандидатом на пост посла США в Баку. Всему свое время.
Просто накануне выборов демократы не хотят рисковать голосами армянской общины
и поэтому осторожны в своих пристрастиях.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.