Главная » 2012»Апрель»9 » Берет ли Россия на испуг Азербайджан: ответ политологам из Баку
Берет ли Россия на испуг Азербайджан: ответ политологам из Баку
21:31
Analitika.at.ua. Информационное агентство REGNUM
разместило 7 апреля на своем портале в разделе «Новости России» материал,
объединенный общим названием «Россия не в состоянии взять на испуг Азербайджан
и Грузию: комментарий из Баку». Два азербайджанских политолога, один из которых
еще и депутат парламента Азербайджана, поделились с российскими читателями
портала своими предположениями о том, что может быть, если Владимир Путин
займет более жесткую позицию в отношении южно-кавказского региона.
Их высказывания, оценки и прогнозы не оставили равнодушным
автора этой статьи. Антироссийская риторика при этом не раздражает, слышать ее
из уст ближних коллег-соседей стало привычным, разница, пожалуй, только в степени
«откровенности» отдельных высказываний. Смутило другое – бездоказательность, то
есть обвинения есть, а доказательств политологи не потрудились привести. Попытаемся
сделать это здесь, разумеется, не в доказательство, а в опровержение некоторых
наиболее смущающих положений, приведенных на REGNUM.
Начать нужно, видимо, с удивления, что Грузия и Азербайджан
поставлены в российской внешней политике на один уровень. Ничего общего, кроме,
пожалуй, их географического расположения на Южном Кавказе, между этими
государствами в отношениях с Москвой пока увидеть сложно. Действительно,
территория Кавказа с точки зрения современной политической географии разделена
между Россией (Северный Кавказ) и бывшими советскими республиками
Азербайджаном, Арменией и Грузией (Южный Кавказ). Турция не без оснований
считает свои восточные территории также относящимися к кавказскому региону.
В Тбилиси не скрывают, что гарантом территориальной
целостности и суверенитета Грузии они видят не соседнюю Россию, а далекие
Соединенные Штаты. Любая поддержка Запада интерпретируется Грузией как
индульгенция на продолжение опасного курса на конфронтацию с Россией. Заинтересованные
в укреплении своего военно-стратегического и энергетического присутствия на
Южном Кавказе США и их союзники не мешают воинствующему режиму Саакашвили,
вместе с тем они не оказали Тбилиси до сих пор заслуживающей внимания военной
поддержки. Отношения между странами с точки зрения оценки их уровня находятся в
нижней точке, нет даже полноценных дипломатических миссий, отсутствие которых в
XXI веке рассматривается как свидетельство особой напряженности.
Президент Саакашвили стремится быть более роялистом, чем сам
король. Свое желание сделать Грузию более «натовской», чем сами «натовцы» он
продемонстрировал, отправив в Афганистан беспрецедентный по численности для не
членов этого военного альянса контингент своих военнослужащих. За время участия
под эгидой НАТО 31-го батальона 3-й пехотной бригады министерства обороны
Грузии в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF) в провинции
Гильменд с августа 2009 года уже погибли 15 военных. Саакашвили на американский
манер принимал участие в церемониях их захоронения. Можно привести и другие
примеры демонстрации запредельной верности США и западной солидарности Тбилиси,
однако перейдем к Азербайджану.
С Азербайджаном в плане уровня дипломатических отношений,
вроде бы, все в норме. Речь даже не о посольствах. Общий настрой руководителей
наших государств, результаты их встреч, переговоры на министерских и ведомственных
уровнях не указывают на наличие непреодолимых проблем, тем более, как
отмечается в рассматриваемом материале, на «военное, дипломатическое,
экономическое и информационное давление» России в отношении Азербайджана. Здесь
же депутат и политолог Р.Мусабеков указывает на энергетическую независимость
Азербайджана, а ниже – на внушительные доходы от экспорта нефти и газа. Вот на
этом и хотелось бы остановиться подробнее.
Как известно, делить на Каспии есть что. Доказанные ресурсы
нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы
нефти и газового конденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн. В соответствии
с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского
моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то
есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента
принятые ранее договора между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя
этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского
моря, любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему
статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, с позиций
международного права оцениваются как неприемлемые. То есть, Каспийское море,
его ресурсы, в том числе и энергетические, являются общим достоянием
прикаспийских государств и объектом их совместного использования.
Однако эта принципиальная позиция нарушена тем, что Россия
фактически официально признала, по крайней мере, на уровне председателя
Правительства, наличие так называемого «азербайджанского сектора Каспийского
моря». Так, в 1993 году между правительствами Российской Федерации и
Азербайджана подписано соглашение «О сотрудничестве в области разведки и
разработки нефтяных и газовых месторождений на территории Азербайджанской
Республики», в тексте, которого речь шла и об «азербайджанском секторе
Каспийского моря», который, таким образом, признавался территорией
Азербайджана. После подписания этого соглашения, с началом нового раунда
переговоров по созданию международного консорциума, Россия, по словам
президента Азербайджана, «была вовлечена в переговорный процесс», речь шла о
российской частной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
Это дало повод руководству Азербайджана заявить, что
контракт о совместной разработке шельфа «в азербайджанском секторе Каспийского
моря... подписан нами вместе». Вопрос рассматривался в российской
государственной думе. По мнению многих российских парламентариев,
транснациональные нефтяные корпорации, правительства Азербайджана и российская
компания «ЛУКОЙЛ» без согласия президента, парламента и МИД России по существу
изменили национальные границы страны. В правовом отношении «азербайджанского
сектора» Каспийского моря нет, как и не должно быть азербайджанской нефти и
газа, это был «подарок» со стороны отдельных должностных лиц России, которую
сейчас Р.Мусабеков без сомнений отнес к числу противников Азербайджана. Добавим,
что соседний Иран и находящийся на противоположном берегу Каспия Туркменистан
границы «азербайджанского сектора» не признают, а сам правовой статус
Каспийского моря до сих пор не определен.
Следующее обвинение выдвинуто в отношении Карабахского
конфликта, за которым, якобы, стоит Россия. В Баку конфликт с Арменией не
считают «замороженным конфликтом». Так уж складывается, что почти всё в
политике Баку направлено на решение вопроса возвращения под свой контроль
Нагорного Карабаха, а отношения с зарубежными партнерами рассматриваются через
«нагорно-карабахскую» призму. Россия азербайджанского «доверия» на этом
направлении не заслуживает, так как не отказывается от сотрудничества с
Арменией. Любое принципиально новое решение России по Нагорному Карабаху в
ущерб отношениям с Арменией практически исключается, а в Баку хотели бы дружить
с Москвой целенаправленно против Еревана. Азербайджанские политологи зря
опасаются, что Владимир Путин «займет более жесткую позицию в отношении южно-кавказского
региона». По крайней мере, на политике России в отношении мирного
урегулирования карабахской проблемы путем переговоров смена президентов в
Кремле, вряд ли, скажется.
Не получается у Баку наладить дружбу и с Тегераном, который
как и Москва попал в число недругов и по той же причине. Иран видит, что
Азербайджан выстраивает свои отношения с соседями с явным прицелом на получение
односторонней поддержки в усилиях по возвращению Нагорного Карабаха. Более
того, Исламская Республика всерьез обеспокоена тем, что Азербайджан приобретает
современные вооружения, чтобы иметь возможность, несмотря на мирные переговоры
с Арменией, решить вопрос силовым путем. В этом году, на фоне появления
реальной угрозы нанесения Израилем ударов по объектам в Иране, Баку, игнорируя
иранское соседство, оформил с Тель-Авивом крупнейшую в своей истории
военно-техническую сделку беспрецедентной стоимостью в 1,6 млрд. долларов.
Сделав ставку на военно-технический союз с Израилем и
пожертвовав ради этого нормальными отношениями с Ираном, Азербайджан, похоже,
совершил стратегическую ошибку. До сих пор даже США не позволяли своему ВПК
заключать столь крупные контракты по поставкам вооружения Азербайджану,
опасаясь спровоцировать новую войну между Баку и Ереваном за обладание Нагорным
Карабахом. Нельзя забывать, что во главе Ирана находится высшее шиитское
духовенство, не знающее деления на шиитов-персов и местных
шиитов-азербайджанцев (тюрок). Да и военно-политическое руководство ИРИ, следуя
принципу – «друг моего врага (Израиля) – мой враг», на фоне беспрецедентной
перспективы создания Баку военного альянса с Тель-Авивом, все увереннее относит
соседний Азербайджан к числу своих региональных противников.
Возвращение отношений Баку с Тегераном на конфронтационный
уровень сразу же нашло одобрение в Вашингтоне. В государственном департаменте
США высоко оценили сотрудничество с правительством Азербайджана. После таких
заявлений Белого дома у Ирана не остается сомнений в том, что Баку можно
манипулировать из Вашингтона, отдавая указания по телефону. В свете этого Иран
не исключает возможность предоставления Баку своей военной инфраструктуры для
США и Израиля. В случае развязывания Западом агрессии в Иране, данные
обстоятельства дают Ирану право отвечать, уничтожая азербайджанские нефтегазовые
объекты как вражеские. Такое развитие событий в случае военного конфликта
Запада с Ираном очень вероятно, учитывая тот факт, что отношения Тегерана с
Баку неуклонно ухудшаются.
На таком фоне отношений с соседями на севере и на юге
(Россия и Иран) для упомянутых политологов из Азербайджана выбора союзников на
Южном Кавказе, по сути, не остается. Как отмечалось, еще Турция считает свои
восточные территории также относящимися к кавказскому региону. На союз с ней и
делается расчет. Авторы материала цитируют заявление президента Абдулла Гюля:
«Турция не может оставаться безразличной к событиям в арабском мире, как она не
остается равнодушной к судьбе азербайджанских братьев, изгнанных из своих домов
в Нагорном Карабахе». Политолог В.Гулузаде, допуская со стороны России какую-то
мифическую «военную провокацию против Баку», связал высказывание турецкого
президента с итогами визита в Азербайджан главы внешнеполитического ведомства
Лаврова и, более того, переадресовал их в Москву как предупреждение Анкары
Кремлю.
Расшифровывать до такой глубины и широты слова Абдулла Гюля
не берусь (интерпретировать с такой легкостью на свой лад заявления глав
государств в экспертной среде не принято). Но хотел бы обратить внимание, что в
приведенной цитате на первое место поставлены события в арабском мире. Иран и
Азербайджан, а тем более Россия – не арабские государства. Догадаться, что речь
идет о самой болевой на данный момент точке арабского Ближнего Востока, а
именно Сирии, несложно. Анкара входит в число наиболее решительных критиков и
противников режима президента Башара Асада. Политически Турция сейчас тяготеет
к Ближнему Востоку в большей степени, чем к Кавказу. Этнически Анкара остается
чужой для арабского мира, в среде которого сейчас нет единства, а после революций
и восстаний «арабской весны» ещё и образовался определенный вакуум сил, на
замену которого готова себя предложить Турция, как впрочем, и Иран.
Для Турции никак не открывается окно в Европу, Анкара стоит
перед выбором, что важнее: укреплять свои позиции в мусульманском мире или
сидеть и дальше на пороге Евросоюза в ожидании полноправного членства. Президент
Турции Абдулла Гюль заявил, что в будущем Турция, возможно, не захочет стать
членом Евросоюза и пойдет по пути Норвегии. В Анкаре осознают сложность
принятия страны в ЕС в настоящее время, да и большинство населения страны
относится к такой перспективе довольно негативно. Судя по всему, Анкара
окончательно разочаровалась в перспективах интеграции в Европейское сообщество,
и стала больше уделять внимания политической борьбе за роль посредника в
урегулировании ближневосточного конфликта, в частности, в возможном
урегулировании внутренней ситуации в Сирии. Турция не скрывает, что в
перспективе может стать арбитром в сирийско-израильских отношениях, а также
активно поучаствовать в палестинском диалоге между движениями ФАТХ и
"Хамас".
Активизация турецкой внешней политики в Ближневосточном
регионе, по сути, означает новый этап борьбы Турции за региональное лидерство. А
это означает, что турки не откажутся от своей ближневосточной политики в пользу
сотрудничества с Азербайджаном. В Баку должны бы видеть, что внешняя политика
Турции всё более концентрируется на Сирии и других актуальных проблемах
Ближнего Востока, не о какой военной солидарности с Азербайджаном речь не идет,
а тем более, направленной против России.
Для Турции главный региональный соперник Иран, но опять же
не по отношению к Азербайджану, а к Ближнему Востоку. Что касается конкретно
Сирии, то соперничество Турции и Ирана пока идет параллельно и ставит перед США
и ЕС вопрос о необходимости смириться с мыслью, что им придется считаться с
лидерством одной из этих стран в исламском мире, поскольку эпоха их
монопольного влияния на страны Ближнего Востока, видимо, уходит уже
безвозвратно. Разумеется, что Запад сделает выбор в пользу Анкары, но Иран не
отступит, а это будет означать дальнейшее ухудшение турецко-иранских отношений.
Азербайджан здесь не причем, он в соперничестве этих региональных лидеров
участия не принимает, а поссорившись с Россией, вообще рискует остаться на
обочине происходящих в регионе политических процессов. Николай Кольчугин, эксперт
по проблемам Ближнего и Среднего Востока кандидат исторических наук, доцент. Иран.ру
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.