Главная » 2012»Декабрь»17 » Битва за Евразию: Армения в геополитической концепции США Геостратегия "Анаконда"
Битва за Евразию: Армения в геополитической концепции США Геостратегия "Анаконда"
00:55
Analitika.at.ua. 17
сентября 1998 года вышла в свет одна из самых нашумевших монографий
современности — "Великая шахматная доска”, в которой бывший советник президента
Джимми Картера Збигнев Бжезинский обрисовал основные контуры будущего
мироустройства под главенством США.
Примечательно, что в немецком переводе книга называется
"Единственная супердержава” ("Die einzige Weltmacht”). Нет сомнений, что именно
подобная формулировка определяет идеологическую концепцию американской внешней
политики — мировой гегемонизм. В своей работе Бжезинский обозначает основные
приоритеты Вашингтона на ближайшие 50 лет: "Евразия, на которой проживают 75%
населения мира и на которой располагаются 3/4 всех мировых энергетических
запасов, является ключом к мировому господству” — утверждает он. В контексте
"Битвы за Евразию” США ведут борьбу за основные геостратегические регионы,
одним из которых является Южный Кавказ. Из стратегии национальной безопасности
становится ясно, что Южный Кавказ рассматривается как геостратегический стержень,
связывающий Европу и Ближний Восток с Центральной Азией и Афганистаном. С
начала распада СССР ведущие мозговые центры США, такие как Институт
политических исследований Бейкера, Центр Каспийских исследований и Центр
политических исследований при фонде Ричарда Никсона, разработали идеологическую
стратегию в борьбе против основных конкурентов, получившую название "Анаконда”.
Один из идеологов данной стратегии, полковник вооруженных сил США Джон Чики,
охарактеризовал данную стратегию как эффективный способ сжатия геополитического
пространства путем создания сети военных баз и развертывания системы ПРО.
Следовательно, Южный Кавказ является не только основным "связующим” узлом в
контексте региональной политики США, но и основным плацдармом для сжатия жизненного
пространства основных идеологических и геополитических противников США — России
и Ирана. О том, что "Битва за Евразию” является жизненно важным приоритетом для
Белого дома, недавно заявила госсекретарь Хиллари Клинтон. "Существует движение
в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет
называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в
таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается
цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или
предотвратить это”, — дословно цитирует госсекретаря Financial Times.
Еще в начале 90-х годов Белый дом активно поддерживал
создание целой цепи влиятельных армянских организаций, которые должны были
сыграть роль связующих мостов между Вашингтоном и независимой Арменией.
Подобная политическая стратегия была выбрана не случайно, официальный Вашингтон
пытался использовать аналогичный опыт в налаживании отношений с рядом
государств, используя количественный и качественный факторы этнических диаспор.
Примером успешного применения данной стратегии стали Израиль, Ирландия и
Италия.
Неудивительно, что именно США первыми официально признали
независимость Республики Армения, основав в Ереване самое крупное на то время
посольство в мире (позже посольство в Армении стало вторым по величине после
реорганизации дипломатических миссий США в Ираке). Кроме того, именно после
установления двусторонних отношений демократ Фрэнк Паллоне и республиканец
Эдвард Портер основали в Конгрессе группу по армянским делам, получившую
название Armenian Caucus и объединяющую сегодня более пятидесяти авторитетных
политиков страны.
Как и в случае с Израилем, первоначальный этап двусторонних
отношений развивался по двум направлениям: оказание финансовой и гуманитарной
поддержки Армении и де-факто оказание политической поддержки
Нагорно-Карабахской Республике. Подобная геополитическая стратегия давала
армянской стороне возможность фиксировать определенные успехи. Так, в 1992 году
была принята поправка 907 к "Акту поддержки свободы”, которая запрещала
оказывать прямую военно-техническую и финансовую помощь Азербайджану. Другой не
менее важный законодательный акт, определяющий политическую линию США, был
принят в ноябре 1997 года. Данный акт предусматривал официальную финансовую
поддержку НКР, а также дополнительную выплату около 12 млн долларов на
реконструкцию и восстановление Арцаха. Данный акт также подтвердил запрет на
большинство видов помощи, оказываемой правительству Азербайджана. О том, что
столь значимый успех был не только достижением армянского лобби, но и вектором
официальной внешней политики, свидетельствует тот факт, что оба акта были
приняты абсолютным большинством голосов как в Палате представителей, так и в
Сенате. Таким образом, на сегодняшний день США, юридически не признающие НКР,
по сути являются единственным в мире государством, оказывающим ему
государственную финансовую поддержку.
...Белый дом играет в двухуровневую игру, предполагающую, с
одной стороны, усиление армянского лобби, с другой — активное включение Армении
в программы НАТО с целью максимального дистанцирования Еревана от Евразийского
проекта. Не случайно американский и европейский истеблишмент недвусмысленно
намекают Еревану на "необратимые” последствия вступления в Евразийский союз.
Армении удается сохранять стратегические союзы с Россией и Ираном, параллельно
получая военную поддержку от США и Китая, с одновременным участием в
миротворческих программах НАТО. Однако уже сегодня необходимо учитывать
геополитическое положение в регионе, в контексте которого разворачивается
"Битва за Евразию”. При самом благоприятном развитии событий Ереван будет
вынужден расширить свое сотрудничество с США и НАТО, дабы не допустить
использования Турцией и Азербайджаном инструментов Североатлантического альянса
против себя.
Подобное развитие сотрудничества с "Западом” напрямую
затрагивает стратегические отношения с Москвой. Поэтому России следует четко
расставить свои внешнеполитические приоритеты, продвигая собственные проекты,
отражающие принципы взаимоотношений с Арменией как с единственным
стратегическим партнером на Южном Кавказе. Арег ГАЛСТЯН, блог "time to
analyze”. «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.