Analitika.at.ua. Арабские революции и обусловленные ими
развития как бы отодвинули на второй план ряд факторов, играющих важную роль в
ближневосточной политике. Однако волна революций в арабском мире, похоже,
склоняется к закату, и вышеотмеченные факторы опять начинают давать о себе
знать.
Курдский вопрос – один из этих факторов, и хотя в
относящихся к Ближнему Востоку международных экспертных наблюдениях все еще
продолжает превалировать тема арабских революций, уже выявляются первые
признаки того, что в ближайшее время курдский вопрос опять обретет свое влияние
в ближневосточных политических развитиях. К тому же в результате последних
региональных развитий и, в частности, на фоне царящей в Сирии, Турции и Ираке
ситуации и ожидаемых событий он, кажется, приобретет новый смысл.
Дестабилизация Сирии
Хотя сирийские власти делают все возможное для пресечения
утечки информации о происходящих в стране развитиях, однако доходящей до нас
картины достаточно, чтобы составить представление о серьезности сложившейся там
ситуации. Например, решение Башара аль-Асада о задействовании армии для
подавления вспыхнувших в стране волнений говорит о том, что полицейская система
уже не в состоянии решать поставленные перед ней задачи. Иными словами, даже
если в охваченных волнениями городах полиция не упразднена, то более чем близка
к этому. С другой стороны, о серьезности положения говорит решение властей
вовлечь в подавление волнений тяжелые артиллерийские подразделения. Если к
этому прибавить полученные за последние полтора месяца сведения о том, что
число жертв каждую неделю достигает нескольких десятков человек, то картина,
похоже, становится ясной.
Однако значение происходящих в Сирии развитий постепенно
выходит за пределы этой страны, обретая статус фактора ближневосточной
политики. И здесь выделяются два обстоятельства.
Первое относится к жизнеспособности сирийского государства
и, следовательно, сирийских границ. Этот вопрос особенно актуален после
свержения режима Саддама Хусейна в соседнем с Сирией Ираке, когда выяснилось,
что у созданного в XX веке государства Ирак есть серьезные проблемы с
жизнеспособностью, и своей слабостью и расчлененностью оно создает благодатную
почву для новой перекройки границ на Ближнем Востоке. То же самое можно
приписать Сирии. Только если в случае Ирака начало разрушения данного
государственного объединения было положено в 2003г. в результате американского
вторжения, то в случае Сирии этим началом могут стать нынешние народные
волнения.
Развития в Сирии, безусловно, происходят в контексте
революционной волны в арабских обществах. И в этом плане сегодня самым
вероятным сценарием рассматривается ослабление, а в перспективе – свержение
правящего уже четыре десятилетия в Сирии режима аль-Асада. Но главный вопрос не
в режиме. О системном ослаблении созданного в 1946г. в пределах бывшей
французской колонии (в искусственно обозначенных после распада Османской
империи границах) государства Сирия свидетельствуют многочисленные
государственные перевороты, имевшие место в 1946-1970гг., равно как и
утвердившаяся в этой стране в 1970г. авторитарная система. Факт в том, что
нынешняя Сирия 2/3 периода своего существования провела при авторитарном режиме
аль-Асадов. Следовательно, ослабление и, тем более, свержение режима не может
не иметь отрицательных последствий для государства, и в этом смысле можно
провести параллели с соседним Ираком.
Второе обстоятельство – наличие в Сирии районов, заселенных
около двумя миллионами курдами. В отличие от Туниса, Египта, Ливии, Йемена и
Бахрейна (где, как известно, развернувшиеся в этом году народные волнения
привели либо к свержению режимов, чья история насчитывала десятилетия, либо
серьезно расшатали правящие системы), народные волнения в Сирии могут передать
серьезный импульс движению курдов за независимость (эта версия доминирует среди
занимающихся Сирией американских, британских и, в частности, турецких
экспертов).
На фоне продолжающихся в Сирии с середины февраля волнений
информации о выступлениях курдов крайне мало, а имеющаяся относится к
ограниченному числу людей (несколько сотен человек), участвующих в акциях
протеста. Однако внимание привлекло соглашение Башара аль-Асада от 7 апреля,
которым он присвоил гражданство родившимся и проживающим в Сирии около 300
тысячам курдов.
Этот шаг аль-Асада был самой серьезной уступкой, которую за
последние десятилетия сделал официальный Дамаск в отношении курдов, и это
показывает, что там обеспокоены возможной активизацией курдов.
Царящей в Сирии ситуацией обеспокоены также в Анкаре, и
нужно полагать, что в основе этого беспокойства опять же лежит курдский вопрос,
либо он является одной из главных причин.
Турция и курды
12 июня в Турции состоятся парламентские выборы: правящая
партия «Справедливость и развитие» (ПСР) намерена завоевать не только
большинство мандатов парламента, но и приобрести конституционное большинство.
По положению на данный момент принято считать, что у ПРС на
пути достижения своей цели нет серьезных политических конкурентов, а
последствия мирового финансово-экономического кризиса в турецкой экономике по
сути преодолены.
Единственной проблемой, которую видят в ПСР и которой
пытаются воспользоваться ее оппоненты, является курдский вопрос.
Учитывая это обстоятельство, в течение последних двух лет
правительство Эрдогана изменило свой подход к курдам и даже начало диалог с
лидером РБК Абдуллой Оджаланом. Одним из его результатов стало заключение в
августе 2010г. перемирия между Анкарой и РБК. Перемирие было выгодно ПСР,
поскольку создавало возможность для возглавляемой Эрдоганом политической силы
набрать во время выборов голоса как из курдонаселенных районов (поскольку были
даны обещания, что волнующие курдов вопросы получат решение), так и из
электората турецких националистов (поскольку турецкому электорату говорили, что
правительству Эрдогана удалось сдержать «сепаратистские» притязания курдов).
Между тем конфронтация с курдами лишает ПСР этих двух
крупных электоратов (курды проголосуют в пользу кандидатов-курдов, а кемалисты
и националисты получат больше голосов от турецкого электората, спекулируя
провалившейся курдской политикой Эрдогана).
Развития протекали по последнему варианту, не в пользу ПСР,
и 28 февраля РПК заявила об одностороннем выходе из режима перемирия
(поскольку, как было отмечено, ПСР не выполняет данные курдам обещания).
На данный момент оснований для того, чтобы говорить о каком-либо
соглашении между ПСР и курдами, нет. Более того, ответственность за нападение 4
мая на автоколонну премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана взяла на
себя именно РПК. Если это соответствует действительности, то может
свидетельствовать о том, что в канун выборов курды пытаются оказать давление на
правительство Эрдогана, рассчитывая выудить уступки. К чему это может привести,
покажет время, но если до выборов стороны не придут к соглашению, это может
означать одно: после выборов во внутриполитической повестке Турции опять
окажется курдский вопрос, и в этом контексте развития в соседней Сирии и Ираке
будут дополнительной головной болью для турок.
Ирак после ухода американских ВС
Согласно предварительной договоренности, американские
вооруженные силы должны покинуть Ирак до конца этого года. Если американцы
действительно покинут Ирак или сократят свое военное присутствие до такой
степени, что практически больше не смогут серьезно влиять на внутрииракские
развития, то эта новая ситуация не может не оказать влияния на иракский
Курдистан.
Сегодня между центральным правительством Багдада и властями
иракского Курдистана не возникает военных столкновений по многим вопросам (в
связи с территориальными спорами (Киркук и примыкающие районы), вопросами, касающимися
энергоносителей (находящиеся в иракском Курдистане месторождения нефти и газа)
и полномочиями в сфере безопасности), поскольку здесь присутствуют американские
вооруженные силы. Но что касается перспективы, то обе стороны опасаются и,
похоже, готовятся к наихудшему варианту. Об этом ясно свидетельствуют последние
шаги правительства иракского Курдистана, когда в ноябре 2010г. и в конце
февраля курдские войсковые соединения без согласия центрального правительства
Багдада были дислоцированы в городе Киркук и примыкающих к нему районах.
В таких условиях уход США из Ирака приведет лишь к
дальнейшему разделению от Багдада иракского Курдистана со всеми вытекающими
отсюда перспективами, ибо отсутствие механизмов урегулирования острых проблем с
центральным правительством Ирака (о чем свидетельствуют вышеотмеченные
размещения курдских войсковых соединений) дает основание полагать, что в
иракском Курдистане акцент будет поставлен не на «нахождение общего языка» с
Багдадом, а на вариант укрепления собственного суверенитета. Арташес
Тер-Арутюнян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.