Главная » 2010»Август»13 » Больше оружия - меньше безопасности. Южный Кавказ в ожидании войны
Больше оружия - меньше безопасности. Южный Кавказ в ожидании войны
13:35
Analitika.at.ua. Обеспечение национальной безопасности
является первичной и основной функцией любого суверенного государства. Различия
между субъектами международных отношений появляются именно на уровне
определения природы национальной безопасности и ее содержания. Причем самая
главная их часть - это объективный анализ тех адекватных и симметричных методов
и ресурсов, которые государство может "потратить" на ее обеспечение.
Очевидно, что углубление региональных разделительных линий для единственной
закрытой (landlocked) страны Южного Кавказа - Армении, является прямой угрозой
ее национальной безопасности. Имея это ввиду, Армения всегда выступала
неустанным чемпионом в реализации идей создания зон безопасности или
всеовозможных пактов стабильности на Южном Кавказе, включая последнюю по
времени турецкую (!) инициативу августа 2008 года. Все это пока ни к чему
осязаемому не привело.
Августовская война, годовщину которой вспоминали на той
неделе, явилась водоразделом для армянской дипломатии. Когда впоследствии
скоротечной войны в Ереване началась (кстати очень искусственная) паника по
поводу того, что из-за фактического закрытия грузинского коридора для транзита
грузов в Армению исчерпываются продовольственные запасы в стране, новая
Администрация столкнулась с первым и серьезным вызовом. Естественно, не без
поддержки внешних сил, было решено попытаться открыть "окно в Европу"
через Турцию. Провал этой политики из-за неуступчивости всех вовлеченных
сторон, принес новые проблемы и вызовы. Была пробита брешь в национальной
безопасности Армении, первым и явным показателем которого стало фактическое
включение Турции в мирный процесс на карабахском фронте, как это не
парадоксально - через процесс примирения. Конечно, с этим армянские власти не
могли смириться, но это сути дела не меняет.
В итоге, мирный процесс в Карабахе неумолимо катится к
войне, прекрасным поводом к которому служат именно "мадридские
принципы" и всякие провокации вокруг них, которые толкуются каждым
участником процесса в угоду своих интересов. Фактически этот документ
используется, как аргумент в пользу войны, поскольку дает повод каждой из
сторон тыкать пальцем на неуступчивость противника. Независимо от того, что
именно и в какой очередности предписано в "мадридских принципах",
стороны в своих публичных заявлениях очень далеко отошли от сути
урегулирования. Последняя изначальна заключалась в борьбе населения Нагорного
Карабаха за право жить в своей собственной и независимой стране. От сути
процесса отошла и Армения, не говоря уже о самой НКР, которые уже долгое время
не предпринимают усилий для международного признания субъектности де-факто
независимого образования, хотя бы на уровне признания ее права на участие в
переговорном процессе. В этом отношении будет сильным шагом планирующееся
выступление президента НКР на одной из сессий 65-ой ГА ООН в сентябре.
На фоне всех этих сложных процессов, гонка вооружений между
Арменией, НКР и Азербайджаном продолжается с повышенной активностью. Особенно
очевидна роль Москвы, которая продает оружие и комплектующие материалы всем
сторонам конфликта. На фоне отречения Соединенных Штатов и де-факто также ЕС от
региона, Кремль заполняет пробелы с завидной скоростью. Игнорирование
существования Грузии как суверенного государства, размещение систем ПВО в
Абхазии и Южной Осетии, еще не подтвержденная продажа систем С-300 Азербайджану
- лишь видимая часть айсберга. Предполагаемый армяно-российский протокол о
военной базе являет собой классический "договор перестраховки",
которым стороны пытаются решать сразу несколько проблем. С точки зрения проблем
региональной безопасности, Россия обязуется обеспечить безопасность Армении,
которая, в свою очередь, гарантирует безопасность Нагорно-Карабахской
Республики, что является действенным фактором вовлечения России в
гипотетический конфликт в Нагорном Карабахе. В частности, в Военной Доктрине
Армении отмечается, что Армения не только является гарантом безопасности народа
НКР, но также эти задачи взаимосвязаны общностью восприятия.
И когда некоторые эксперты из Вашингтона предлагают Белому
Дому отменить де-факто эмбарго на поставки вооружений Грузии, или поставить
ракеты Пэтриот (всепогодные системы ПВО для поражения тактических
баллистических ракет, крылатых ракет и современных самолетов) Азербайджану,
начинает казаться, что они волей-неволей выступают в роли "адвокатов
дьявола". Ведь, например, режим де-факто эмбарго в отношении Грузии был
принят (по умолчанию) после того, как президент М.Саакашвили начал ракетный
обстрел Южной Осетии, неправильно интерпретировав поддержку Соединенных Штатов,
а президент Азербайджана И.Алиев все чаще призывает к военной агрессии против
народа Нагорного Карабаха, который в свое время воспользовался своим законным
правом на внешнюю сецессию. Кстати говоря, вспоминая судебное решение по
Косово, Международный Суд де-юре провозгласил право на одностороннюю внешнюю
сецессию правовой нормой, что явилось логической точкой в доктрине гуманитарных
интервенций. А не гуманитарными ли мотивами руководствовались армянские власти
в карабахской интервенции? Еще в июне 1999г. на конференции в вашингтонском
Центре Стратегических и Международных Исследований (CSIS) министр ИД Армении
В.Осканян сказал: "Мы практически сделали работу НАТО (в Нагорном
Карабахе)".
Подытоживая, остается с опаской наблюдать за происходящими
на Южном Кавказе, в ожидании большой войны.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.