Пятница, 19.04.2024, 23:58
Главная » 2011 » Март » 19 » Большой адронный коллайдер может стать первой машиной времени на Земле
Большой адронный коллайдер может стать первой машиной времени на Земле

Analitika.at.ua. Эксперименты на крупнейшем в мире ускорителе способны породить элементарные частицы, которые перемещаются назад во времени.

Такой вывод ученые сделали после теоретической работы, которую вполне можно проверить в опытах на женевском коллайдере.

Хотя путешествие во времени будет возможно только для особых частиц, трудно переоценить значение подобного открытия для физики.

Поэтому исследование, которое выполнили Чиу Ман Хо и Томас Вейлер из университета Вандербильта, заслуживает пристального внимания.

Напомним, одной из главных задач БАК (LHC) является поиск бозона Хиггса - гипотетической частицы, отвечающей за наличие у материи массы. Некоторые теоретики предполагают, что в столкновениях, которые рожают хиггсовский бозон, одновременно будут возникать и так называемые синглетные бозоны Хиггса. А эти частицы будут иметь интересные свойства.

Согласно теории Вейлера и Хо, синглетные бозоны Хиггса могут прыгать в дополнительное, пятое измерение, где они способны двигаться вперед или назад во времени, чтобы вновь появляться в будущем или прошлом.

Проверить наличие таких частиц-путешественников будет несложно: они сами (а точнее - продукты их распада) будут появляться перед столкновением в детекторе, их создателе.

Работа Вейлера и Хо базируется на М-теории, призванной объединить фундаментальные взаимодействия и стать таким образом "теорией всего". Она предполагает наличие 10 или 11 измерений.

При этом большинство "строительного кирпича" Вселенной не выходит за рамки привычных, наблюдаемых нами измерений, но есть исключения. Одним из них и могут быть синглетные бозоны Хиггса. Их перемещение в дополнительных измерениях, на наш взгляд, будут выглядеть как прыжки во времени.

Вейлер отмечает, что новая теория отвергает парадоксы, связанные с путешествиями во времени, поскольку человека послать в прошлое таким образом невозможно. Однако ученый отмечает, что, если люди могли бы контролировать производство синглетных бозонов Хиггса, они могли бы посылать сквозь время сообщения. Способны ли такие действия вызвать парадоксы - еще вопрос.

Отметим, что на днях Большой адронный коллайдер после зимних каникул и нескольких недель тестов вышел на нормальный режим работы.

Коллайдер, который начал работать в феврале 2010 года после нескольких месяцев калибровки, ликвидации мелких неполадок, в декабре того же года завершил свой первый рабочий год и остановился в середине февраля 2011 года.

Создание установки началось в конце 1990-х годов, а в сентябре 2008 года она была торжественно запущена - физики успешно провели пучки протонов в обоих направлениях, однако уже через неделю на ускорителе произошла крупная авария, связанная с выходом одного из магнитов из сверхпроводящего состояния. Ремонт коллайдера и его модернизация, в частности, установка системы QPS для защиты от повторения подобных аварий, забрали более 14 месяцев и потребовали 40 миллионов долларов.

После повторного запуска в ноябре 2009 года на БАК был достигнуты рекордные энергии столкновений.

21 сентября прошлого года впервые после запуска коллайдера исследователи обнаружили принципиально новый эффект, не предусмотренный нынешней теорией, - среди сотен частиц, рождающихся при столкновениях протонов, были обнаружены пары, движения которых по неизвестной причине связаны друг с другом.

В конце октября физики с помощью детектора CMS впервые зафиксировали рождение двух Z-бозонов - одно из событий, которые могут свидетельствовать о существовании "тяжелого" варианта бозона Хиггса. Бозон Хиггса - последний элемент, которого недостает современной теории элементарных частиц, так называемой Стандартной модели. Эта гипотетическая частица отвечает за массы всех других элементарных частиц.

В начале ноября на коллайдере также впервые провели эксперименты по столкновению пучков тяжелых ионов - атомов свинца с "ободранной" электронной оболочкой. Одна из главных целей таких экспериментов - изучить особое состояние вещества, так называемую кварк-глюонную плазму, из которой состояла Вселенная до того момента, когда возникли элементарные частицы, протоны и нейтроны. ТСН