Analitika.at.ua. Наканунестало известно, что Турция и арабские
государства – Ливан, Иордания иСирия
приняли решение об учреждении Совета Сотрудничества. Соглашение о создании
Совета было подписано в ходе состоявшегося в Стамбуле турецко-арабского Экономического
форума. Как заявляют инициаторы новой организации, их конечной целью является
«создание зоны свободного передвижения людей и товаров». Реальной же целью
официальной Анкары является приобретение доверия арабских государств, что в
действительности может означать лишь признание Турции в качестве региональной
империи.
После развала Советской империи, Турция оказалась в довольно
выгодной геополитическойситуации. Вследствие
нейтрализации советского фактора в регионеБлижнего Востока, а также военной кампании США против Ирака, в окружении
Турции не осталось ни одной страны, от которой могла бы исходить реальная
угроза ее национальным интересам. Более того, фактический провал иракской
кампании Соединенных Штатов превратил Турцию в одну из ключевых стран региона,
от военной и экономической поддержки которой во многом зависит успех
региональной политики США. И, совершенно естественно, что в сложившейся
ситуации Турция должна была воспользоваться удобным случаем и заявить о тех
своих претензиях на регион, которые она скрывала со времен падения Османской
империи. Сегодня, когда администрация президента США Б. Обамы вынуждена
потихоньку свертывать свое присутствие на Ближнем Востоке, правительство
Эрдогана делает все возможное, чтобы место американцев в регионе заняли турки.
Означает ли этопереориентацию внешнеполитического курса Турции с Запада на Восток? Конечно
же, нет. Интеграция в европейское сообщество по-прежнему остается одним из
приоритетных направлений политики Турции, и об этом постоянно заявляют
руководители этого государства. Официальная Анкара лишь пытается усилить свои
позиции в регионах Ближнего Востока и Черного моря, что как минимум повысит
значимость Турции в глазах европейских партнеров. Главной же задачей Турции
является самостоятельное обеспечение собственной безопасности от арабского и
курдского факторов, которые, несомненно, усилятся после ухода Штатов из
региона. Именно поэтому власти Турции решились на открытую конфронтацию с
главным врагом арабского мира – Израилем, а также его союзником – США. По
задумке турецкой стороны, подобная политика официальной Анкары должна
приветствоваться со стороны арабских стран и способствовать превращению Турции
в лидера исламского мира.
Однакодо сих пор
усилия Турции угодитьарабским странам и
Ирану –возможным союзникам в борьбе
против курдов – особым успехом не увенчались. Несмотря на то, что правительство
Эрдогана не жалеет никаких усилий для защиты позиций Ирана по ядерной программе
в различных международных инстанциях, официальный Тегеран до сих пор не
отвечает Анкаре той же любезностью. Цели и задачи властей Турции предельно ясны
для иранской стороны, которая, в свою очередь, стремится подчинить политические
процессы Ближнего Востока своей воле.
То же самое касается и тех арабских стран, у которых есть
потенциал повлиять на политическую картину региона. Речь в первую очередь идет
о Саудовской Аравии и Египте. Так, через день после инцидента с «флотилией
свободы» президент Египта Хосни Мубарак приказал открыть контрольно-пропускной
пункт в районе города Рафах на границе с сектором Газа для доставки
гуманитарной помощи в этот регион. Тем самым опытный правитель Египта
противопоставил провокационным действиям Турции реальную помощь населению
сектора Газы. Кстати, отметим, что подобное решение Мубарака было воспринято в
Израиле без особых эмоций, что также не могло исходить из интересов Турции.
12 июня в английской прессе появиласьинформация о том, что Саудовская Аравия
решила выделить специальныйвоздушный
коридор на севере страны, которым, в случае необходимости, смогут пользоваться
израильские военные самолеты для нанесения удара по ядерным объектам Ирана. По
данным лондонской Times, в частях противовоздушной обороны Саудовской Аравии
уже проведены специальные мероприятия по перенастройке системы, чтобы
израильские самолеты не стали мишенью для саудовской ПВО. Правда, спустя
некоторое время официальные лица Саудовской Аравии отчасти опровергли факт
существования специального коридора, и, тем не менее, факт лояльности
руководства этой страны к США остается неоспоримым, что в принципе исключает
единство позиций арабских стран как по отношению к Израилю, так и Турции.
Что касается Сирии, Ливана и Иордании, то по оценкам
большинства экспертов, занимающихся проблемами Ближнего Востока, потепление
отношений этих государств с Турцией носит ситуативный характер. В любом случае,
главным ориентиром внешней политики этих стран является Египет и, в меньшей
степени, Иран. Кроме того, элиты и простой народ этих стран отлично помнят, что
Турция была первым мусульманским государством, признавшим независимость
Израиля.
Более того: на протяжении десятилетий турецкие спецслужбы
снабжали израильскую разведку антиарабскими материалами. А если прибавить к
этому и многовековую оккупацию арабских земель Османской империей и присвоение
турками титула халифа, то станет ясно, что у арабов Сирии, Ливана и Иордании
старые счеты с Турцией, и последняя должна расплатиться за все. Заметим также,
что часть территории Сирии – Адександреттский санджак – по сей день находится
под оккупацией Турции.
Ситуативный характер политики некоторыхарабских стран по отношению к Турции осознают
также в Анкаре. Однако возглавляемая премьером Турции Реджепом Эрдоганом ярко
выраженная исламистская Партия справедливости и развития продолжает надеяться
на лучшее, уповая, главным образом, на религиозное составляющее возможного
примирения с арабским миром. А вдруг получится? Если нет, то Турции ничего не
стоит на коленях приползти к израильтянам и американцам и попросить прощения за
«отклонившегося от пути Ататюрка» турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.