Analitika.at.ua. Кто зажигает звезды? Не телеэкранные, а те, что правят
человеческими судьбами, заставляют симпатии между людьми вспыхивать,
превращаясь не только в дружбу, но и в серьезное творческое сотрудничество. Не
известно. Известно, что на постановку пьесы специально к своему 75-летнему
юбилею на сцене Московского художественного театра им. А.П. Чехова его
художественный руководитель, народный артист СССР Олег Табаков пригласил
народного артиста РА Александра Григоряна.
Первая встреча Григоряна с Табаковым состоялась в теперь уже
далеком 1974 году, когда в составе делегации, возглавляемой самим Георгием
Товстоноговым, они выехали на фестиваль в тогда еще ФРГ. Беседы о театре с
душевными излияниями и возлияниями и заложили основу тех отношений, благодаря
которым через тридцать лет на сцене МХТ родился спектакль "Лунное
чудовище" в постановке нашего режиссера, превратившийся в нашумевшую на
всю Москву проармянскую акцию.
На протяжении последних лет Табаков упорно продолжал делать
Григоряну предложения - сначала это была "Свадьба Кречинского",
спектакль с готовым оформлением и распределением, который необходимо было
собрать буквально за две недели. Подготовка к премьере в театре собственном
заставила Александра Самсоновича отказаться. Затем возникла пьеса "На
закате солнца" с замечательными актрисами Хабибуллиной и Барнет в главных
ролях. Григорян начал репетиции. Но грянул кризис. Правда, по собственному
признанию режиссера, за проделанную, пусть незавершенную работу худрук МХТ
расплатился по-царски.
"Полтора года назад Олег Павлович предложил мне
предложить ему несколько пьес, в которых есть хорошая роль для него. Я
предложил в том числе и "Филумену Мортурано" Эдуардо де Филиппо, с
которой у меня было связано меньше всего надежд. Ставку делал на пьесу
"Маньяк" дочери замечательного режиссера Генриха Оганесяна Ганы
Слуцкой. Я очень готовился к этой пьесе - был вариант, что партнершей Табакова
выступит Алиса Фрейндлих. Но оказалось, что на ближайший год-полтора Алиса
Бруновна настолько загружена, что отказалась от такого предложения. И Олег
Павлович неожиданно вышел на "Филумену Мортурано". Тут у меня возникло
контрпредложение, я сказал: пусть сыграет ваша супруга, Марина Зудина. Видел ее
в разных ролях, и было ясно, что это очень яркая, интересная, современная
актриса. Ну еще подумал, что при невероятной загруженности Табакова
"домашние условия" могут сослужить хорошую службу", -
рассказывает Александр Самсонович.
Можно отсмотреть десяток "Филумен", но, хотя
культовый фильм "Брак по-итальянски" сделан по сильно отличающемуся
от пьесы сценарию Тонино Гуэрра, каждый раз при упоминании Филумены перед
мысленным взором возникает обворожительная улыбка Марчелло Мастрояни и
страстный голос роскошной Софии Лорен: "Я убью тебя, Доме!" Так что
браться за "Филумену Мортурано" - это, конечно, безумство храбрых.
"Чем сложна пьеса? Тем, что она невероятно проста, - считает
Александр Самсонович. - Она знакома всем и вся. Не говоря уже о знаменитом
фильме. И это, с одной стороны, хорошо, а с другой - ужасно. Нужно было что-то
делать, придумать версию, которая отражала бы и мою позицию, и позицию,
связанную с современным зрителем. На первой же репетиции я сообщил, что не
собираюсь ставить пьесу об итальянцах. Главный герой - российский олигарх,
который пил, ел, гулял - жил достаточно вульгарно и свободно. Он владеет не
только этим домом - он владеет ситуацией. И тем не менее это будет спектакль о
русской душе. О русской душе, о милосердии, которое есть в русском человеке,
кем бы он ни был, олигархом или крестьянином, проституткой или бизнес-вумен.
Это главная тема великой русской литературы. И еще важный момент, который связан
с решением спектакля. Если все постановки, которые я видел, были построены на
фразе "дети есть дети", эта женщина ломает Доменико Сореано на том,
что он хочет иметь своего наследника - я решил сделать по-другому. Вообще, мне
кажется, что люди, прожившие друг с другом 25 лет, не могут жить без любви,
определенных любовных градусов. И фразы, которые в пьесе Доменико говорит
впопыхах в середине пьесы, чтобы вынудить Филумену признаться, который из трех
мальчиков его сын, я переношу в кульминацию, в финал: "Я не могу без тебя
жить". Это говорится не впопыхах, а очень "злонамеренно". И
пьеса у нас кончается не "дети есть дети", а "я люблю
тебя".
Рассказывая о Табакове - репетирующем актере, Григорян
сравнил его с восторженным пятнадцатилетним подростком. Но, говоря об этом, он
и сам на глазах превращается в воодушевленного мальчишку, и глаза загораются
заводным сценическим аппетитом. "Когда ты репетируешь с такими мастерами.
Работа с самим Табаковым доставляет самое настоящее наслаждение. Актер, который
мгновенно реагирует на малейшие изменения того или иного хода, постоянно
развивает, обогащает конфликты пьесы. Как бы я хотел, чтобы на этих репетициях
присутствовали актеры, которые работают по принципу "да ладно, что-нибудь
придумаем". Это такая отдача! Любое твое предложение тут же проверяется,
активизируется, добавляется. Фантастическое воображение, хваткость и, конечно,
обаяние. Обаяние, которое ну море какое-то. Которое тут же накрывает всех с
головой. Я ведь его хорошо знал - он производил впечатление человека умного,
тактичного, смешливого и невероятно сильного. Но в работе он вдруг оказался
таким ребенком, таким верующим во все хорошее, интересное, любопытное.
Пятнадцатилетний мальчик, который бросается на каждую мысль! Уникальная
личность! Я счастлив, что судьба подарила мне магнетизм, который существует в
этом актере. Что касается Марины Зудиной - удивительно профессиональная, очень
логичная, подчас рациональная, но очень требовательная актриса, которая должна
знать о своей героине все и вся. На заявление, что мы будем играть не
итальянцев, а нашу жизнь, она воскликнула: "Как! Я же изучила всю историю
итальянской проституции". Марина не только тонко и нежно, но и
стремительно логически точно умеет выстраивать отношения на сцене. За последние
годы я такую актрису не встречал, хотя репетировал и с Барнет, и с
Хабибуллиной. Она великолепно умеет владеть своим телом. Она поет. Не знаю,
танец, который я придумал, или песня, которую предлагает автор - может, я все
это отменю, я умею снимать эффектные вещи, если это не по линии спектакля, - но
она все это может блестяще. Вообще, конечно, горжусь, что, имея в МХТ таких
замечательных режиссеров, как Богомолов, Серебрянников и многие других, Олег
Павлович выбрал для пьесы, которой он отмечает свой юбилей, меня", - говорит
Григорян.
Между прочим, все это рассказывается не для похмелья в чужом
пиру. 1 марта в МХТ назначена сдача спектакля, который потом совершит тур по
городам России, прежде чем отметить премьеру в Москве в конце апреля в рамках
фестиваля "Черешневый сад". А в конце сентября - начале октября
"Филумена Мортурано" приедет в Ереван. Уже есть договоренность с ВТБ,
который сделает этот подарок к собственному пятилетию и себе, и ереванскому
зрителю.
Григорян считает, что отношение к Армении у Олега Павловича
особое: "Он очень полюбил Ереван. Никогда не пройдет мимо армянской
фамилии с каким наполнением, выступая недавно по телевизору, он говорил о
Лорис-Меликове! Он единственный в Москве поднял со сцены тему Геноцида. Он еще
ни разу не отказывался от поездок в Ереван, несколько раз помогал нашему
театру. И говорит, что ждет не дождется настоящей армянской пьесы, чтобы
включить ее в репертуар МХТ. Будем надеяться, что такая пьеса появится".
Сона МЕЛОЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.