Analitika.at.ua. Уже не раз говорилось, что казанская встреча президентов
Саргсяна, Алиева и Медведева не стала прорывной, поскольку, предложив около 10
изменений, Азербайджан фактически саботировал подготовленный посредниками
документ об Основных принципах урегулирования. Ильхам Алиев предпочел
статус-кво...
Но только ли азербайджанскому султану был выгоден срыв
урегулирования и не нужна лишняя головная боль? Очевидно, что если
"казанский прорыв" не состоялся, то проблема не только в Ильхаме
Алиеве, который под предлогом неурегулированности конфликта продолжает
укреплять свою диктатуру. О побудительных мотивах Алиева еще поговорим, но дело
не только в нем. Прорыв не состоялся, значит, кому-то это было выгодно, значит,
силам, не заинтересованным в урегулировании, удалось в Казани перетянуть чашу
весов на свою сторону. Кто эти силы и что им можно противопоставить? Поговорим
сегодня об одной из них.
ПОЛАГАЕМ, СОВСЕМ НЕ СЛУЧАЙНО, ЧТО ПЕРЕД КАЗАНЬЮ САМЫЕ
СКЕПТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ШЛИ ИЗ АНКАРЫ. И не столько потому, что там были осведомлены
о намерениях Баку, сколько потому, что самой Анкаре прорыв в урегулировании
никак не на руку, о чем были прекрасно информированы азербайджанские братья.
Можно назвать по крайней мере две причины, по которым урегулирование конфликта
невыгодно Анкаре. Во-первых, очевидно, что Турция стремится на роль
регионального гегемона и чем больше в регионе неурегулированных конфликтов, тем
легче позиционировать себя в этой роли. Урегулирование же нагорно-карабахского
конфликта существенно ослабит "гегемонные" потуги Турции, приведет к
потере веса Анкары на региональной и мировой геополитической карте.
Кроме того, согласование в Казани Основных принципов
урегулирования нагорно-карабахской проблемы поставило бы Анкару перед сложной
проблемой выполнения (точнее, невыполнения) ранее заявленных обязательств.
Напомним, что официальные и неофициальные представители Анкары не раз намекали
и откровенно заявляли, что, если Баку и Ереван пожмут друг другу руки, граница
будет открыта (чуть ли не на следующий день), а протоколы ратифицированы.
Дескать, если сегодня Анкара заморозила процесс нормализации армяно-турецких
отношений, то только потому, что хочет мира во всем регионе, а мир этот зависит
от решения нагорно-карабахской проблемы, а потому Анкара не открывает границы,
чтобы сделать Ереван более уступчивым...
Смесь фарисейства и блефа, и всем это известно, но
неурегулированность конфликта все-таки позволяет Анкаре спекулировать этим
блефом, по крайней мере перед благодушно настроенными слушателями. В случае
прорыва в Казани Анкаре пришлось бы искать новые поводы для нового фарисейства
перед Европой, фарисейства, с помощью которого можно и далее держать Армению в
незаконной блокаде и саботировать процесс нормализации двусторонних отношений.
Ведь, несмотря на заверения о внешнеполитическом курсе,
который предполагает "ноль проблем" с соседями, в Анкаре
рассматривают Армению как врага. Другое дело, если бы Ереван отказался от
политики признания Геноцида и приветствовал региональное лидерство Анкары... Но
пока этого не происходит (и не произойдет никогда), неурегулированность
карабахской проблемы является самым удобным поводом для Анкары тормозить
нормализацию армяно-турецких отношений.
ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСЛАБИТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТУРЦИИ
НАГОРНО-КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ? На практике это очень трудно. В свое время
официальный Ереван попытался это сделать, инициировав процесс "футбольной
дипломатии". Как недавно лишний раз отметил Серж Саргсян, "Армения
инициировала процесс с добрыми целями, повинуясь требованию мирного сосуществования
народов и государств в XXI веке".
Увы, не получилось. Похоже, остается одна возможность:
международное сообщество должно наглядно продемонстрировать Анкаре, что ее
неконструктивность в карабахском вопросе чревата последствиями...
Но посмотрим на вещи трезво. Будут ли США, Франция и Россия,
у которых свои существенные интересы в Турции, ради решения
нагорно-карабахского конфликта портить отношения с Анкарой? Вряд ли. Гораздо
дешевле обойдется поддержание нынешнего статус-кво... и политики, направленной
на демократизацию азербайджанского султаната. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.