Analitika.at.ua. В аспекте перспектив развития
армянской государственности армяно-грузинские отношения не очень сильно
отличаются от армяно-азербайджанских. Речь даже не о реализации государственной
программы по вытеснению армянского демографического элемента с территории
страны или планомерном уничтожении армянского культурного следа –
эпиграфических надписей, церквей, кладбищ. Основная проблема в том, что Грузия
– участник западного проекта по политическому переустройству Закавказского
региона, в котором заблокированной Армении отводится незавидная роль
"маргинального центра" с перспективой последующего превращения в
придаток турецкой экономики со всеми вытекающими последствиями.
Единственный случай, когда именно такая "грузинская
миссия" становилась предметом обсуждений на высшем уровне, - это недолгая
полемика второго армянского президента с нынешним лидером грузинского
государства. Затронутые тогда вопросы имели непосредственное отношение к
"тбилисским усилиям" по поддержанию блокадного состояния Армении.
В частности, Роберт Кочарян заявил о том, что единственная
страна, которая несет реальный урон от так называемой абхазской блокады, - это
Армения, а аргументы грузинской стороны смехотворны. Обращаясь к Михаилу
Саакашвили, он даже спросил: "Как можно блокировать Абхазию, если та не
является анклавом, поддерживает непосредственную сухопутную, в том числе и
железнодорожную, связь с Россией и имеет морские порты?"
Ни до, ни после такой постановки вопроса (семилетней
давности) природа армянской блокады не рассматривалась (официально) на фоне
также и грузинской политики. Говорилось и говорится об азербайджанском и
турецком фронтах блокады, но о грузинском – практически никогда. Более того,
особо подчеркивается важнейшая роль северного соседа в процессе обеспечения
республики товарами первой необходимости, озвучивается внушительная статистка
(более 70% грузоперевозок).
И вот на днях Грузия прервала действие российско-грузинского
соглашения (от 31 марта 2006г.) об организации транзита через территорию страны
военных грузов и персонала российских баз. С этой инициативой выступил президент
Саакашвили, а парламент единогласно (84 голосами "за" и ни одного
"против) проголосовал за расторжение соглашения, по которому, между
прочим, Россия обеспечивала 102-ю военную базу в Гюмри военной техникой и
кадрами.
Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе, представившая
законодателям президентскую инициативу, заявила, что необходимость расторжения
соглашения связана с тем, что уже через полгода истекает срок его действия,
тогда как с 2008 года оно не действует ни в какой части: "В первую очередь
соглашение подразумевает обеспечение (кадровое, материальное, техническое)
102-й военной российской базы Министерства обороны Российской Федерации.
Обеспечение происходило на основе соглашения при использовании как воздушного,
так и наземного пространства Грузии". Отметим, что в последний раз Грузия
выдала разрешение на транзит в июле 2008 года (непосредственно перед
августовской войной).
Но каковы грузинские аргументы? Например, когда в начале
90-х граждане Грузии (азербайджанское население Марнеульского района) постоянно
взрывали трубопровод, снабжающий обесточенную Армению топливом, президент
страны Эдуард Шеварднадзе заявлял, что в республике крайне сложная внутренняя
обстановка и властям не удается контролировать ситуацию во всех регионах (между
тем взрывы устраивались всего в 60 км южнее Тбилиси, и всем было понятно, что
азербайджанское население Грузии – как участник антиармянской войны - обладает
карт-бланшем на подобные действия).
Уклончивую позицию занимает и его преемник, нынешний глава
государства Михаил Саакашвили, когда "обосновывает" блокаду
абхазского участка Транскавказской железной дороги – единственного
железнодорожного выхода Армении на Россию. В частности, он говорит о
"естественной природе" этой блокады ("так как в Абхазии
сепаратистский режим"), хотя, как было отмечено выше, никакой абхазской
блокады не существует – имеет место лишь перекрытие последнего армянского
выхода на Россию. Соответственно, все усилия грузинских властей по изоляции
Армении представляются тамошним руководством на фоне каких-то внутренних или
внешних проблем, и стороннему наблюдателю все это может показаться вполне
убедительным, особенно если подобные действия приправляются высокими
заявлениями об "историческом армяно-грузинском братстве".
Нынешнее решение о расторжении договора также может быть
воспринято в качестве "естественного" с учетом августовской войны и
нынешнего состояния российско-грузинских отношений. Право же, как можно
вообразить транспортировку по своей территории военного оборудования враждебного
государства, направленного на усиление позиций того же враждебного государства
в регионе? Так (или примерно так) формулируется вопрос грузинским руководством,
пытающимся вписать принятое решение в тот же "естественный контекст".
На самом деле все обстоит несколько иначе.
Инициативу грузинского президента необходимо рассматривать в
качестве ответа на последние развития. Напомним, что в августе прошлого года в
ходе визита российского президента Дмитрия Медведева в Армению Ереван и Москва
подписали протокол о продлении сроков пребывания российской военной базы в
Гюмри до 49 лет. Так как договор был подписан в 1995 году, то новый срок будет
действовать до 2046 года.
Президент Армении Серж Саргсян в этой связи тогда заявил:
"Протоколом о внесении изменений в Договор о российской военной базе в
Армении не только продлен срок пребывания российской базы в Армении, но и
расширена сфера ее географической и стратегической ответственности. Российская
сторона взяла на себя обязательства по совместному обеспечению военной безопасности
Республики Армения и содействию по оснащению наших вооруженных сил современными
видами вооружений". Российский лидер в свою очередь подчеркнул:
"Протокол о продлении сроков действия межгосударственного Договора о
российской военной базе направлен на поддержание мира и безопасности на Южном
Кавказе и Закавказье в целом".
24 декабря 2010 года армянский президент направил в
Конституционный суд текст протокола (рассмотрение международных договоров в КС
РА является необходимым элементом их утверждения). В феврале нынешнего года
Конституционный суд Армении признал соответствие соглашения о продлении срока
пребывания российской военной базы в республике Основному Закону. Уже в
нынешнем марте российское правительство в свою очередь одобрило и представило
президенту Медведеву на утверждение протокол о внесении изменений в
российско-армянский договор о российской военной базе в Гюмри (об этом
говорилось в постановлении, размещенном 29 марта 2011 года в банке
правительственных актов Российской Федерации). Именно после этого Михаил
Саакашвили и озвучил свою инициативу.
Каким образом будет осуществляться транспортировка в Армению
российской военной техники, пока не ясно (особенно с учетом того, что Грузия
перекрыла не только наземное, но и воздушное пространство для транспортировки
российских грузов военного назначения). Ясно другое: решение грузинских властей
ориентировано против реализации подписанного в августе прошлого года
российско-армянского протокола о продлении сроков пребывания российской военной
базы в Гюмри.
Тем временем на официальном уровне отношения между Ереваном
и Тбилиси продолжают преподноситься как "добрососедские".
Эмоционально более насыщенными ("братскими" и
"историческими") они характеризуются в заявлениях армянских импортеров,
бизнес которых напрямую зависит от воли грузинской стороны (причем под термином
"братские" следует, видимо, понимать "братский пай" от
транспортировки, а под понятием "исторические" - историю
грузоперевозок). Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.