Analitika.at.ua. В конце ноября в Брюсселе состоялось очередное,
тринадцатое заседание комитета межпарламентского сотрудничества Европейского
Союза и Армении. Как сообщают информагентства, заседание прошло под совместным
председательством Милана Каберноша, представляющего группу европейских
консерваторов и реформистов, и депутата НС РА Самвела Фарманяна, возглавляющего
армянскую делегацию. По итогам заседания было принято заявление и рекомендации
по Ассоциативному соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и
ЕС.
ПРИМЕРНО В ТЕ ЖЕ ДНИ В ЕРЕВАНЕ ПРОШЕЛ САММИТ ЛИДЕРОВ СТРАН
ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА, состоялись переговоры президента Армении Сержа Саргсяна
с председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу, лидером Европейской
народной партии Вильфредом Мартенсом. В последовавших вслед за переговорами
заявлениях и брифингах были четко расставлены акценты по многим важным для
Армении вопросам внешнеполитической повестки.
На этом фоне вышеупомянутое заявление комитета
межпарламентского сотрудничества ЕС и Армении осталось несколько в тени. Между
тем оно содержит более 30 пунктов, и большинство из них приоритетны для внешней
политики Армении. Более того, эти пункты органически дополняют заявления,
сделанные в Ереване авторитетными европейскими политиками, и полностью
укладываются в канву внешней политики Армении.
Отметим те пункты заявления, которые касаются вопросов
региональной стабильности. Так, комитет выражает поддержку МГ ОБСЕ, а также
Мадридским принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Подчеркивается "важность достижения соглашения по базовым принципам
урегулирования нагорно-карабахского конфликта в качестве важного шага в
направлении всеобъемлющего мирного соглашения для обеспечения прочного и
устойчивого мира", значимость "создания благоприятных условий для
будущего юридически обязательного свободного волеизъявления граждан относительно
окончательного решения статуса Нагорного Карабаха". То есть подчеркивается
важность согласования базовых принципов, а также окончательного определения
статуса Арцаха на основе волеизъявления его граждан. Оба этих постулата идут
вразрез с теми "идеями", которые пытается протолкнуть официальный
Баку: о переходе к заключению мирного соглашения без согласования базовых
принципов; о том, что самоопределение Арцаха возможно только "в рамках
территориальной целостности Азербайджана".
Таким образом, пункты принятого комитетом заявления лишний
раз подтверждают слова президента Армении Сержа Саргсяна на совместном брифинге
в Ереване с председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу о том, что между
подходами Еврокомиссии и Армении нет противоречий по вопросу урегулирования
нагорно-карабахского конфликта. Отметим, что в ходе упомянутого брифинга
президент Армении говорил также о важности непосредственных контактов
представителей Евросоюза с Нагорным Карабахом, в частности их регулярных
визитов, и об этом тоже говорится в одном из пунктов заявления комитета.
В ЗАЯВЛЕНИИ КОМИТЕТА ТАКЖЕ ВЫРАЖАЕТСЯ ГЛУБОКАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ
в связи с помилованием и прославлением Сафарова в Азербайджане, что "не
только противоречит духу международного права, но также содействует дальнейшей
напряженности в регионе, обостряет чувство несправедливости".
Подчеркивается, что комитет осуждает любые подобные провокации, которые еще
более усиливают напряженность в и без того напряженной и нестабильной ситуации.
Примечателен пункт заявления, в котором говорится о
возможности функционирования Степанакертского аэропорта. Комитет
"приветствует все заявления, направленные на вклад в мирное урегулирование
конфликта, и напоминает, что в связи с планируемым открытием аэропорта в
Нагорном Карабахе сопредседатели Минской группы ОБСЕ получили заверения всех
сторон, что, в соответствии с международным правом, они отвергают любые попытки
применения силы или угрозы ее применения против гражданских воздушных судов и
что стороны будут воздерживаться от политизации этого вопроса".
В русле подходов внешнеполитической линии Армении и пункты
заявления, в которых говорится об армяно-турецких отношениях. Так, комитет
"выражает сожаление по поводу отказа от ратификации двух армяно-турецких
протоколов, подписанных в Цюрихе в 2009 году, и в этом контексте настоятельно
призывает все стороны, в частности Турцию, выполнить свои обязательства;
подчеркивает важность ратификации Цюрихских протоколов и активизации усилий по
содействию нормализации отношений без предусловий, с последующим открытием
границы". Комитет считает, что "армяно-турецкий процесс нормализации
и переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ не должны быть связаны, и
поддерживает все инициативы, направленные на содействие региональному
сотрудничеству, таким образом положив конец политике экономической изоляции
какой-либо страны в регионе". В следующем пункте заявления комитет
напоминает "резолюцию Европейского парламента от 1987 года о признании
Геноцида армян" и отмечает, что обнадежен тем фактом, что этот вопрос
"в последние годы стал центром открытой и публичной дискуссии в самой
Турции, которая могла бы способствовать примирению между двумя соседними
странами для обеспечения их мирного сосуществования и прочного
сотрудничества".
ОТМЕТИМ, ЧТО ЭТО НЕ ПЕРВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ КОМИТЕТА
межпарламентского сотрудничества Армения - ЕС. Но на нашей памяти одно из
немногих, где приоритеты армянской внешней политики расставлены настолько
определенно. Все это свидетельствует о том, что проводимая в последние годы
последовательная работа властей Армении с европейскими структурами дает
результат, который, безусловно, можно занести в актив армянской дипломатии. Тут
уместно вспомнить констатацию Сержа Саргсяна, что членство трех армянских
партий (РПА, "Наследие", "Оринац еркир") в Европейской
народной партии серьезно поспособствовало прогрессу в отношениях Армения -
Европейский Союз. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.