Analitika.at.ua. Словосочетание “футбольная дипломатия” стало расхожим термином при освещении мировыми СМИ событий последнего времени в нашем регионе. Пущенное в оборот удачное словцо получило такое распространение у нас и за пределами страны, словно существовало всегда. Это, наверно, хорошо. Всегда приятно, когда приоритет остается за родной страной.
Однако признаемся, что “дипломатия” в данном контексте совершенно затмила “футбол”. Говоря о матче сборных Армении и Турции, буквально все журналисты, эксперты, даже политики подчеркивали в один голос — “спортивной составляющей матч не имеет, обе сборные давно потеряли право на выступление в финальной части чемпионата мира”. Далее разговор переходил на рельсы сугубо политологические. О футболе забывали незамедлительно и прочно.
Автор настоящих строк и сам этим грешил, поэтому и решил искупить свою вину. Ведь это несправедливо и неправильно — игнорировать факт выступления национальной сборной на международной арене. Уже хотя бы потому, что футбол как таковой, а тем более удачное выступление родной команды сплачивает и воодушевляет всех без исключения, в то время как свойство политики — разъединять людей по взглядам и подходам. Хорошо, когда у каждого свой взгляд на вещи, но еще лучше, когда все объединяются в радости, вызванной заслуженной победой своей сборной команды.
Вот в этом, видимо, и вся проблема. Армянские болельщики изначально были убеждены, что турецкую сборную нам не одолеть — класс не тот. Мы в рейтинге ФИФА на последних местах, даже на первую сотню не тянем, турки — на самых передовых позициях. Плохо, что точно так же думали и сами футболисты. Утверждаем это, поскольку они в Бурсе не в футбол играли, а оцепенело наблюдали, как играют в футбол их противники. Причем это был ведь не самый звездный матч турецкой команды... Единственный человек, который утверждал, что “мы приехали в Бурсу побеждать”, был председатель ФФА Рубен Айрапетян. На фоне существующих реалий его казенный, натуженный оптимизм не вызывал никаких чувств, кроме оправданного раздражения. “Спросить бы его — кого это ты раньше побеждал, что теперь собираешься турок на их поле раскатать?!” — риторически вопросил знакомый болельщик со стажем, присовокупив несколько простонародных выражений. Тем самым было выражено наиболее распространенное (и при этом самое заслуженное и справедливое) отношение к происходящему вообще и к деятельности г-на Айрапетяна в частности.
Конечно, неудача на футбольном поле крайне обидна, но она искупается очевидным дипломатическим успехом. Потому что подписание Турцией известных протоколов без предусловий — это, что бы кто ни говорил, настоящий дипломатический прорыв. Впору воскликнуть: “Слава нашим умелым дипломатам! Позор неумелым футболистам и лично председателю Федерации футбола республики Рубену Айрапетяну!” Но восклицаниями, а также иными эмоциональными телодвижениями делу ведь не поможешь. Нужна, как нынче модно говорить, не голословная критика, нужны конструктивные предложения.
Таковые имеются. Очевидно, что налаживанием отношений с Анкарой история независимой армянской дипломатии не завершится. Напротив, с этого она, по сути, начинается. Впереди еще немало жарких “боев” в тиши официальных кабинетов, на различных переговорных площадках и так далее. Впредь представляется целесообразным развести футбол и дипломатию. Потому что хочется достичь чистого, ничем не омраченного успеха. Это можно сделать, если вместо “футбольной дипломатии” применить “шахматную”. Представляете, какой был бы эффект, если бы вместо футболистов встречались шахматисты? Одна победа шла бы на смену другой. Полное поражение сборной Турции на шахматной доске (в чем, полагаем, сомнений ни у кого нет) еще больше вдохновило бы наших дипломатов. И наоборот, оказало бы гнетущее впечатление на их турецких коллег. И все были бы довольны и все объединились бы в едином порыве. Потому что — какая же может быть критика, когда ты на голову выше соперника — что за шахматным столиком, что за круглым столом переговоров?!
Не наше дело давать советы властям предержащим. Но, думается, можно попробовать. Шахматы ведь — самая мудрая игра, и самая древняя к тому же в отличие от футбола. Мы тоже — древняя и, как сами считаем, мудрая нация. Надо соответствовать.
Армен ХАНБАБЯН
Источник: Новое время |