Analitika.at.ua. Заявленный в предвыборный период проект Евразийского
союза пока является не более чем пропагандистской идеей, хотя в некотором
смысле Евразийство как пространственно-организационная структура могло бы иметь
определенный позитивный смысл как для России, так и для ряда других государств.
Тем не менее евразийская идея может стать на некоторое время темой весьма
широкой и многообразной дискуссии с участием многочисленных политиков и
экспертов, которые надеются погреть руки и найти себе теплое место в рамках
инициатив российского политического руководства.
Вполне возможно, что будут предлагаться всевозможные идеи, в
том числе самые непотребные. Например, группа молодых российских тюркологов из
МГИМО предложила включить в этот проект и Турцию, причем они уже приступили к
обсуждению этой возможности: "Текущая идеологическая база России и Турции
толкает страны к объединению усилий. Уже в ближайшей перспективе евразийство
может стать единой платформой взаимодействия обоих государств. Однако крайне
важно задать рамки этого нового политического взаимововлечения уже сегодня. Они
не могут быть сформированы в угоду интересам только одного из игроков, как,
например, "Кавказская платформа".
В настоящее время Россия стягивает на себя постсоветское
пространство, испытывая при этом большие проблемы. Все еще непонятно, приведет
ли включение в орбиту влияния Украины к усилению роли России в мире или же к ее
зависимости от украинского партнера? Результатом сближения России и Украины
может стать создание какой угодно рамочной ассоциации, но только не
Евразийского cоюза. Украина слишком очевидно тянется к Европе, и непонятно, в
чем же смысл евразийского объединения, которое предполагает соблюдение
интересов России и ряда других государств на определенных региональных
пространствах. Украина "непереварима" ни для России, ни для Европы.
Что же касается Турции, ее участие в Евразийском союзе приведет к тому, что
Россия станет лишь одним из двух лидеров, причем при тенденции усилении роли и
позиций Турции в Евразии, и не только.
Евразийский союз, безусловно, имеет глубокий
геостратегический и геоэкономический смысл, который сводится прежде всего к
союзу России и некоторых тюркских государств и народов при партнерских
отношениях с отдельными государствами соседних регионов. Это обеспечит
предсказуемость и вполне приемлемый внутренний и внешний баланс сил, взаимную
заинтересованность, стремление решить проблемы экономики и безопасности, иными
словами, несомненно, приведет к очень позитивным результатам. Российская
империя формировалась не случайно, вбирая в себя те территории и народы,
которые была в состоянии вобрать, и ее расширение остановилось там, где должно
было остановиться. Гибель Российской империи началась с получения ею Польши, а
гибель Советского Союза – с утверждения самостийности Украины.
В истории немало примеров, когда государства отказывались от
такого расширения своих территорий за счет соседних стран и регионов, где
проживало многочисленное этническое население, которое поставило бы под вопрос
политическую идентичность данного государства (Швейцария, Голландия,
Австро-Венгрия). В настоящее время Иран сильно опасается такой перспективы, как
расширение своей территории путем инкорпорирования территорий Афганистана и
курдских регионов. В.Путину в определенный момент нужны были идея и доктрина
стратегического характера, и изо всего, что могли ему предложить, нашлась идея
Евразийского союза. Евразия в понимании классиков этого проекта не может
включать ни Южный Кавказ, ни Центральную Азию, если иметь в виду, что Казахстан
и Кыргызстан - это не Центральная Азия, они представляют иной
культурно-исторический тип.
Однако в определенном смысле Евразийский союз уже сложился и
развитием отношений в рамках Евразийского экономического союза и ОДКБ. Чего же
еще ищет политическое руководство России в политических недрах Евразии?
Насколько актуальные российские политики поняли и отличают Евразию от Европы и
Азии? Или Евразия для них всего лишь удобный и эффектный термин? В любом
случае, нынешние "классики" евразийского проекта весьма настороженно
относятся к этим примерам московского доктринерства.
В данном случае возможны две или даже большее число целей.
Пока, однако, можно предположить наличие двух задач, которые пытается решить
некий круг советников и проектантов В.Путина. В настоящее время вопрос о
советниках и проектантах также стал интересным, если считать, что испытанные
"евразийцы", много сделавшие для внедрения евразийской идеи,
оказались всего лишь в роли уважаемых адептов доктрины, но не более. Проект
стал предметом деятельности совершенно других людей, которым "классические
евразийцы" руки не подадут. То есть, скорее всего, советники – это не
идеалисты, а ответственные работники государственных структур, в том числе
наиболее серьезных структур. Эти две актуальные задачи сводятся к следующему.
Россия не может всерьез разворачивать евразийский проект,
применяя классические черты доктрины "классиков", которые
предполагали альянс славянского земледельца и тюркского кочевника. Во-первых,
тюркский мир, который можно отнести к евразийскому пространству, - это не
только народы Поволжья, Алтая, но и Казахстан, и Кыргызстан. Все остальное -
только внешние партнеры евразийского проекта, а не его составные части. Иначе
это "все остальное" поглотит Россию и станет тормозом для развития
проекта, как это может сделать Украина на западе. Поэтому одной из задач
евразийского проекта станет максимальная славянизация и христианизация проекта.
Но поскольку среди славянских и христианских народов не так много желающих
включиться в проект, то Армения станет именно тем партнером, который усилит
данную цель и выполнение задачи.
Вторая задача, быть может, более важная и глобальная:
подороже продать евразийский проект американцам, принимая во внимание возможную
совместную цель противостояния Китаю. США уже достаточно внимательно
рассматривают ОДКБ и организационные структуры пророссийской ориентации в
Евразии, которые могли бы оказать содействие в сдерживании натиска на
центральные регионы Евразии как со стороны Афганистана и Пакистана, так и со
стороны Китая. Слишком опасная перспектива, и в Москве десятки раз оценят и
рассмотрят эту перспективу, прежде чем решаться на это. Возможно, однако, что
Россию просто загонят в этот формат существования.
Таким образом, евразийский проект не такая уж идиллия, как
это может представиться некоторым политикам в разных странах. Перед Арменией
стоит задача понять, а затем и предъявить условия своего участия в этом
проекте, прежде всего в сферах обороны и безопасности. Будет ли продолжено
военно-техническое сотрудничество стран -участниц проектов с Азербайджаном,
останется ли Армения в нынешней роли наблюдателя "паритетной"
политики России в отношении государств региона? Каким будет масштаб
сотрудничества с НАТО и Евразийским союзом для стран - участниц проекта и
насколько можно вычислить результат формирования проекта хотя бы в
среднесрочной перспективе? Игорь МУРАДЯН, "Голос Армении"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.