Главная » 2010»Февраль»8 » Часть проблем армян Джавахка можно решить, открыв в регионе отдельную епархию ААЦ
Часть проблем армян Джавахка можно решить, открыв в регионе отдельную епархию ААЦ
08:28
Analitika.at.ua. Центральный комитет Нового национального консервативного
движения Армении направило открытое письмо Католикосу Великого Дома
Киликийского Араму I. В письме, в частности, говорится: "Армянский регион
Самцхе-Джавахети-Цалка, который вследствие советской антиармянской политики в
настоящее время входит в состав Грузии, находится в духовной блокаде.
Грузинские власти делают все, чтобы армянское население покинуло свою родину. И
отсутствие соответствующих шагов с армянской стороны облегчает им задачу”.
Как говорится в письме, отсутствие армянских
священнослужителей в Джавахке приводит к разрушению армянских церквей, храмов,
духовных комплексов в регионе. «Со дня независимости Грузии в этой стране было
уничтожено или присвоено около трех десятков армянских церквей. Мы считаем, что
все эти проблемы каким-то образом будут решены, если Джавахк будет входить не
Грузинскую епархию Армянской Апостольской церкви, а станет отдельной
епархией»,- сказано в письме.
В письме ННКД отмечает, что движение с просьбой об открытии
епархии ААЦ в Джавахке обратилось к Католикосу Всех армян Гарегину II, но до
сих пор не получило никакого ответа. «Мы обращаемся к Вам с просьбой посетить
Джавахк и Вашим святым присутствием вселить веру в армян региона»,- заключается
в письме.
Джавахк издревле
был населен армянами, о чем свидетельствуют как армянские, так и грузинские,
арабские, турецкие и другие источники. Однако установление турецкого
владычества оказало значительное влияние на этнический состав Джавахка.
Постепенно христианское население края, и в первую очередь армянское
уменьшалось, а вместо этого увеличивалось количество мусульманского населения,
в основном за счет лазов и черкесов. К концу XVIII в. Джавахк потерял
значительную часть своего коренного армянского населения.
Присоединение Джавахка к России имело большое значение для
нормальной жизни и деятельности армянского населения края. Край стал одним из
центров торговли и ремесленничества на Кавказе. В феврале 1921 г. в Джавахк опять
вторглись турецкие войска. Грузинские войска, как и в 1918 г., вновь не оказали
никакой помощи армянскому населению края, вынужденному своими силами
противостоять турецким войскам. В результате вторжения турецких войск, голода и
болезней только в Ахалкалакском районе в 1918-1921 гг. погибло около 50%
армянского населения. В настоящее время армяне Джавахка ведут борьбу за
автономию в составе Грузии.
Киликийский
КатоликосатААЦ (Католикосат
Великого Дома Киликийского) – административно- независимый Католикосат
Армянской Апостольской церкви (ААЦ). Под юрисдикцией Киликийского Католикосата
находятся епархии ААЦ в Ливане, Сирии, Кипре, Иране и США. С возникновением
1080 году Армянского государства в Киликии, туда был перемещен престол
католикоса Всех Армян. С 1147 года резиденция армянского католикоса была в Ромкле,
а с 1282 года в Сисе. С падением Армянского Киликийского царства, престол
католикоса Всех Армян 1441 году из Киликии возвращается в Святой Эчмиадзин, где
находится и в настоящее время. Последний католикос Всех Армян в Киликии Григор
IX (1439-1441) из-за старости и болезни не смог переехать из Киликии в
Эчмиадзин, однако поручил Национально-Церковному собору, созванному в 1441 году
в Вагаршапате избрать нового католикоса Армянской церкви.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.