Analitika.at.ua. Антиизраильская риторика Анкары, равно как и поддержка
палестинцев и сектора Газы была, конечно, направлена не против Израиля, а в
сторону арабов, чтобы заручиться их поддержкой в создании некоего
ближневосточного аналога ЕС.
Как бы ни противился ортодоксальный ислам «тлетворному
влиянию Запада», но мода на «Человека года» дошла и до мусульманского мира.
Естественно, что фаворитом был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган,
который удостоился звания «Человек года 2010» по версии арабоязычного
телеканала CNN. Как сообщает Today's Zaman, Эрдоган набрал 74% голосов.
Выбор турецкого премьера в этой номинации далеко не случаен:
вся внешняя политика Турции последних нескольких лет направлена именно на то,
чтобы стать посредником между арабским и тюркским миром. И надо признать, что в
некоторой степени это удается. Звездный час для Эрдогана на этом пути настал в
2009 году в Давосе, когда он покинул форум, предварительно поскандалив с
президентом Израиля Шимоном Пересом из-за операции «Литой свинец». Как все
помнят, в Турции Эрдогана встретили как национального героя и сразу же началась
антисемитская кампания. Своим демаршем Эрдоган убил сразу двух зайцев: показал
арабам, что симпатии Турции не на стороне давнего союзника – Израиля, а на
стороне палестинцев и что Турция твердо стоит на защите ислама, а вернее
пан-туранизма. А еще вернее – османизма, без всяких там приставок – «нео-».
Антиизраильская риторика Анкары, равно как и поддержка палестинцев и сектора
Газы была, конечно, направлена не против Израиля, а в сторону арабов, чтобы
заручиться их поддержкой в создании некоего ближневосточного аналога ЕС.
Впрочем, разговоры об этом идут довольно давно – Большой Ближний Восток,
являющийся детищем США, может быть все же реализован при помощи Эрдогана.
Наверное, именно поэтому Вашингтон смотрит сквозь пальцы на антиизраильские и
иногда антиамериканские демарши Анкары.
Можно сказать, что у Эрдогана две цели: вступление в ЕС и
создание аналогичной структуры на Ближнем Востоке с вовлечением некоторых
республик бывшего СССР. Очень может быть, что обе будут достигнуты, если партия
Справедливости и развития (АКР) останется у власти после выборов 2011 года. В
чем, кстати, сомневаются лишь немногие. Наследие Ататюрка, конечно, нужно
сохранять, однако Турция, за исключением Стамбула и Анкары, в целом все же
исламская страна. В центральной части страны все еще живут по шариату и вряд ли
нынешнее положение изменится в ближайшем будущем. Бессмертные «Запад есть
Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут» Редьярда Киплинга актуальны
и сегодня. И сколько Анкара не твердила миру, что является перекрестком
цивилизаций, мостом между Западом и Востоком, все одно – исламская страна она и
есть исламская страна.
Но, конечно, этими двумя целями для Турции ничего не
заканчивается. Есть еще две огромные головные боли – курды и османская история.
С курдами все в принципе понятно – им обещан независимый Курдистан и рано или
поздно они его создадут на землях четырех стран: Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Что начнется потом в регионе – даже представлять не хочется,
израильско-палестинский конфликт будет просто детской игрушкой в сравнении с
«борьбой за независимость Курдистана».
Ну и последнее, самое болезненное, потому что изменить
историю Османской империи никакой лидер современной Турции не в силах. Дело
ведь не только в Геноциде армян, но и греков, ассирийцев, сирийских христиан.
Если бы младотурки вырезали бы только армян, Турции было бы намного легче: один
народ все же не два или три. И уж тем более отговорки типа «русской колонны» к
грекам и всем остальным явно не подойдут. Именно это одна из главных причин
столь упорного отрицания Геноцида армян.
Сможет ли Эрдоган в отпущенное ему время решить хотя бы
часть этих проблем – значит премию ему дали не зря. Хотя вряд ли сможет –
османское мышление не позволит. Правда, при удачном стечении обстоятельств Эрдоган
может приблизиться к тому, чтобы попытаться стать вторым Насером. Единственное,
что надо помнить и ему, и остальным тюркам: арабы их на дух не переносят и все
разговоры об исламском братстве – всего лишь средство для достижения
собственных целей, которые в большей части совершенно различны. Карине
Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.