Analitika.at.ua. В его кабинете на стенах развешаны многочисленные
грамоты, дипломы, аккредитации и коллекция ручек - неизменных атрибутов
журналиста и писателя. В случае с Ашотом Бегларяном можно смело говорить о
профессиональном, мужественном и ответственном журналисте и талантливом, тонко
чувствующим мир писателе. Несколько лет назад, когда я впервые познакомился с
его творчеством, то был впечатлен не только красивым слогом, но в большей
степени христианским чувством любви, пронизывающим все его произведения.
Путь Ашота в литературу был предопределен.
- Творческий зуд, - говорит писатель, - который, пожалуй,
передался мне по наследству, стал серьезно беспокоить меня в 14-15 лет. Тогда я
понял, что не отвертеться. Любопытно, что поначалу писал стихи и даже небольшую
поэму. Но вскоре понял, что это не мое.
Помню, как под впечатлением рассказа Шолохова "Судьба
человека", а еще больше - фильма, я заявил отцу, что "буду писать,
как Шолохов". Отец, конечно, усмехнулся. Но это лишь подзадорило меня.
Именно отец был первым моим учителем и советчиком. Он был
поэтом-лириком, членом союзов писателей и журналистов СССР, Армении и Арцаха.
Папа всегда учил, что в любом произведении должна быть "соль". Вот я
и стараюсь, чтобы и соль присутствовала в рассказах, и изюминка была.
Первые очерки и новеллы я стал писать в дивизионной газете
"Во славу Родины", проходя срочную службу в Северо-Кавказском военном
округе. Очень скоро меня заметили в издающейся в Ростове-на-Дону окружной
газете "Красное знамя", предложили писать и для них. Это в основном
были небольшие истории об армейских буднях. Кстати, мое солдатское, вернее,
сержантское творчество было замечено лично командующим округа, генерал-полковником
Шустко, и он наградил меня грамотой...
Несколько лет назад мне посчастливилось виртуально общаться
с папой Ашота - Эрнестом Сантуровичем. Он сказал, что в основе его таланта не
только Божий дар, но и генетика. Его мать, бабушка Ашота, имевшая всего четыре
класса образования, знала наизусть множество стихотворений, сказок, притч и
даже сама сочиняла. Общение с ней сказалось на литературных талантах сына и
внука.
- Общение с бабушкой, которая умела очень своеобразно и
увлекательно рассказывать, заставляло мою фантазию бурлить, дорисовывать то,
что, может быть, она недоговаривала. Образы из рассказов бабушки часто
всплывают в моей памяти, и я нередко использую их в своем творчестве, - говорит
Ашот.
Рассказы и очерки Ашота публиковались в Степанакерте,
Ереване, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новочеркасске и других
российских городах, в Грузии, Казахстане, Украине, Белоруссии, Болгарии, США,
на сайтах Института освещения войны и мира (Лондон), Всемирной службы ВВС, в
более 50 армянских и иностранных интернет-изданиях. По мотивам его рассказа
"Дом, который стрелял" Георгием Газаряном был снят первый в истории
Нагорно-Карабахской Республики короткометражный художественный фильм. Ашот
невероятно работоспособен, любое дело, за которое он берется, он делает
добросовестно и качественно.
- Мое вдохновение постоянно подпитывается бессмертным
подвигом ребят, положившим на алтарь родины самое дорогое - жизнь. Это вечный
огонь в моей душе. Наши друзья, братья, оставили нам свои неосуществленные
мечты, и мы не имеем права забывать их, должны сделать все, чтобы они
претворились в жизнь.
Из рассказа Ашота Бегларяна "Дед Мороз (исповедь в
канун Нового года)" (2006):
"...Лишь потом, уже после войны, я ужаснулся: как-то
тихо, незаметно ушли друзья-товарищи, не попрощавшись, словно и не жили на этом
свете никогда. Я был ошеломлен этим открытием... Неужели и я мог оказаться на
их месте? Не верится... Живому трудно представить себя мертвым, как, наверное,
весело журчащему ручейку трудно представить себя льдом. А впрочем, что я
говорю?! Ведь родники рождаются из, казалось, мертвого и холодного льда, как,
впрочем, и герои рождаются... из смерти, героической своей гибели, а точнее,
возрождаются..."
Особое место в творчестве Ашота Бегларяна занимает военная
тематика. Ведь он сам воевал за родной Арцах, был тяжело ранен. До встречи с
Ашотом я не знал, что в своих военных рассказах он описывал реальные ситуации и
что многие из рассказов автобиографичны. Скажу честно, читать их мне очень
сложно. Особенно сейчас, когда я уже пророс всей своей душой в этой прекрасной
героической земле, когда своими глазами увидел многочисленные обелиски и аллеи
памяти в Арцахе, слушал рассказы фронтовиков.
- На долю моего поколения выпала военная судьба. После двух
лет службы в советской армии мои ровесники оказались в горниле четырехлетней
кровавой бойни... Война, увы, не завершилась по сей день. И неудивительно, что
она является лейтмотивом моего творчества.
Как это ни странно звучит, но в какой-то мере мне повезло
как писателю, ибо война дает богатый материал, пищу для размышлений. Я
стремлюсь использовать негативную энергетику войны против нее же, показать всю
неприглядность войны, вместе с тем рассказать о лучших представителях народа, о
том, как в экстремальных условиях проявляются лучшие человеческие качества.
В те годы самых тяжелых испытаний у нас был беспрецедентный
дух единства, самоотверженности, готовности пожертвовать не только куском хлеба,
но и собой во имя общенациональных идей, ради брата, друга, соседа, ради
ближнего своего... Сегодня, увы, многое изменилось, стал доминировать
индивидуализм. Между тем нам еще предстоит большой и сложный путь, который
должны преодолеть сообща. Поэтому во что бы то ни стало необходимо восстановить
прежний дух.
Ашот не из тех людей, кто любит родину издалека. В отличие
от многочисленных "патриотов", дающих советы, как обустроить Арцах и
при этом не желающих приезжать туда, служить в армии, он отрицает саму
возможность жить где-то еще, кроме как в Арцахе.
- Невольно вспоминаются слова Маяковского "...землю, с
которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя". Конечно, был соблазн, были
предложения, достаточно заманчивые... Но Родина есть Родина. Здесь дух моих предков,
могилы родителей, друзей. В конце концов, Родину не выбирают. Это наш крест, и
мы должны нести его всю жизнь.
Я бесконечно благодарен Ашоту за то, что он открыл для меня
этот райский край с, увы, не райской судьбой. Зная историю армян Нагорного Карабаха,
чувствуя законную уверенность в правоте собственных устремлений, я верю в то,
что на земле Арцаха будет мир.
- Ничто не в состоянии одолеть нас, если мы вернем дух конца
80-х-начала 90-х годов, - считает Ашот. - Что касается всеобъемлющего урегулирования,
то нужен диалог между обществами сторон конфликта. К сожалению, власти
Азербайджана осуществляют пагубную, в первую очередь для собственного народа,
пропаганду, направленную на создание образа врага-армянина в расчете на долгую
перспективу. Это блокирует все миротворческие инициативы и заводит переговорный
процесс в тупик.
Из рассказа Ашота Бегларяна " Ночь на посту"
(1996):
"...Ступив на тропу войны, мы готовы без раздумья и
предупреждения стрелять друг в друга. Хотя по большому счету человек человеку,
наверное, все-таки - не волк, и во всем, в данном случае, виновата война. Это
она разводит людей по разные стороны баррикад, часто не спрашивая фамилии и
национальности. И всякое еще может случиться: невидимая ленточка хрупкого
перемирия - это далеко еще не пограничные столбы, вкопанные в землю и
скрепленные надежным, долговременным договором...".
Арцах дал миру множество замечательных людей. В их числе
Ашот Бегларян - скромный человек с большой армянской душой, человек, от общения
с которым становится тепло на сердце; человек, позволяющий видеть свет в
серости будней; человек, который своим существованием прославляет армян;
человек, который обязательно победит войну. Виктор КОНОПЛЕВ, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.