Analitika.at.ua. От встреч с политиками высокого ранга не ожидаешь
интеллектуального блеска. Для них важнее интуиция и талант публичной фигуры.
Отлично, если это сочетается с целостным мировоззрением. Если государственный
руководитель оказывается оригинальным мыслителем, это всегда неожиданность.
Основатель Сингапура Ли Куан Ю посетил Армению в 2009 году.
Помнится, при встрече с членами правительства и представителями бизнеса Ли
всерьез пытался понять: как получается, что страна, обладающая всем необходимым
(в том числе всемирно известной диаспорой) для процветания, ходит по замкнутому
кругу.
Островное государство у берегов Малайзии в конце 1950-х -
типичная страна третьего мира. К началу 1990-х она вышла в "высшую
лигу" мировой экономики и высоких технологий, и это целиком заслуга
премьер-министра Ли Куан Ю - автора одного из самых успешных модернизационных
проектов в мировой истории. Он руководил не огромной державой, а маленьким
островом, но масштаб его заслуг от этого не меньше. Ведь на острове не было
вообще ничего, кроме нищего неграмотного населения. Воду и песок завозили с
"материка". "Мы приветствовали каждого инвестора. Мы просто из
шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство, - говорил Ли в Доме
приемов правительства РА. - В результате многие известные корпорации заложили
фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура".
Однако у автора вызывало недоумение то, что армянский
экономический и политический бомонд неохотно слушал Ли Куан Ю, который, в отличие
от западных лидеров, учил не демократии. Для осуществления инновационного
прорыва Армении понадобится определить национальные конкурентные преимущества,
стратегические технологические приоритеты, построить инновационную
инфраструктуру, разобраться с интеллектуальными ресурсами и, самое главное,
выстроить взаимоотношения государства и бизнеса. Об этом говорил основатель
Сингапура.
...Сегодня, пожалуй, никто не будет спорить с тем, что
Армения стала органичной и неотъемлемой частью общемирового политического и
экономического ландшафта. В этой связи очень важно, чтобы она занимала в нем
свою определенную нишу.
Президент Армении пытается повернуть страну на путь
инновационного развития, то есть добиться, чтобы ее место в мире было
обусловлено не запасами молибдена и меди, которыми обладают ее недра, и не
сырьевой, как сейчас, экономикой, задача которой сводится к обслуживанию
высокотехнологичной промышленности других стран, а полноценным участием нашей
страны в глобальном научно-техническом процессе, который все стремительнее
разделяет страны на две группы. В первую входят страны с передовой экономикой,
основанной на инновациях, которые, собственно, и определяют направление
цивилизованного развития, правила и рамки нового мирового порядка, причем не
только в экономике, но и в политике. Во второй группе - страны, которые
обслуживают эти экономики, поставляя им полезные ископаемые и трудовые ресурсы.
Страны второй группы фундаментально зависят от тех, кого они обслуживают. Не
только экономически, но и политически, ибо нельзя иметь зависимую экономику, но
при этом претендовать на самостоятельную политику.
Сегодня Армения относится ко второй группе стран. Президент
Саргсян полагает, что Армения может и должна находиться в первой. Однако это
крайне непростая задача, требующая не только политической воли президента, но и
целеустремленности и упорства правящей коалиции. Между тем для многих очевидно,
что единого армянского правительства нет, а есть какой-то набор различных
ведомств и министерств. Не единодушных в своих целях, приоритетах и векторах
приложения сил. Очевидного консенсуса между разными частями правительства нет.
К примеру, армянская компрадорская буржуазия относится к инновациям
индифферентно, а к будущим "технопаркам" саркастически...
Опыт Сингапура показывает, что Армении необходимо искать
собственный путь инновационного развития, поскольку не существует двух
абсолютно одинаковых вариантов и единственного "правильного" пути.
Что касается "утечки мозгов" в последние 20 лет, то она не является
критической. Более того, в современных условиях при правильной организации
инновационного процесса эта утечка становится скорее не проблемой, а
конкурентным преимуществом.
Опрос фонда МакАртуров по сравнительному изучению
технологических диаспор Армении, России, Китая, Аргентины, Южной Кореи и
Сингапура показывает, что многие представители армянской диаспоры, в основном
сосредоточенные в США, не против работы в Армении. Их отпугивают не столько
низкие зарплаты, сколько информационная закрытость и плачевное состояние
академической среды.
Активная кампания президента Саргсяна и его администрации по
развитию высоких технологий и инноваций вообще вызывает ряд вопросов, которые
связаны прежде всего с ресурсной базой для "инновационного прорыва".
Главные проблемы армянской экономики высоких технологий - качество кадров,
неблагоприятный налоговый климат и сомнительные с точки зрения реальной
эффективности проекты. В нынешней Армении отвыкли ставить и решать системные
задачи, чем славилась Советская Армения. Негативное значение имеет и то, что
экономика в целом имеет низкую восприимчивость к инновациям и как следствие -
низкую скорость их внедрения.
В последнее время одним из самых громких государственных
проектов поддержки высоких технологий является план создания технопарка в
Гюмри. Напомним, что свой технопарк появился в 70-х годах в Японии, где начала
стремительно развиваться электроника. Дания вместе со Швецией образовала свою
"Медиконовую долину", где сегодня сосредоточены научные лаборатории,
коммерческие структуры и промышленные предприятия, занимающиеся биомедициной. В
Бангалоре и его окрестностях появилась индийская "Силиконовая
долина", где с начала 2001 года открыли свои представительства 230
транснациональных корпораций.
По замыслу технопарк в Гюмри должен стать не только главным
реальным проектом модернизации Армении, но и своеобразным локомотивом процесса
ее технологического развития. Именно поэтому в эту особую территорию
предполагается вложить, по выражению министра финансов, огромные деньги.
Вообще-то вера во что-то хорошее, позитивное является, с
одной стороны, главным источником существования Армении, с другой - самым
серьезным ее испытанием. Ведь в течение последних 20 лет очень часто вера в
превращение Армении в "Кавказского дракона" заканчивалась разочарованием.
Поэтому имеет смысл говорить о плюсах и минусах этого проекта уже сейчас, еще
на стадии его разработки. Чтобы потом в случае успеха было предельно ясно, как
создавался наш инновационный прорыв, а в случае неудачи было понятно, почему он
не состоялся...
Опыт Сингапура и других "азиатских драконов"
показывает, что инновации могут появляться практически везде. Но остаются и
развиваются они только там, где их питает воля лидера, наполняющая блестящие
идеи жизненной силой, энергией и ресурсами. Успех инновациям гарантирован в тех
экономиках и обществах, где они становятся личным делом первых лиц, принимающих
на себя всю ответственность и организующих их воплощение. Президент Пак Чжон Хи
- "отец" южнокорейских реформ. Он был для жителей Южной Кореи безусловным
"отцом" нового лица страны, тем человеком, который смог сформировать
и реализовать цели государственной политики, воплощение которых оказалось на
редкость успешным.
Интересный пример приводит известный экономист А.Селищев:
"Пак вызвал на ковер всех ведущих бизнесменов страны и начал постановку
задачи. В качестве таковой объявлялось создание инновационной экономики,
способной конкурировать с Японией: - Цой, ты каким бизнесом занимаешься? -
Производство риса и игорный бизнес. - Будешь строить суда! - Но я не могу! - Я
тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим.
Главное - помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим.
Откажешься - обижусь. Понял? - Ким будет производить телевизоры и магнитофоны.
Чо - автомобили...". Григорий АРАКЕЛЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.