Пятница, 26.04.2024, 11:28
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Апрель » 5 » Членство Азербайджана в Совбезе ООН сдерживает стремление Алиева к "территориальной целостности"
Членство Азербайджана в Совбезе ООН сдерживает стремление Алиева к "территориальной целостности"
00:21

Analitika.at.ua. Интервью первого заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов, главы посреднической миссии России, сопредседателя МГ ОБСЕ (1992-1996 гг), посла Владимира Казимирова информагентству АрмИнфо.

Продолжая участвовать в процессе мирного урегулирования НКК, Азербайджан продолжает активно вооружаться, заняв 38 место в мире по объему закупок вооружений. Учитывая огромную разницу в военных бюджетах Баку и Еревана, относительный военный баланс постепенно сходит на нет. Какие еще механизмы, на Ваш взгляд, существуют для сдерживания неоправданной горячности Баку?

 

Военный баланс - весьма многомерная категория, зависящая не только от количественных данных, но и от качественных и некоторых других. Оставим эту тему для военных экспертов. Руководство Азербайджана ссылается на то, что военные расходы АР  пропорциональны размерам ее бюджета и не выше, чем у ряда других государств, то есть всё это подается как будто нечто естественное. Так бы оно и было, если бы не "пустячок" - постоянное допущение, а иногда даже востребование и восхваление силового пути решения карабахского конфликта. А это сразу становится аномалией: страна остается в неурегулированном вооруженном конфликте, считает перемирие не бессрочным, как оно было подписано при Гейдаре Алиеве, а всего лишь передышкой для перевооружения и возобновления войны, которая будто бы "так и не окончена", допускает решение конфликта силой и фактически призывает к нему. Это уже не просто "безобидный" рост оборонительного военного потенциала государства, а прямые приготовления к возобновлению наступательных военных действий. Не говорю уж о том, что это прожигание средств, которые могли бы прямо служить народу Азербайджана в повседневной жизни. Тут слишком много ненормального для того, что спокойно созерцать происходящее. Все эти аномалии списываются на другую аномалию – "оккупацию” армянами семи районов АР. Но почему же тогда скрывается конкретика, скрывается то, как возникла эта оккупация? Кто уходил от скорейшего перемирия и мирного, переговорного решения проблем конфликта? Или кто срывал краткие прекращения огня, стремясь одержать верх силой? Ведь оккупация - это, конечно, не хорошо, но оккупации бывают разные. Союзникам тоже пришлось быть оккупантами той же Германии, а кто в этом повинен? Истина не абстрактна, а конкретна, и каждый феномен имеет свое происхождение и свою историю.

 

Как Вы полагаете, избрание Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН является сдерживающим фактором на пути рвения Алиева "восстановить территориальную целостность”?

 

Естественно, что помимо серии встреч президентов России, Азербайджана и Армении, крайне относительное затишье на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Нагорного Карабаха также связано с избранием Азербайджана непостоянным членом СБ ООН на 2012–2013 годы. В Ереване и Степанакерте этот успех бакинской дипломатии был воспринят ревниво и даже негативно, без должной оценки возникшего полезного эффекта сдерживания. В последние годы карабахское урегулирование все чаще выходит на уровень глав государств, особенно России, Азербайджана и Армении. Несмотря на то, что бессрочное перемирие, достигнутое в 1994 году, не раз подвергалось угрозе возобновления военных действий из-за инцидентов, гонки вооружений и воинственных кампаний Баку, тем не менее, именно усилия государств–сопредседателей МГ ОБСЕ, несомненно, содействовали удержанию горячих голов от неразумных действий в столь чувствительном регионе. В целом, в Ереване и Степанакерте Минский процесс оценивается положительно, чего нельзя сказать о весьма противоречивой оценке Баку, где власть осторожничает, а СМИ подвергают МГ ОБСЕ резкой критике за бесплодность. В последние годы в Баку все чаще призывают посредников и международные организации оказывать на армян давление, чтобы "освободить оккупированные ими земли”. При этом,

 

эти призывы к давлению на армян мало срабатывают, поскольку мандат сопредседателей даже не дает им права оказывать давление на стороны по сути переговоров. При этом не следует забывать, что давление в дискуссионных вопросах вряд ли мыслимо, но оно вполне обосновано в делах бесспорных, например, против силового решения споров или невыполнения официально взятых на себя обязательств. В этом же контексте, позиции Баку весьма уязвимы, поскольку ратуя за силовое решение НКК, он уже давно не выполняет соглашение об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 года, утаивая, что оно было подписано по прямому указанию самого "общенационального лидера” Гейдара Алиева. Таким образом, установка "не давать покоя армянским оккупантам” стала помехой конструктивности, обрекая официальный Баку на негативизм, на отказы от полезных предложений, что не дает ему плюсов в глазах посредников, других государств, общественного мнения. Да и как иначе оценивать всяческое принижение прекращения огня, зароки вроде "война не окончена”, саботаж соглашения от 4 февраля 1995 года, нежелание отводить снайперов с передовых позиций, уклонение от мер доверия, особенно в военной сфере, затягивание создания механизма расследования инцидентов и т.п. случаи?

 

В аналитическом сообществе бытует мнение, что Турция является единственной страной, которая может "позволить” своему сателлиту Азербайджану развязать новую авантюру против карабахского народа. Каковы, на Ваш взгляд, реальные возможности Турции в этом направлении?

 

Мне очень не хотелось бы верить в прямое подстрекательство Турции к возобновлению военных действий в Карабахе. При всех заносах во внешней политике Турции ради поддержки Азербайджана: игнорирование цюрихских документов и их увязка с карабахскими делами, претензии на сопредседательство в МГ вместо Франции и т.п, в Анкаре понимают неизбежность серьезнейших осложнений обстановки во всем регионе в случае новой войны вокруг Карабаха, что вряд ли так уж отвечает ее интересам.

 

Учитывая стремление США и Израиля развязать войну против ИРИ, крайне актуализировался и вопрос проживающих в Северном Иране азербайджанцев. На днях небезызвестный Гейдар Джемаль заявил, что при желании Северный Иран "легко поглотит дегенеративный отросток под названием Азербайджан”. Какую роль могут сыграть иранские азербайджанцы в случае развязывания Баку, параллельно с действиями США против Ирана, очередной агрессии против Нагорного Карабаха?

 

Я против подобных гаданий "на кофейной гуще" - очень много зависит от конкретных обстоятельств и шагов разных сторон, а иногда даже от деталей. Подобным пророчествам "в общем виде" - грош цена. Тем более - против таких хлестких выражений, кем бы и в чей бы адрес они не высказывались.

 

Какую роль могут сыграть все признанные и главное непризнанные страны Южного Кавказа в случае начала американо-израильской операции против Ирана? К каким последствиям она может привести регион?

 

Лучше уже сейчас выступать против такой крайне опасной "операции" в столь чувствительном регионе, чем обсуждать, что могут сделать признанные и непризнанные страны тогда, когда сия операция уже началась. Последствия ее вряд ли ограничились бы этим регионом, а получили бы широкий резонанс за его пределами - практически во всем мире.

 

Как мне кажется, формально участвуя в переговорах, к окончательному разрешению нагорно-карабахского конфликта по ряду внутренних причин и в силу того, что любое урегулирование на основе компромисса нанесет удар их имиджу, не стремится ни руководство Армении, ни тем более Азербайджана. Вы так не считаете?

 

Это проблема не только руководства сторон конфликта, но и общественного сознания, в том числе роли СМИ. Гораздо легче, опираясь как на здравое понимание национальных интересов, так и на иррациональные перехлесты, казалось бы, внешне на основе родного патриотизма, задирать планку требований к другой стороне до полной недостижимости компромисса и неосуществимости в жизни. Это намного легче, чем реалистически вычислить и объяснить другим пусть даже умеренные, но долгосрочные выгоды мира и сотрудничества с нынешним противником для собственного народа. Самообман гораздо доступнее, чем вразумление себя и окружающих реализмом. Ведет ли руководство сторон само и через СМИ и интернет, да и сама пресса работу по уяснению того, что "компромисс важнее победы" - вот в чем вопрос. Побед вечных и абсолютных не бывает, им всегда сопутствуют издержки. Примеров в истории немало, когда издержки подтачивают и саму победу. Как ни странно, разумный компромисс живучее, устойчивее, потому что уже отсек крайности. Ну, это слишком обще и абстрактно. Чем скорее и глубже пойдет подготовка людей и всего общества к миру, а не к войне, тем результативнее будут переговоры. А то, что в Баку и не приступали к этому, вполне очевидно. Там всё ещё по старинке готовятся к войне. Это надо не только осуждать, но и показывать тем, кто еще "не заметил"  этого, хотя трудно, просто невозможно этого не заметить.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 460
Календарь новостей
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru