Analitika.at.ua. Недавно в азербайджанской прессе появились публикации,
весьма недвусмысленно указывающие на то, что от формулы «Одна нация – два
государства» Азербайджан и Турция переходят к более «усовершенствованной» -
одна нация и одно же государство. К такому выводу приходишь невольно, разбирая
и анализируя события последних дней.
Так, 15 сентября Турция и Азербайджан подписали соглашение о
создании Совета стратегического сотрудничества. В тот же день министры
иностранных дел двух стран договорились открыть совместные (? –sic!)
дипломатические представительства в африканских странах.
Отметив достижение договоренностей в контексте недавнего
визита президента Турции в Азербайджан, азербайджанский эксперт Тогрул Софиев
отметил, что при составлении договора о турецко-азербайджанском стратегическом
сотрудничестве «сторонам стало известно о готовящемся визите президента России
в Ереван». Вообще-то никто не делал секрета из «готовящегося визита»
российского президента – ни в Ереване, ни в Москве
Но нюанс не в анонсировании визита в целом, а в деталях
этого визита, которые стали известны позже. Тем не менее, как признался тот же
Софиев, в договоре о стратегическом сотрудничестве и взаимопомощи, содержание
которого так и не было полностью опубликовано, «сложно было бы исключить
положения, гарантирующие безопасность Азербайджана со стороны Турции».
Разберемся со сказанным.
Первое. Откуда Азербайджан и Турция могли знать о деталях
ереванского визита президента РФ? То, что Анкару об этом проинформировал
Ереван, однозначно исключается - между двумя странами нет не только
дружественных, но вообще каких-либо двусторонних отношений.
Поскольку наблюдения азербайджанского эксперта не абстрактны
и не лишены здравого смысла, всецело вытекающего из политических реалий,
остается предположить, что Анкару поставила в известность Москва.
Второе. Могла ли в таком случае Москва проинформировать
Анкару о предстоящем внесении изменений в армяно-российский договор, не имея на
то внешнеполитического интереса? Вопрос риторический. Конечно же, нет, не
могла.
Третье. А могла ли Турция самостоятельно, то есть как бы на
свой страх и риск, подписать договор о стратегическом сотрудничестве и
взаимопомощи с Азербайджаном, зная заранее, что срок дислокации российской
военной базы в Армении будет пролонгирован, что изменится спектр ее функций,
что Россия возьмет на себя обязательство по ее модернизации и т.д.? Вряд ли,
учитывая нынешние российско- турецкие отношения. Это могло произойти только при
условии, что Анкара, в свою очередь, проинформировала Москву о нюансах договора
с Азербайджаном.
Косвенно это подтверждается тем, что сразу же после визита в
Медведева Баку между ним и Гюлем состоялся телефонный разговор, в ходе которого
«обсуждались кавказские вопросы».
Итак, можно смело предположить, что России известны детали
так и не опубликованного турецко-азербайджанского договора.
Но отсюда вопрос - поделилась ли Россия информацией об этих
деталях турецко-азербайджанского договора со своим стратегическим союзником
Арменией?
По идее Россия должна была проинформировать Армению о том,
стратегическое сотрудничество какого уровня предусматривает
турецко-азербайджанский договор. В противном случае Россия нарушила бы тем
самым свои партнерские обязательства, что представляется нелогичным по правилам
дипломатической игры.
Впрочем, нелогичность поведения России в отношениях со
своими стратегическими партнерами в последнее время слишком явно дает о себе
знать, особенно когда Россия и Турция в «кавказских вопросах» стали действовать
с «общих позиций». Об этом свидетельствует и неожиданный визит Ахмеда Давутоглу
в Нахиджеван и заявление о том, что «Турция была и всегда будет рядом с
Нахчываном и Азербайджаном». Так назыываемый «правовой статус» Нахиджевана
определен русско-турецким договором, и Давутоглу вряд ли позволил бы себе
«подразнить» Россию.
Но тогда в чем же интрига после всего сказанного? А интрига
заключается в том, что Азербайджан и Турция выступают уже не только в формате
двустороннего сотрудничества, но и в формате региональной структуры
тюркоязычных стран. Тандем Анкара-Баку, таким образом, претендует на то, чтобы
стать «стержнем тюркского мира». Как отнесется к этому Россия – ревностно или
спокойно? Вопрос пока оставляем открытым, хотя в последнее время некоторые
представители российского аналитического сообщества все более уверенно говорят
об «общей славяно-тюркской территории» или «евразийской геополитике». Ваграм
Атанесян, defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.