Главная » 2011»Октябрь»25 » Что подразумевал Медведев, говоря о "принципиально новой системе коммуникации для Армении"?
Что подразумевал Медведев, говоря о "принципиально новой системе коммуникации для Армении"?
01:11
Analitika.at.ua. В ходе встречи президентов России и Армении Дмитрия
Медведева и Сержа Саргсяна в Москве в ходе государственного визита в Россию
армянского руководителя, российский лидер сделал весьма примечательное
заявление.
Медведев отметил, что Россия "понимает, насколько важны
для наших армянских друзей проекты в сфере инфраструктуры: как реальной, так и
виртуальной. Под реальной инфраструктурой я имею в виду железнодорожный
транспорт, там целый ряд проектов реализуется, и сегодня в ходе переговоров они
обсуждались, в том числе и возможные новые идеи, связанные с выходом из сложной
ситуации, в которой в настоящий момент пребывает Армения. Мы надеемся, что
совместными усилиями, включая и усилия некоторых третьих стран, мы сможем
всё-таки добиться более современной и, может быть, даже принципиально новой системы
коммуникаций для Армении".
Напомним, что в плане возможностей восстановления
железнодорожного сообщения Армении с миром в последние годы публично
муссируются лишь две идеи, которые трудно назвать новыми. Во-первых, речь идет
о строительстве магистрали Армения-Иран, которая, по задумке, призвана связать
порты Персидского залива с Черноморским побережьем Грузии. Однако это - крайне
затратный проект, стоимость которого, по оценкам, может составить $5-6 млрд. И
хотя в создании этого коммуникационного пути выражают заинтересованность
Азиатский Банк Развития (АБР) и Китай, дальше разговоров и выделения небольших
средств на создание технико-экономического обоснования речь пока не идет. И
вряд ли в ближайшее время зайдет, учитывая известное состояние дел в мировой
экономике, а также санкции против Ирана. По тем же причинам трудно
предположить, что Москва готова всецело взять на себя финансирование проекта. К
тому же строительство этой дороги потребует слишком долгого времени из-за
большой сложности рельефа, необходимости преодоления многочисленных горных
преград, возведения мостов и туннелей.
Второй вариант относится к возможности реанимации
железнодорожной ветки Гюмри (Армения) - Карс (Турция), что дало бы возможность
превратить Армению в одного из основных (если не самого главного) региональных
железнодорожных транзитеров. Однако для этого необходимо деблокировать закрытую
Анкарой с 1993 года армяно-турецкую границу. Как известно, несмотря на
подписанные два года назад в Швейцарии протоколы, более известные под названием
Цюрихских, - о нормализации двусторонних отношений и открытии границ, этого
пока не произошло: турецкая сторона готова ратифицировать документы лишь после
уступок армянской стороны в карабахском урегулировании, Ереван категорически
отрицает подобный подход, считая данное требование не имеющим никакого
отношения к армяно-турецкой нормализации.
Возможен, правда, и третий вариант: открытие
железнодорожного движения через Абхазию. Некогда это был самый короткий путь,
связывающий Ереван с Москвой. Но Абхазская железная дорога также бездействует с
1992 года из-за конфликта Сухума с Тбилиси. Армения неоднократно призывала
реанимировать эту трассу, обещая всю возможную помощь в ее реконструкции после
многих лет простоя. Но грузинско-абхазские противоречия не позволили
осуществить эту идею. Трудно предположить, что в условиях известных отношений с
Грузией президент Медведев мог иметь в виду именно такую перспективу.
Скорее всего, речь идет, все-таки, о возможностях деблокады
армяно-турецкой границы. А это означает, что до конца года активность
посредников Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (Россия, США, Франция)
будет лишь расти, поскольку, как показывает практика, оба этих процесса, пусть
и косвенно, но взаимосвязаны. Кстати, завершив 24 октября свой очередной
региональный визит, послы-сопредседатели Минской группы заявили, что в ноябре
снова посетят стороны противостояния, включая, кстати, и непризнанную
Нагорно-Карабахскую республику. Одновременно в ходе переговоров с Сержем
Саргсяном президент Медведев специально подчеркнул, что Москва будет
по-прежнему вести активную миротворческую политику, в том числе - и в плане
организации трехсторонних встреч президентов Саргсяна и Ильхама Алиева под
эгидой руководителя России. Тем самым было дано понять, что Кремль не
собирается мириться с фактическим провалом последней такой встречи в Казани 24
июня нынешнего года и намерен "дожать" стороны конфликта, чтобы
получить их подписи под проектом базовых принципов урегулирования, что даст
возможность приступить и к подготовке всеобъемлющего мирного соглашения.
Некоторые высказывания высокопоставленных представителей азербайджанской
дипломатии о том, что Баку стремится к скорейшей разработке такого документа,
свидетельствуют, что события развиваются именно в указанном направлении.
Трудно сказать, насколько удачной окажется очередная попытка
Кремля, поскольку она потребует от сторон уступок, способных стать причиной
внутренней дестабилизации и в Армении, и в Азербайджане. Причем в Армении - в
первую очередь, поскольку не секрет, что в числе иных условий в проекте
соглашения говорится о начале отвода армянских сил из районов вокруг Карабаха.
Эта идея в Армении и НКР, мягко говоря, непопулярна. На фоне начинающейся
предвыборной парламентской кампании такой шаг способен дать в руки оппозиции и
попутчикам правящей Республиканской партии Армении (РПА) очень сильный козырь в
борьбе за власть. Представляется, что эти обстоятельства в целом не являются
секретом для Москвы. Поэтому Кремль, требуя от своего стратегического союзника,
Еревана, определенных шагов в карабахском вопросе, должен одновременно
гарантировать поддержание внутриполитической стабильности в стране. Без этого
реализация любых "принципиально новых" транспортных конфигураций в
регионе нереальна. Ануш Левонян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.