Вторник, 27.07.2021, 20:03
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Апрель » 21 » Что скрывается за демонстративным пацифизмом Азербаши?
Что скрывается за демонстративным пацифизмом Азербаши?
15:47

Analitika.at.ua. Региональный уровень

Азербайджано-карабахский конфликт

 

На прошедшей неделе (12 – 18 апреля 2010 года) в Азербайджане были сделаны очередные неконструктивные заявления относительно урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Особое усердие на этом поприще проявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, который своими заявлениями в очередной раз показал направление действий азербайджанской дипломатии, историографии и всех других сфер не только в контексте азербайджано-карабахского урегулирования, но и в контексте азербайджанского миропонимания. Алиев заявил, что нынешняя Армения образована на исконных азербайджанских землях и большинство населения «Иреванского ханства» составляли азербайджанцы, и это их исторические земли.

 

Что, мол, азербайджанцы различными путями были изгнаны из нынешней Армении. И не только азербайджанцы, представители всех остальных национальностей также были либо изгнаны из Армении, либо убиты, либо подверглись притеснениям, либо им созданы такие невыносимые условия, что они не могли там оставаться. В противовес этому азербайджанское государство, по словам Алиева, никогда не проводило и не будет проводить политики этнической чистки против кого-либо. Что же делать… Хотя и свежо предание, но таков Алиев, такова вообще нынешняя азербайджанская политика – лжи и фальсификации. К ней – не привыкать…

 

Тем не менее, в качестве подтверждения своей «теории» Алиев предлагает сценарий урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, в соответствии с которым Нагорному Карабаху, уже более 22 лет существующему как независимое и самостоятельное государство, будет предоставлена всего лишь автономия в рамках Азербайджана. При этом Алиев заявил, что Армения искусственно затягивает переговоры и проявляет неискренность.

 

Как видно из данных заявлений, в Азербайджане государственная политика дезинформации постепенно трансформируется в новую плоскость. Если раньше основной мишенью данной политики выступали Армения, Карабах и армянский народ в целом, и бакинские власти представляли себя жертвой армян, то сейчас Азербайджан добавил к этому и позиционирование себя в качестве оплота толерантности и демократии, особенно в контексте взаимоотношений с нацменьшинствами. Этот демонстративный пацифизм, конечно же, не имеет под собой абсолютно никаких оснований, особенно учитывая реальную ситуацию с правами нацменьшинств в Азербайджане.

 

Не лишне было бы представить здесь одно из обращений Талышского Национального Движения к Европе, которое было опубликовано года два назад. В данном документе было указано, что «руководство Азербайджанской Республики сознательно создает в местах компактного проживания талышского народа невыносимые условия существования, вследствие чего талыши вынуждены покинуть родные края, обратить взоры в столицу Азербайджана, другие регионы республики, а также скитаться по бескрайним просторам бывшего Советского Союза, в России. Сегодня в талышских селениях большинство населения составляют женщины и немощные старики. А взамен в Талыше в массовом порядке размещаются пришлое население с целью изменения этнического состава региона». То же – и в обращениях лезгинского, аварского, цахурского и других народов к международному сообществу: эти народы охарактеризовали политику Азербайджана как фашизм. Они заявили о нависшей над ними опасности физического уничтожения и насильственной депортации. «Азербайджан продолжает политику этнической чистки и тюркизации нашей родины. Львиную долю должностей в руководстве наших районов, особенно в правоохранительных органах, занимают недавно переселенные к нам этнические азербайджанцы. Регулярно проводятся масштабные полицейские операции, после которых в азербайджанских застенках бесследно исчезают представители нашей интеллигенции», указано в обращении этих народов к мировому сообществу, распространенному в июне 2008 года.

 

Азербайджан также не выполняет принятые на себя перед Советом Европы обязательства по ратификации Европейской хартии по региональным языкам и языкам национальных меньшинств, принятой в Страсбурге 5 ноября 1992 года. Он должен был сделать это еще в 2001 году. Азербайджан также обязался перед Советом Европы принять в 2003 году закон «О национальных меньшинствах», чего также не сделано по сей день. А в сентябре 2007 года Азербайджан не подписал принятую Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию по правам коренных народов. Эта декларация (по правам коренных народов) предусматривает, в частности, равенство коренных народов с титульным, их право на развитие и поддержание собственной национальной идентичности, контроль коренных народов над природными ресурсами мест своего обитания и политическое самоопределение. Данные документы не ратифицировала, кстати, и Турция. Между тем, вышеуказанные основополагающие документы создают ту необходимую основу, на которой затем и будут базироваться все остальные действия политического и законодательного характера.

 

Дискриминационная политика не ограничивается лишь представителями мусульманских нацменьшинств. Он в весьма специфической форме применяется и к евреям, хотя на словах Азербайджан всячески показывает свое доброе отношение к еврейскому народу и Израилю. И на фоне всего Азербайджан заявляет, что никогда не проводил, и не будет проводить политики этнической чистки против кого-либо.

 

Продолжением деструктивной политики Азербайджана стало и заявление министра обороны этой страны Сафара Абиева на встрече с представителями НАТО. По словам министра, затягивание решения карабахского конфликта мирным путем создает напряженность в регионе. Фактически получается, что затягивание мира не в интересах министра обороны Азербайджана.

 

Все это должно вызвать беспокойство, в первую очередь, у демократического сообщества ведь проводя дискриминационную политику по отношению к нацменьшинствам и прикрываясь демократическими лозунгами, власти Азербайджана подрывают прежде всего демократические ценности. Вряд ли международное сообщество имеет кровную заинтересованность в подобном развитии ситуации, особенно в таком стратегически важном регионе, как Южный Кавказ. Однако в какой-то степени именно из-за пассивности международного сообщества, возможно и недооценки последним вышеуказанных негативных тенденций в Азербайджане, это государство и продолжает «совершенствовать» деструктивизм. В свое время, в межвоенный период, подобное отношение было применено и к Германии. Чем это закончилось, знают все.

На прошедшей неделе деструктивную позицию Азербайджана активно поддержала и Турция. Так, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Армения не готова к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Эрдоган даже предложил возвратить Азербайджану хотя бы два района для ускорения армяно-турецкого диалога. А депутат Великого национального собрания Турции от правящей партии справедливости и развития Халу Ипек заявил, что урегулирование карабахского конфликта является национальным вопросом турецкого государства. Он подчеркнул, что освобождение всех азербайджанских территорий является стратегической линией государственной политики Турции и Азербайджана и никакой альтернативы этому быть не может.

Своими действиями Турция добавляет дополнительную дозу неконструктивизма, затягивая тем самым и азербайджано-карабахское урегулирование и армяно-турецкий диалог.

 

Армяно-турецкие отношения

 

На прошедшей неделе прошел ряд важных встреч в контексте армяно-турецких отношений. В данном контексте особый интерес представляет встреча президентов Армении и США, состоявшаяся 12 апреля в Вашингтоне. Центральными темами стали вопросы, касающиеся урегулирования армяно-турецких отношений, а также нагорно-карабахского конфликта. В ходе встречи, которая продлилась примерно 45 минут, стороны затронули также общие вопросы, касающиеся ситуации в Закавказье.

 

Хотя о каких-либо конкретных результатах не было объявлено, но по всей видимости, итогами данной встречи были весьма недовольны в Турции и Азербайджане, наглядно продемонстрировав весьма интересные тенденции. Так, министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу прокомментировал вопрос армяно-турецких отношений в вашингтонском Институте стратегических исследований: «Я не вижу никакой логики в связке армяно-турецких отношений с турецко-американскими отношениями. Турция и Армения - две соседние страны, которые на протяжении многих веков живут бок о бок, и мы сами сможем наладить наши отношения без постороннего вмешательства», - заявил глава МИД Турции Ахмед Давутоглу.

 

Практически одновременно антиамериканские заявления прозвучали и в Азербайджане. В данном контексте особого внимания заслуживает заявление заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова. По словам этого высокопоставленного сотрудника президентского аппарата, антиамериканские выступления в Азербайджане возникают из реальной ситуации. Он отметил, что предпринимаемые со стороны США за последние годы шаги, в действительности, очень беспокоят азербайджанскую общественность, А.Гасанов сообщил, что США считают Азербайджан своим стратегическим партнером, азербайджанские солдаты участвуют плечом к плечу с США в миротворческом процессе мира: «В борьбе с международным терроризмом Америка в качестве первого мусульманского государства для сотрудничества избрала Азербайджан, из-за чего Азербайджан чуть ли не испортил отношения с другими мусульманскими странами. В политике энергетики Азербайджан всегда учитывал интересы Америки. Есть и другие вопросы. США же пытаются вывести Армению из сложной ситуации, не прикладывая особых усилий в направлении нагорно-карабахского урегулирования. Почему? Положение Армении может улучшиться только после освобождения оккупированных территорий. Не так, чтобы, побираясь, просить кого-то об открытии границы и др. Это справедливо встречается недовольством азербайджанской общественности. Поэтому не надо никого винить за антиамериканские выступления. Винить нужно в первую очередь Конгресс, который определяет политику Вашингтона и власть США, которая принимает решения под влиянием армянского лобби». Али Гасанов отметил, что Азербайджан предпринимает адекватные шаги против такой политики США: «Я считаю, что Азербайджан делает адекватные шаги. Это заметно. Зачем мы должны относиться нормально, по-дружески к тем, кто демонстрирует к нам совсем не дружеское отношение? В этом плане правительство Азербайджана и общественность нашей страны предпринимают адекватные шаги, ищут альтернативные пути решения нагорно-карабахского конфликта. В отношении представительства США в Минской группе в нашем обществе сформировалось определенное мнение. Азербайджану это ничего не дало».

 

Совершенно очевидно, что американская сторона поддержала тезисы относительно недопустимости связывания армяно-турецких отношений с азербайджано-карабахским урегулированием. Данная позиция США, конечно же, нивелирует попытки Анкары и Баку по связыванию этих двух вопросов воедино. В данном контексте можно предположить, что Азербайджан и Турция будут искать иные механизмы для связывания этих вопросов. Понятно также и то, что Азербайджан и Турция синхронизируют свои внешнеполитические курсы и действия. Эта синхронизация также показывает, что пантюркизм становится основной внешнеполитической доктриной двух этих стран. Данное обстоятельство, естественно, окажет соответствующее воздействие на политику как региональных, так и глобальных игроков.

 

На прошедшей неделе в Вашингтоне состоялась также встреча между президентом Армении Сержем Саргсяном и премьер-министром Турции Реджеп Тайипом Эрдоганом. Данная встреча не зафиксировала никаких подвижек в процессе налаживания армяно-турецкого диалога. Турецкая сторона всячески старалась связать армяно-турецкий диалог с азербайджано-карабахским конфликтом. Турецкий премьер заявил, что без решения карабахского вопроса никаких подвижек в армяно-турецком процессе не будет. Эрдоган еще раз подтвердил, что позиция Анкары в этом вопросе остается неизменной. В свою очередь армянский президент напомнил ему, что в армяно-турецких протоколах нет речи о Карабахе. Более того, Саргсян достаточно жестко заявил, что Турция не может говорить с Арменией на языке предусловий и армянская сторона этого просто не допустит. По его словам, Армения не собирается делать предметом обсуждения также и факт Геноцида в каком-либо формате.

 

Встреча лишний раз показала, что турецкая сторона еще более ужесточает свою позицию в армяно-турецком диалоге. Так, Эрдоган, заявил, что Турция отвергает «несправедливые и односторонние решения» парламентов разных стран относительно признания Геноцида армян. Выступая в институте Джорджа Мейсона, он заявил, что исторические события должны изучать историки. История в парламентах не пишется и не парламентам ее осуждать, сказал он. Думается, дальнейшие комментарии здесь уже излишни.

 

Глобальный уровень

Иранская проблема

 

На прошедшей неделе американская сторона усиленно лоббировала возможность применения санкций против Ирана. Американскую позицию активно поддерживают Великобритания, Германия и Франция. Однако, не все глобальные игроки согласны с такой постановкой вопроса. Так, председатель КНР Ху Цзиньтао призвал президента США Барака Обаму решать проблему Ирана путем диалога. А российский президент Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность тем, что если США наложат на Иран энергетические санкции, в стране начнется гуманитарная катастрофа. Медведев отметил, что за ядерной программой Ирана необходимо тщательно следить, но предложенные Америкой санкции не должны приводить к тому, что граждане Ирана станут ненавидеть все мировое сообщество. Президент России отметил, что санкции не должны касаться нефтяной торговли Ирана.

 

Данную позицию фактически поддержали Индия и Бразилия. Главы этих четырех государств на прошлой неделе встретились в столице Бразилии, в рамках работы саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Все эти тенденции наглядно демонстрируют соперничество и разные подходы глобальных игроков по важным геополитическим проблемам. Наличие баланса в данном случае играет весьма позитивную роль в поддержании стабильности и мира в представляющем стратегическую важность и для армянской государственности иранском участке ближневосточного региона.

 

Россия-Запад

 

На прошедшей неделе весьма интересный случай произошел в контексте американо-российских отношений. Влиятельная американская общественная организация Foreign Policy Association на своем сайте опубликовала аналитическую статью одного из ее аналитиков Шона Гофорта под названием «Глобальный VIRUS нестабильности» (A Global V.I.R.U.S of Instability). Гофорт предложил новую концепцию, в соответствии с которой, Венесуэла, Иран и Россия вместе составляют новую «ось зла», которую по первым буквам названий входящих в нее государств можно обозначить как VIRUS. Страны альянса VIRUS стремятся к международному доминированию и угрожают миротворческим целям США по всему миру. По мнению Гофорта, Россия присоединилась к «оси единства», которую Иран и Венесуэла образовали еще в 2007 году, и теперь альянс VIRUS «угрожает Соединенным Штатам и всему Западному порядку». Только соображения политической корректности не позволяют официальным лицам обозначить глобальную угрозу в качестве таковой, как это сделал бывший президент США Джордж Буш по отношению к Ирану, Ираку и КНДР в 2002 году.

 

Конечно, можно посчитать, что это всего лишь статья и мнение отдельного аналитика. Однако Foreign Policy Association является весьма влиятельной организаций, активно участвующей в формировании научно-политических подходов американской внешней политики. Именно поэтому данный материал и представляет определенную важность. Не исключено, что американским аналитическим сообществом в оборот вводится новый термин, который со временем может стать и одним из направлений американской внешней политики. Станет ли это реальностью, покажет время.

 

Запад-Китай

 

На прошедшей неделе посольство Китайской Народной республики в Латвии подало в Министерство иностранных дел Латвии ноту протеста в связи с поездкой экс-президента Вайры Вике-Фрейберги на Тайвань. Визит такого лица, пусть даже в частном качестве, является также и политическим шагом, и именно поэтому Пекин так жестко отреагировал.

 

Данный случай наглядно демонстрирует наличие двойных стандартов и сугубо геополитических подходов к вопросу непризнанных государств и лишний раз показывает, что сильное и успешно развивающееся государство, пусть даже непризнанное, имеет все возможности устанавливать связи с внешним миром.

 

Давид Бабаян

Источник: defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 546
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru