Вторник, 16.08.2022, 01:02
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Март » 27 » Что ждет Армению когда откроется граница с Турцией
Что ждет Армению когда откроется граница с Турцией
00:18

Analitika.at.ua. Надо признать, что мы лучше осведомлены о странах, находящихся в тысячах километров от Армении, нежели о нашем непосредственном соседе - Турции, имеющей с нами более чем 268-километровую границу. Такая информационная изоляция будет препятствовать нам активно и эффективно внедряться в предполагаемые в ближайшее время региональные процессы. В этом смысле не случайно прогнозируются неблагоприятные для нас сценарии, касающиеся открытия армяно-турецкой границы. Если учесть, что Турция обладает мощным экономическим и военным потенциалом, проводит умную и гибкую дипломатию и руководствуется крайне отрицательным стереотипом отношения к армянам и всему армянскому, который вряд ли будет преодолен в скором времени, то становится ясно, что нам необходимо принять на вооружение здравую программу действий в процессе двусторонних отношений.

 

Всех тревожит вопрос: может ли неограниченный ввоз турецких сельскохозяйственных продуктов явиться угрозой продвижению отечественной продукции? Во-первых, в условиях неудовлетворительной конкурентоспособности местной продукции серьезной опасностью является более конкурентоспособная продукция, ввозимая из любой другой страны. Во-вторых, факт закрытия в течение почти 17 лет армяно-турецкой границы вовсе не явился препятствием для реализации на рынках Армении товаров турецкого происхождения. И не надо искать в различных официальных статистических справочниках подтверждения этих цифр, достаточно посетить любую товарную ярмарку и убедиться: примерно половина продаваемой в нашей стране одежды, хозяйственных товаров и техники ввозится из Турции. Та же картина, начиная с глубокой осени и до начала лета, наблюдается на рынке томатов, огурцов и некоторых других видов продукции. Хотя и делаются попытки (в основном при помощи нетарифного урегулирования) защитить внутренний рынок и в фитосанитарных целях ограничить ввоз продовольственных товаров турецкого происхождения, это не дает ощутимых результатов. Дело в том, что импортеры в качестве страны происхождения, как правило, указывают Грузию и тем самым различными способами преодолевают защитный механизм и проникают на армянский рынок.

 

Как известно, в 2003г., когда Армения стала членом ВТО, Турция сделала оговорку, что в отношении Армении она не будет соблюдать требования ВТО, т.е. между двумя странами не действует ни одна приемлемая норма регулирования международной торговли. Так что в случае открытия границы необходимо добиваться устранения оговорок, чтобы наладить цивилизованную торговлю.

 

У Турции есть свои особенности в сфере сельского хозяйства. Их надо знать и использовать в ходе развития взаимоотношений в агропродовольственной сфере. Во внутреннем валовом продукте Турции доля сельского хозяйства составляет примерно 9-10% (промышленность - 28,3%, сфера услуг - 62,8%).

 

По данным Агентства человеческого развития, если Турция станет членом Евросоюза, то к 2025 году она может стать самым большим государством Европы, поскольку ее население перевалит за отметку 88 млн. Поэтому распределение населения Турции и структура занятости по различным регионам для нас представляет большой интерес. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве в 2008г. составлял 34,3%. Кстати, из семи регионов Турции занятость в сельском хозяйстве особенно высока в Восточной и Юго-Западной Анатолии, а также на Черноморском побережье. В трех отмеченных регионах, территориально близких к Армении, число промышленных предприятий не так велико, низок также уровень благосостояния населения. В сравнении со средним показателем по стране в отмеченных регионах добавленная стоимость на душу населения на 20% ниже, а по сравнению с центральной Анатолией разница достигает 40%, сельское население страны составляет 33%, уровень бедности в сельской местности - 34,5%. На долю одного фермерского хозяйства Турции в среднем приходится 6 га сельхозугодий, которые в свою очередь делятся на различные земельные участки. Сельхозугодия Турции составляют 39,5% млн га (без учета лесов). Площадь пахотных земель и многолетних насаждений - 24,9 млн га. 20% площади пахотных земель являются орошаемыми и годовой прирост орошаемых земель превышает 0,2%. В сельскохозяйственных целях используется 74% поверхностного стока водных ресурсов (в Армении - 66%). 65% сельскохозяйственной продукции Турции дает растениеводство: пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свекла, хлопок, фрукты, овощебахчевые культуры. Поголовье КРС достигает 11 млн голов, овец - 24 млн и коз - 5,5 млн.

 

Сравнительный анализ цен на основные сельскохозяйственные продукты (35 наименований растительного и 6 наименований животного происхождения) на рынках Армении и Турции в 2007-2008гг. показывает, что на турецком рынке цены высоки, что прежде всего обусловлено сравнительно высоким уровнем покупательной способности населения.

 

В чисто ценовом сравнении турецкий рынок, несомненно, привлекателен для основной части наших сельхозпродуктов, но этот вывод мы не можем считать окончательным, так как не знаем показателя себестоимости этих продуктов. Дело в том, что в Турции осуществляется политика всемерной многосторонней поддержки сельского хозяйства, что способствует повышению конкурентоспособности местных производителей. Во-первых, в противовес Армении, которая по условиям ВТО применяет таможенные пошлины на ввоз в размере до 15%, Турция подобное ограничение распространяет применительно лишь к половине ввозимых продуктов, а таможенные пошлины на другую половину варьирует в пределах от 0 до 225%. Средняя таможенная пошлина на сельскохозяйственные продукты составляет 46,7% (в РА - 6,9%). Пошлины на ввоз племенного скота и элитных семян 0%, на некоторые молочные продукты - 17%, а на мясопродукты - 225%. Более того, на ввоз пива применяется пошлина в размере 300%, вина - 400%. Год назад установлены новые пошлины на ввоз сельскохозяйственных продуктов.

 

Во-вторых, со стороны ВТО для Армении установлен нулевой уровень субсидирования экспорта, в то время как в Турции относительно 44 групп сельскохозяйственной продукции применяются экспортные субсидии. И в-третьих, в Турции фермеры в расчете на каждый гектар получают от государства субсидию в размере 90 долларов, 89% сельхозпроизводителей пользуются этой льготой.

 

Турция в основном самообеспечена сельхозпродуктами, а некоторая часть экспортируется. Особый интерес для нас представляет динамика производства и реализации абрикосов. По данным за 2007г., абрикосовые сады занимали площадь в 61,5 тыс. га, валовой сбор составил 528,9 тыс. тонн. Расчеты показывают, что на долю Турции приходится в среднем 24,5% мирового производства абрикосов и 79,7% кураги. Ежегодно в среднем вывозится 9,5 тыс. тонн свежих абрикосов. Быстрыми темпами растут объемы экспорта кураги. В 2007г. они составили 105 тыс. тонн общей стоимостью 236 млн долларов! Основные рынки сбыта кураги - США (15%), Россия - 20%, Евросоюз, Австралия, Украина.

 

В контексте торговли с Арменией продтоварами можно выделить возможность ввоза в нашу страну пшеничной муки, сахарного песка, субтропических плодов, растительного масла, хлопкового сырья. Рассматривая открытие турецкой границы как важный шаг по активизации армянской экономики и исходя из особенностей сельскохозяйственного производства этой страны, нам необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, учитывая, что Армения находится в рисковой зоне ведения сельского хозяйства (процессы опустынивания и деградации земель, природные бедствия), повысить уровень господдержки сельхозпроизводителей.

 

Во-вторых, в случае открытия границы потребуется создание санитарно-ветеринарных и фитосанитарных (безопасность продуктов питания) контрольных пунктов в точках пограничного перехода Гюмри и Маркара. Кроме того, в перечисленных сферах возникает необходимость осуществления согласованной политики по сертификации (лицензированию) продуктов питания, обмену информацией о санитарном и фитосанитарном состоянии в обеих странах, осуществлению карантинных мероприятий, приравниванию требований нормативно-правовых актов и т.п.

 

В-третьих, с учетом того, что цены на ряд сельскохозяйственных продуктов в Турции ниже (пшеница, ячмень, зернобобовые, айва, фасоль, куриное мясо, яйца и др.), чем в Армении, а также принимая во внимание тот факт, что переработанная продукция Армении за счет своих высоких вкусовых качеств конкурентоспособна на внешних рынках, это обстоятельство может стать благоприятным для развития агроперерабатывающей сферы. Тем более что производственные мощности переработки продуктов питания используются лишь на 40%. Так что наличие дешевого турецкого сырья будет способствовать развитию этого сегмента агроэкономики. Есть полный резон предоставить нашим предпринимателям возможность ввозить из Турции также по сравнительно низким ценам удобрения, ядохимикаты, сельхозтехнику.

 

В-четвертых, выполнение в двусторонних отношениях требований ВТО даст возможность осуществлять антидемпинговые мероприятия, пользоваться свободным транзитом, проводить тарифное и нетарифное регулирование (квотирование), применять средства защиты внутреннего рынка, совершенствовать меры по охране интеллектуальной собственности, ликвидации технических препятствий, решению спорных вопросов и соблюдению принятых международных норм и правил.

 

И последнее: считаем, что открытию границы может предшествовать применение свободы транзита, установленной положениями ВТО, что, в частности, дает возможность вовлечь Армению в региональные программы (Inogeit, Traseka), в структуры типа "Еврорегион", регулирующие региональное сотрудничество, которое направлено на взаимосотрудничество приграничных административных территорий (марзы - губернии) в сфере сельхозпроизводства, торговли продуктами питания, взаимодействия во время природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

 

Целесообразно, чтобы открытию границы предшествовало формирование необходимых предпосылок, включая формирование соответствующих институциональных структур и создание правовых основ (пакета правовых нор). С этой целью хорошо бы объявить конкурс на проведение исследовательского (стратегического) анализа, что даст возможность произвести комплексные исследования экономики Турции в разрезе ее отдельных отраслей.

 

Такой подход считаем важным исходя из того факта, что за счет транзитных перевозок, средств связи и энергоносителей бюджетные доходы могут быть направлены в другие отрасли (в частности, в сельское хозяйство) и тем самым повысить их конкурентоспособность.

 

Самвел АВЕТИСЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1101
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru