Главная » 2011 » Июль » 3 » Чудотворные Богородичные Иконы Армян Украины
Чудотворные Богородичные Иконы Армян Украины
18:44
Analitika.at.ua. Среди армянских чудотворных икон в Украине самыми
почитаемыми были три иконы Богородицы – три истории, три судьбы, схожие с
судьбою народа, святынями которого они были. Похожие тем, что пережили набеги и
войны, вынуждены были «путешествовать» по миру и, как армяне, веками жившие в
Украине, были тесно связаны не только с армянами, но и коренными жителями этих
земель – украинцами и поляками, поскольку стали святынями не только для армян,
но и для этих двух народов.
Первая из них – чудотворная икона Армянской Богородицы из
Каменца-Подольского.
Известно, что икону почитали верующие всех трех христианских
обрядов города – армяне, поляки и русины. Ее история насчитывает века. Историк
Ю.А. Ролле писал, что она попала в Каменец из Херсонеса Таврического (совр. Севастополь)
еще в XIV веке.
Польский исследователь Яцек Хжончевский, ссылаясь на Л.
Мазирьянца и М. Пижишгьянца, рассказывает легенду о том, что икону привезли в
Крым в Х веке из столицы царства армянских Багратидов г. Ани. Известный
подольский историк и краевед Е. Сецинский тоже писал о том, что икона была
привезена в город из Херсонеса Таврического и до 1672 года находилась в
старейшем армянском храме Каменца-Подольского – соборе Св. Николая. По
преданию, во время одного из турецких набегов икона попала в руки турок и была
вывезена в Македонию, где в одной из «семей неверных» ее использовали вместо
доски для раскатывания теста. Однажды ее случайно увидели армянские купцы,
приехавшие сюда по своим торговым делам. Они выкупили икону и возвратили ее в
родной храм.
Это – предание, но очевидно, что в основе его лежат реальные
исторические события. В 1672 году турецкие войска захватили Каменец-Подольский.
Хотя турки не запрещали армянам жить в городе и даже разрешили им проводить
богослужения в одном из храмов, через некоторое время армяне стали чувствовать
усиленное «внимание» к себе со стороны турецких властей. Начались экономические
притеснения армянских торговцев, стали страдать от турок и армянские
монахини-дивотки; все это вынуждало армян покидать город. С разрешения турецких
властей монахини забрали с собой чудотворную икону Армянской Богородицы. Вначале
они хотели добраться через Бессарабию к Черному морю и уехать в Армению. Но в
море корабли попали в сильную бурю, только два судна, на одном из которых была
икона, чудом спаслись и вынуждены были пристать к берегам г. Созополя. Отсюда в
1673 году армянки перебрались в Македонию, где устроились жить и, говорят, даже
построили небольшую церковь. А через два года три из 14 монахинь вернулись в
Украину – сначала в Станислав, а потом во Львов: другие или умерли, или судьба
разбросала их по миру. Именно эти три дивотки и привезли во Львов чудотворную
икону каменецкой Армянской Богородицы, которую поместили во львовском Армянском
кафедральном соборе. После освобождения Каменца-Подольского от турок икону в
мае 1700 года торжественно перевезли в город: сначала она временно находилась в
часовне Св. Стефана (в колокольне Николаевского армянского собора), затем ее
перенесли в отстроенную армянскую Благовещенскую церковь и, наконец, в 1767
году торжественно возвратили в отстроенный Николаевский собор. В 1791 году
икону еще раз торжественно освятили, и архиепископ Я. Туманович распорядился
отмечать этот день как праздник, в честь чего издал грамоту.
В соборе икона находилась до 1920 года, потом ее вывезли в
неизвестном направлении, и до начала ХХ І века она считалась утраченной. В
каталоге 2001 года Я. Хшончевский написал, что он провел собственное
расследование и обнаружил эту икону в киевском музее им. Богдана и Варвары
Ханенко. По его данным, туда икона попала из музея г. Ровно. Однако источник
информации автора неизвестен. В самом музее икона атрибутирована как работа
чешской школы, и никаких сведений о ней как об армянской сотрудники не имели. В
Ровненском краеведческом музее о ней тоже ничего неизвестно: по их данным,
после войны из музея вообще ни одна икона не передавалась в Киев. Согласно
книгам поступлений музея им. Богдана и Варвары Ханенко икона поступила сюда из
фондов Музейного городка на территории Киево-Печерской Лавры 25 ноября 1942
года.
Впрочем, несомненно одно – это действительно та самая
чудотворная икона каменец-подольской Армянской Богородицы, находившаяся как
минимум с ХVІІІ века в Армянском соборе св. Николая.
Это подтверждает цинкография иконы с фото Грейма, помещенная
в монографии Е. Сецинского «Город Каменец-Подольский» 1895 года. На ней
Богородица изображена «без металлической ризы и привесок, которые ныне (т.е. на
момент издания книги. – И.Г.) закрывают икону».
Все другие вопросы, связанные с иконой, остаются открытыми. Начнем
с атрибуции: Я. Хшончевский относит икону к типу Одигитрии Малопольской
(подобную икону, по его словам, можно увидеть в Рихвалдзе недалеко от Живца) и
датирует ее создание концом XV – началом XVI века. Согласно музейной атрибуции
это работа неизвестного мастера чешской школы XVI века. С учетом такой
атрибуции история этой иконы становится еще более интересной, особенно если
рассматривать ее в контексте общей истории армян в Украине. Первый – и главный
– вопрос: почему, откуда и как в армянской церкви обряда Св. Григория
Просветителя, подчиняющейся Св. Эчмиадзину, т.е. в церкви традиционной –
Апостольской, а не Армяно-католической (униатской), в ХVІ веке появляется икона
восточноевропейской школы с латинскими надписями католической молитвы? Возможно,
такой вид иконы является результатом позднейших переписываний (информации об
этом на сегодня нет). Ведь если это действительно икона XV – начала XVI века,
она не должна быть католической, в любом случае хотя бы надписи на ней должны
были быть на армянском языке, а не на латыни, поскольку унию Армянская Церковь
в Украине приняла только в 1630 году. Однако и на цинкографии, и на оригинале
мы видим фон с надписями, сделанными стилизированной под готику латынью «Царица
небесная, радуйся, ибо родила Его…», под иконой «О, Мария, мать Христа, Дева».
Предположений здесь может быть много. По легенде, икона была
привезена в Каменец-Подольский в 1380 году из Крыма. Однако в Крыму в XIV веке
проживали представители разных христианских конфессий – римо-католики,
православные, армяне традиционного обряда и армяне-католики. Известно, что в
Каффе того времени находились мощные центры культуры и образования – речь идет
о монастырях: католическом, греческом Св. Василия (имел едва ли не наибольшую
на полуострове библиотеку), армянском Св. Антония, который некоторые ученые
считали главным центром культуры и образования крымских армян.
Специалист по истории крымских армян Вардгес Микаелян
приводит интересные данные об образовательной и культурной роли монастыря Св. Антония.
Воспитанниками его школы были, в частности, известные скрипторы Тадеос
Аврааменц и Христосатур. От них мы узнаем о «великом учителе и ораторе»
архимандрите Саргисе, наместнике Киликийского Католикоса в Крыму (престол
Католикоса всех армян был перенесен из Киликии (Сис) в Эчмиадзин в 1441 году. –
Прим. ред.), читавшем в монастыре лекции по философии. Но нас интересует
другое: В. Микаелян упоминает, что именно Саргис возглавлял на Флорентийском
соборе 1439 года делегацию крымских армян, подписавшую акт унии с Римом.
В первой четверти XIV века в Каффе было также открыто
учебное учреждение армянских униатов, которым руководил доминиканец Бартоломей
Парвус (+1333 г.). В. Микаелян отметил, что в 1318 году католический епископ
Иероним обратил здесь в католицизм часть армянского патрициата, о чем говорится
в обращении Папы Иоанна ХХ ІІ к каффинским армянам, а в 1333 году армянские униaты
открыли в Каффе свой монастырь. Одним из активных проповедников католицизма был
епископ армян-католиков Каффы владыка Тадеос, принадлежавший к ордену
«братьев-проповедников» (т.е. доминиканцев). Согласно В. Микаеляну в 70-х годах
XV века в Каффе также «продолжало существовать братство армянуниатов Св. Николая»
(он ссылается на документы, опубликованные в «Atti della societa Ligure di storia
patria». – Atti. – Vol.VII. – P.II. – Genova, 1879. – S. 332). Кроме них, в
Каффе в ХІV-ХV веках было три обители францисканского и доминиканского орденов,
которые наиболее активно и эффективно распространяли католицизм среди армян не
только Крыма, но и Великой Армении и Киликии.
Итак, не вызывает никаких сомнений не только существование в
Крыму в XIV-XV веках армяно-католиков (униатов), но и наличие у них монастырей,
игравших в то время роль культурно-просветительных и художественных центров. Это
объясняет возможность появления у здешних армянских колонистов иконы западного
– католического – типа. Однако даже при этих условиях довольно сомнительно,
чтобы такая икона была написана в Крыму, где армяне едва ли не дольше всех в
Украине сохраняли традиции знаменитой древнеармянской миниатюры. Кроме этого,
икона датируется XVI веком, когда Крым захватили турки (в 1475 г. пала Каффа),
что привело к временному упадку армянских колоний, а католические центры на
какое-то время почти полностью прекратили свою деятельность.
Таким образом, вопросы, связанные с историей этой иконы,
остаются открытыми. Но важно другое: чудотворная икона каменецкой Армянской
Богородицы не утрачена, сегодня она хранится в фондах музея им. Богдана и
Варвары Ханенко.
Вторая знаменитая чудотворная армянская икона – т.н.
Богородица Язловецкая – находится во Львовской галерее искусств, куда в 1954
году ее передали из Львовского исторического музея. В Исторический музей икона
попала, вероятно, из львовского Армянского кафедрального собора, поскольку
после войны сюда свозили экспонаты из разных музеев и частных коллекций Львова.
По словам известного польского искусствоведа д-ра Мечислава Гембаровича, эту
чудотворную икону можно отнести к наиболее ярким образцам армянской культуры –
именно так искусствовед охарактеризовал представленную на выставке достижений
армянской культуры 1932 года икону, даже несмотря на то что тогда «лишенная
своего серебряного оклада, икона находилась в сильно поврежденном состоянии».
В первой четверти ХХ века икона находилась в одном из
боковых притворов львовского Армянского кафедрального собора Успения Пресвятой
Богородицы и была самой древней из храмовых икон. Я. Хшончевский и ее отнес к
типу Одигитрии Малопольской. В 1925 году с иконы сняли раму. Именно тогда на
обороте открылась дата «1423», написанная черной краской, вероятно, в XVII
веке, и нечеткая надпись «КРУХЕ»? (лат. «крест»). На приклеенной к иконе
полустертой бумажке зафиксирована попытка генерального викария(?) капитула о.
Хризостома Залуцкого выяснить происхождение иконы. Он писал, что икона
неоднократно меняла владельцев до тех пор пока Конецпольский не подарил ее
армянам в 1424 году. Я. Хшончевский считает, что эта версия, как и последующая,
расходится с фактами. С этим можно согласиться при условии, что речь идет об
известном польском полководце, краковском кастеляне, великом коронном гетмане
Станиславе Конецпольском: он родился столетием позже – в 1591 году,
следовательно, подарить икону армянам в 1424 году никак не мог. Но из надписи
неясно, о каком именно Конецпольском идет речь, ведь род был очень
многочисленным. Тот факт, что именно Станислав Конецпольский даровал армянам
Язловца в 1643 году привилегию, еще не говорит о том, что другой Конецпольский
не мог подарить икону армянам столетием раньше.
По версии украинского арменолога Богдана Януша, эта икона
еще в ХV веке находилась в белзском замке. В 1424 году белзский староста
Станислав Чурило отдал ее в качестве приданого дочери, выходившей замуж за
Язловецкого. В 1582 году Конецпольский – «тогдашний владелец Язловца» – подарил
икону армянам. Однако в ХV веке городом владели магнаты Язловецкие, а
Конецпольские были его собственниками небольшой промежуток времени только в XVII
веке после Радзивиллов, Чурил, Богушей, Кашевских, Станиславских и Одживольских:
гетман Станислав Конецпольский купил город у Анны Одживольской в 1643 году.
Когда в 1673 году и, повторно, в 1676 году турецкие войска
захватили Язловец, большинство местных армян вместе со своим настоятелем и
жившими при церкви армянскими монахами переехали в Броды, также принадлежавшие
Конецпольским. Беженцы увезли с собой сундук с серебром и церковными
предметами, а также икону Язловецкой Богородицы. Сначала икона находилась в
латинском костеле, но после пожара, от которого икону спас армянин Шимон
Пирсад, ее перенесли в усыпальницу Марка Никоровича. В 1692 году Григорий Шимон
Никорович перевез икону во Львов, где организовал при ней в 1710 году армянское
братство Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, первым провизором которого
сам и стал. Считавшуюся чудотворной икону поместили в левом боковом алтаре
Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы. До ХХ века икона больше не
меняла свое местопребывание. После 1945 года она оказалась в ЛИМ, откуда в 1954
году была передана в ЛГИ, где находится и ныне.
Третьей из самых известных армянских богородичных икон была
станиславская чудотворная икона Пресвятой Богородицы – «Матерь Божья Ласковая
Попечительница польских армян». Икона была написана, вероятнее всего, в начале
ХVІ века Даниэлом (возможно, армянином) по заказу Доминика, секретаря армянской
станиславской общины. История ее чудес начинается с 1742 года, когда икона
начала плакать. Уже 22 августа того же года специальная комиссия Ватикана
подтвердила истинность чуда. Впоследствии о. Я. Манугевич написал книгу с
описаниями чудес этой иконы «Liber miraculorum imaginis Beatae Virginis Mariae in
ecclesia Armenorum Stanislaopoli ab Anno 1742», рукопись которой находилась в
актах Армянского собора Станислава (ныне хранится в армяно-католическом архиве
Гливиц, Польша).
В середине ХVIIІ века армяне Станислава построили новую
каменную церковь для чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Инициатором
строительства был настоятель местной армянской церкви о. Якуб Манугевич.
В конце ХІХ века начался процесс подготовки к коронации
чудотворной иконы. 15 июля 1935 года львовский армянский митрополит Юзеф
Теодорович попросил у Ватикана разрешения на коронацию. Документы подписали
кардинал Август Гленд, епископы Львова, Станислава, представители армянского
духовенства из Рима, Венеции и Парижа, известные ученые. Специально
изготовленную для этого книгу с 9 тыс. подписей 15 января 1936 года отослали
Папе. Тем временем львовские мастера Андрей Давыдович и Францишек Домбровский
изготовили для иконы новый оклад из серебра и золота. В конце ноября 1936 года
был обнародован коронационный декрет Папы Пия ХІ, согласно которому коронация
была назначена на 30 мая 1937 года.
В 1938 году умер последний львовский армяно-католический
архиепископ-митрополит Ю. Теодорович. В следующем году началась Вторая мировая
война. В августе 1945 года была ликвидирована Армяно-католическая Церковь в
Украине. А в мае 1946 года последний армянский священник Станислава о. Казимир
Филипьяк выехал в Польшу. Старший научный сотрудник иванофранковского Художественного
музея Г. Шеремета, изучавшая историю станиславской армянской Чудотворной
Богородицы, писала, что перед приходом советских войск о. Казимир спрятал
икону, а на фасаде церкви поместил ее копию. После его отъезда в Польшу
неизвестная армянская супружеская пара тайно перевезла туда и икону, где она, в
конце концов, оказалась в соборе Свв. Петра и Павла г. Гданьска. Икона и
сегодня находится там.
Судьба еще одной чудотворной иконы была связана с армянами,
хотя сегодня ее можно увидеть только на старых фотографиях из каталога
армянской выставки во Львове в 1932 году. О ней писал М. Гембарович,
реконструировавший надписи на обороте иконы. Исходя из первой надписи он сделал
вывод, что сначала икона находилась во львовском римо-католическом кафедральном
соборе, т.к. освятили ее именно там в 1532 году. Очевидно, это и год ее
создания. После Тридентского собора (1543-1565) в 1586 году во Львове по
распоряжению католического архиепископа Д. Соликовского из католических храмов
стали изымать иконы, написанные «схизматиками», и тогда «Византийскую Мадонну»
передали в Армянский собор. В 1586 и 1622 годах, согласно двум другим надписям
на обороте, икону «обновляли», а скорее – переписывали, в результате чего лицо
Богородицы приобрело характерные армянские черты. Известно, что икона
находилась в Армянском соборе, потом была представлена на выставке и исчезла
после закрытия храма в 1945 году. В 2000 году во Львовскую галерею искусств
пришел проф. Львовской Политехники А. Отко и принес «армянскую икону». По его
словам, когда закрывали Армянский собор, армянский священник отдал икону на
хранение неизвестной армянке, а та перед смертью передала ее своей ученице –
матери А. Отко (в интервью «Львовской газете» № 44 от 23.11.2006 директор ЛГИ
Б. Возницкий со слов А. Отко сказал, что икону отдал епископ, но после смерти в
1938 году последнего львовского армянского архиепископа-митрополита Ю.
Теодоровича из-за сложной политической ситуации выборы нового так и не
состоялись, а обязанности митрополита исполнял капитульный викарий о. Д.
Каэтанович). По мнению директора ЛГИ, икона Армянской Богородицы могла
принадлежать кисти кого-то из известных армянских художников конца XVI века из
семейства Богушей. В пользу этой гипотезы свидетельствуют воспоминания Мартина
Груневега, приехавшего в июле 1582 года по приглашению львовского армянина
Асадура во Львов, где он прожил следующие 20 лет. Первые шесть лет он пробыл на
службе у Асадура, бывшего для него не только «хозяином, но и отцом». Впоследствии
Груневег стал доминиканским монахом, на протяжении 1601-1606 годов писал
воспоминания, из которых мы узнаем, что: «При мне Бернатовичка заказала
армянскому художнику Богушу расписать [церковь] красивыми изображениями
евангельских историй». Возможно, икону написал сам Павел Богуш в 1586 году или
кто-то из его сыновей в 1622 году.
Когда икона попала в музей, от изображения, по словам
директора ЛГИ, остались только фрагменты, сохранить которые, по мнению
реставраторов, не было возможности. Под остатками верхнего слоя реставраторы
выявили более старую икону Богородицы Одигитрии и уже открывали и
реставрировали именно ее. Так была обнаружена одна из трех т.н. Львовских
чудотворных Богородиц – икона работы неизвестного украинского мастера ХІV века.
Армянскую же Богородицу ХVІ века сегодня можно увидеть только на фотографии с
выставки 1932 года. Aniv.ru. Ирина Гаюк (фрагмент из "Энциклопедии армянской
культуры в Украине" Ирины Гаюк)
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.