Главная » 2011 » Январь » 21 » CМИ: Шансы Азербайджана в карабахском конфликте соизмеримы с концом нефтяного бума
CМИ: Шансы Азербайджана в карабахском конфликте соизмеримы с концом нефтяного бума
00:12
Analitika.at.ua. Приводим статью Алека Расизаде, опубликованную в The
Harvard International Review, со значительными сокращениями:
«В войне между Азербайджаном и Арменией в 1988–1994 гг.
из-за спорной территории Нагорного Карабаха, населенного армянами, но
расположенного в пределах Азербайджанской ССР, Азербайджан потерял 20% своей
территории. Армяне создали Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), которая
объявила о своей независимости от Азербайджана 6 января 1992 г. Каспийский
нефтяной бум с 2005 года укрепил позицию Азербайджана в конфликте. Однако это
преимущество обречено на исчезновение в 2011–2019 гг. параллельно с сокращением
запасов нефти в Азербайджане.
После смерти президента Азербайджана Гейдара Алиева в 2003
году напряжение отношений между Арменией и Азербайджаном стало усиливаться. Его
сын, новый президент Азербайджана Ильхам Алиев, пригрозил применить силу, чтобы
вернуть Нагорный Карабах, а перестрелки вдоль линии фронта умножились.
Президент Армении Серж Саргсян ответил на предупреждение Алиева 2 декабря 2010
года на саммите ОБСЕ в Астане. Саргсян пригрозил официально признать НКР, как
независимое государство, если Алиев попытается использовать силу, чтобы вернуть
анклав и другие контролируемые армянами территории вокруг него.
Насколько реальна угроза возобновления этой войны в
Закавказье? Победившая армянская сторона вполне довольна статусом-кво в
Карабахе, где она достигла всех стратегических целей до прекращения огня в 1994
году. Потенциал азербайджанской стороны зависит не только от его военной мощи и
патриотического бахвальства, но больше всего от гражданского морального духа и
социального благополучия населения, которое не очень желает отвоевывать
Нагорный Карабах из-за нынешней политической ситуации и социальной
несправедливости в Азербайджане.
Современный Азербайджан является типичным нефтегосударством,
управляемым классической ближневосточной деспотией, где политическая (и
экономическая) власть сосредоточены в руках правящей семьи. Эта власть
передается по наследству. Экспорт нефти принадлежит правящей семье – этот факт
был раскрыт в серии депеш американского посольства в Баку, опубликованных
Wikileaks.
Нефтедобыча обеспечивает 85% доходов государственного
бюджета Азербайджана, составляет 78% ВВП страны и 92% экспорта Азербайджана.
Другими словами, Азербайджан полностью зависит от нефтяных доходов в вопросе
его противостояния Армении, военных расходов, обеспечения его населения,
основанного на импорте продовольствия, и последующей политической стабильности.
Львиная доля доходов от продажи нефти обеспечивается группой из трех морских
месторождений нефти, Азери-Чираг-Гюнешли, обнаруженной до провозглашения
независимости Азербайджана советскими геологами в Каспийском море.
Таким образом, размышления о перспективах Азербайджана как
внутри страны, так и в Карабахе, связаны с полной зависимостью страны от этих
трех месторождений: с их неизбежным истощением экономическая сила Азербайджана
будет затухать, что в свою очередь уменьшит его шансы на разрешение
карабахского вопроса с помощью силы.
Информация о запасах в этих месторождениях является
государственной тайной в Азербайджане, однако многочисленные зарубежные
источники нефтяной промышленности свидетельствуют, что при нынешних темпах
добычи три основных месторождения будут исчерпаны к 2019 году.
Азербайджан не разработал какого-либо альтернативного
источника экономического дохода, сопоставимого с текущими доходами от экспорта
нефти. Более того, вместо модернизации промышленных предприятий советской
эпохи, он снес старые фабрики и заводы, чтобы очистить землю для офисных зданий
и торговых центров, где граждане нефтегосударства должны были тратить свои
нефтедоллары. Однако Баку не является ни новым Кувейтом, ни новым Дубаем: его
нефтяной бум закончится в течение нескольких лет. Закрытая политическая система
перекрывает путь для важных обсуждений вызовов периода после бума и порождает
чувство апатии и самоуспокоенности.
Международное давление, которое правительство Азербайджана
пытается оказывать на великие державы в разрешении карабахского конфликта,
используя свою добычу нефти в качестве рычага внешней политики, является более
важным, чем гонка вооружений. В 1994 году Гейдар Алиев надеялся, что интерес
Запада к энергетическим ресурсам сыграет свою роль в его пользу в этом вопросе.
Но, грубо говоря, политическое влияние миллионной армянской общины в
Соединенных Штатах противодействует мощному лобби большой нефти в Вашингтоне, которое
продвигает азербайджанские интересы.
Таким образом, стратегия по нанесению поражения Армении
дипломатическим путем руками жаждущих нефти великих держав провалилась. Ни
Европейский Союз, ни Соединенные Штаты не увеличили свою поддержку Баку в так
называемом Минском процессе ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Этот
стратегический провал стал причиной пересмотра в Баку дипломатического
воздействия азербайджанской нефти на Запад, и оба Алиевых обратились в сторону
Москвы, пытаясь манипулировать Соединенными Штатами и НАТО с помощью российской
карты. Россия по-прежнему является сильнейшей военной державой в регионе, но ее
способности контролировать события гораздо слабее, чем отмечают большинство
наблюдателей.
Из-за экономической и стратегической незначительности для
Запада в будущем Азербайджан должен стать более реалистичным в своих
притязаниях на Нагорный Карабах, так как его способность убедить великие
державы будет уменьшаться одновременно с истощением запасов нефти в 2011–2019
гг». NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.