Analitika.at.ua. В Национальной галерее Армении
проходит выставка итальянского художника Ансельмо ФРАНЧЕСКОНИ (1921-2004). Она
посвящена 95-й годовщине геноцида, однако выходит далеко за рамки армянской
Катастрофы.
Он вошел в историю итальянского искусства XX века как
крупный скульптор и живописец. Крестьянский сын, родившийся в Равенне, он с
младых ногтей пребывал в арт-атмосфере — в Италии иначе и быть не может.
Последовали годы учебы в Болонье, Милане у самого крупнейшего модерниста —
скульптора Марино Марини, оставившего неизгладимое воздействие на своего
ученика. Ансельмо целиком посвятил себя скульптуре, работал в камне и металле.
Крепкие, мощные, конструктивные скульптуры стали появляться на выставках, об
Ансельмо стали писать. Потом он отправился в Париж, где долго жил, с 51-го
года, и ваял по-черному. Активно работал и выставлялся, реагируя в своих опусах
на боль и потрясения времени. Вскоре произошло событие, внесшее в его жизнь и
творчество серьезное изменение. Он женился на Марго Томасян. Очевидно, так оно
и должно было случиться. В 1965-м, в год 50-летия геноцида, он впервые
обратился к теме, мучающей его, — к событиям 1915 года. Конечно, о тех самых
ужасах он узнал прежде всего от своей Марго, но не только от нее. Вспомним, что
в Равенне еще в раннем средневековье жили армяне, что армяне Нерсес и Исаак
Айказн, прославленные военачальники и вице-короли Италии, похоронены в
знаменитой церкви Сан-Витале, что в исторической Равенне целый район назывался
Арменией. Жена могла, естественно, пробудить в Ансельмо теплые проармянские
чувства, но она не смогла бы заставить вполне сложившегося художника увлечься
трагической темой, если б не было внутреннего, глубоко личного побуждения.
Так появились картины "Дер Зор”, в которых смешались стихии
— земля и небо, поглощенные человеческим страданием. Преисполненный
гуманистическими чувствами, Ансельмо едва ли не полностью перешел к живописи —
она давала возможность более полно передавать его тревоги и переживания. В
хаосе биологических и геологических форм и фактур застывали ужас и насилие.
Появились придуманные им чудовища — злобные и кровожадные носители Зла. Следом
пошли некие роботизированные убийцы. Символы Ансельмо понятны каждому, понятны
везде, где люди способны чувствовать и ощущать чужие страдание и горе.
Картины из цикла "Резня” названы "Массовое переселение”,
"Дер Зор”, "Забытый хаос”, и хотя в основе их армянская Катастрофа, тщетно
искать в них некие национальные признаки — этнографию и иконографию. В том и
сила Ансельмо, что его работы, подчас очень большие (как своеобразные фрески),
— это мощные композиции вне времени и пространства, в них переплетаются
условные человеческие фигуры и условное остроколющее оружие. И хотя Ансельмо
лаконичен и пользуется минимальными средствами, картины полны неприкрытых
драматических чувств, звуков, запахов. Они насквозь психологичны и полны
сострадания к тысячам тысяч жертв. Одна из картин названа "Забытая резня”, но
каждая из них может быть названа именно так. В них запечатлен не только геноцид
1915 года, но и любой другой, любая война. Эти работы итальянца совершенно
приложимы и к ужасам Второй мировой войны, к насилию, с избытком творимому в
мире. Он, Ансельмо, весь против этого — и как художник, и как человек, и как
гражданин, для которого понятия Гуманизм, Справедливость, Добро приоритетны.
Это его кредо.
Ансельмо Франческони один из тех западных художников, кто
коснулся темы армянской Катастрофы в своем творчестве. Он ввел в художественный
оборот такое понятие, как Дер Зор, как некогда Пикассо — Герники.
Несколько работ итальянского художника находятся в Музее
геноцида, возможно, некоторые работы этой выставки также останутся в Армении.
По крайней мере вдова художника Марго Томасян-Франческони высказала такое
пожелание.
* * *
Таким образом, вновь за счет донаторов пополнится музейный
фонд страны. Факт радостный, но радость небольшая. Донаторы, любые — свои, из
диаспоры, а то и вовсе чужие, — это, конечно, хорошо. Но... Но вот сколько же
армянское государство будет так яростно экономить и крохоборничать, когда речь
идет о своих музеях, о музейном фонде? Ведь уже двадцать лет как музейный фонд
не обогащается по большому счету. Лакуна все разрастается, причем безнадежно...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.