Главная » 2011»Март»20 » Дадиванк, возможно, раскрыл еще не все тайны
Дадиванк, возможно, раскрыл еще не все тайны
00:06
Analitika.at.ua. Когда я впервые увидела Дадиванк – один из старейших
армянских монастырей, - он буквально сразил меня. Время остановилось, казалось,
я погрузилась в реальность, существовавшую до начала времен и снов.
Историческая справка гласит, что Дадиванк был основан в I
веке н.э. на месте могилы Дади, одного из учеников апостола Фаддея, отсюда и
другие его названия: Аракелоц, т.е. Апостольский, и Аракеладир, то есть
основанный апостолом. По свидетельству летописных источников уже в IV веке,
сразу после официального принятия Арменией христианства, вокруг могилы Дади
была сооружена самая первая, самая древняя церковь монастыря. Можно с
уверенностью предполагать, что Дадиванк был построен на месте одного из
дохристианских сакральных центров Армянского нагорья и что выбор места для
могилы Дади, несущего свет христианства от апостола Фаддея, был отнюдь не
случайным. Он позволял вновь соединить географическое пространство с духовным. Вероятно,
это и было одной из причин особого статуса Дадиванка в Арцахской епархии,
всегда выделяющегося проникновенной мистичностью. Ее ощущаешь задолго до того,
как монастырь открывается твоему взору.
Сама дорога к Дадиванку - уже испытание: монастырь окружен
массивами недосягаемых гор, покрытых зеленью, а путь к нему лежит по дну
глубокого и мрачного ущелья реки Трту, бурный, неукрощенный поток которой
яростно бьется о вертикальные скалы. Нерукотворная красота сочетается здесь с
воинственной неприступностью, и кажется, что природа всеми силами пытается
защитить достойное себя по красоте рукотворное сокровище – монастырь. Преодолев
ущелье, душа даже самого черствого человека облагораживается от восхищения и
как бы очищается в преддверии встречи со святыней.
Дадиванк расположен на высоте 1100 метров над уровнем моря,
на южном склоне лесистой горы, на востоке провинции Цар, почти у самой границы
Карвачарского и Мартакертского районов. Небольшие овраги, соединяясь друг с
другом, ограничивают лежащее между ними пространство, создавая своеобразный
амфитеатр, на котором стоит Дадиванк. Помимо основного ансамбля монастыря на
окрестных холмах сохранилось несколько его скитов - часовен. В Дадиванке нет
ничего случайного: все едино и дышит вечностью. Бродя по часовням и церквам,
ощущаешь внеземную мощь сил, властвующих над этим кусочком арцахской земли и
камнями, – свидетелями многовековой истории монастыря. Рядом с алтарем древнего
храма простой, ничем не примечательный обелиск с едва заметными крестами,
вокруг которого вибрирует все пространство Дади. Здесь сердце монастыря, но над
ним нет купола, только одно безграничное небо. Реставрационные работы,
начавшиеся вскоре после освобождения Дадиванка, еще не завершены, однако
благодаря им уже спасены от неминуемого разрушения многие строения.
Главная соборная церковь Дадиванка, как рассказывают
летописи, была воздвигнута княгиней Арзу-хатун в память о муже и сыновьях,
павших в борьбе за христианскую веру с кочевыми тюркскими племенами, проникшими
в Малую Азию и заполонившими Армянское нагорье. Предание гласит, что воины,
погибшие при защите нагорья, перевоплотились в дух соборных церквей Дадиванка и
превратились в оплот будущего возрождения…
Дадиванк на протяжении своей истории не раз завоевывался,
разрушался, но всегда восстанавливался, расширяя свои владения. Даже в самые
тяжелые и жестокие времена они были очень обширными. В конце XVIII века после
множества непрекращающихся нашествий, ужасной чумы и голода монастырские села
обезлюдели, а монастырь после резни братии, учиненной в 70-е годы одним из
лезгинских племен, оказался в длительном запустении. По приглашению
укрепившегося в Шуше Ибрагим-хана на монастырских землях Дадиванка, как и
повсюду в Арцахе, стали утверждаться курдские и частично тюркские племена, а
также айрумы - армяне, сначала впавшие в халкидонитство (византийское
православие), а затем, по уже проторенной стезе вероотступничества, – в
мусульманство.
Когда земли Арцаха были присоединены к России, появился шанс
на возрождение монастыря. В 1830-х годах митрополит Багдасар Асан-Джалалян
начал борьбу за возвращение монастырских земель. Многие современники считали
его усилия не только напрасными, но и опасными для жизни, так как курды, хотя и
не скрывали того, что живут на землях, некогда принадлежавших Дадиванку,
возвращать их не собирались. Большую роль в длительной борьбе по восстановлению
земельных прав сыграли также Католикос Всех Армян Нерсес V и настоятель
монастыря иерей Тер-Аствацатур. Борьба шла с попеременным успехом и стала
давать реальные результаты лишь в начале 1910-х годов, когда управляющим
монастырских владений был назначен тифлисец Левон Тер-Аветикян. Собрав
необходимые документы, он пытался через судебную систему решить проблему,
которая на деле могла быть тогда решена только военными методами. Вопреки
положительному для монастыря постановлению суда, кочевники не желали покидать
присвоенные земли. Но дальновидный управляющий все же добился успеха - к 1917
году ему удалось вырвать из рук тюрок и курдов часть угодий. С установлением
советской власти все монастырские владения были национализированы, а Дадиванк
вновь обезлюдел.
Подвижник национально-освободительного движения, Герой
Арцаха Леонид Азгалдян часто делился с соратниками идеей создания в Дадиванке
особого тренировочно-подготовительного центра для будущих арцахских воинов. Он
не раз говорил о важности благословения священных стен Дадиванка: центр должен
был способствовать пробуждению боевого духа во вчерашнем городском юнце,
сельском пареньке, которым в горниле грядущих сражений предстояло ломать хребет
вражеских армий.
Освобождение Дадиванка стало первым свидетельством не просто
выживания, но и возрождения Арцаха. Освобождение Шуши, открытие Лачинского
коридора были скорее героизмом мужественно обороняющегося народа, который, как
казалось тогда многим в мире, дописывал кровью последнюю страницу своей
истории. И только с освобождением Дадиванка, а затем и всего Карвачарского
района появилось осознание победы армянского духа, истосковавшегося по свободе
и просторам еще не освобожденных армянских земель. Тысячу лет нас приучали к
мысли, что армянская судьба есть путь потерь и отчаяния, резни и исхода.
Дадиванк стал ключом, перевернувшим наше сознание, которое внезапно поняло и
ощутило, что наступил долгожданный перелом и начинается новая эпоха. Эпоха
возрождения и возврата былых потерь.
…Дадиванк - это тишина и отрешенность, шепот светоносных
сил, затаившихся под тысячелетними пластами времени, скорбей и радостей. Но
вечность все так же незримо разлита вокруг него, оставляя в душе каждого путника,
переступившего врата монастыря, печать благодати. Приходящие в Дадиванк люди
желают прикоснуться к великому наследию прошлого и, столкнувшись с ним,
обретают веру в будущее. А также надежду, что Дадиванк раскрыл пока лишь малую
часть заложенного в нем таинства жизни и духовного созидания. Нора Кананова,
«Голос Армении».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.