Analitika.at.ua. Председатель СХ Карен Агамян и ректор Академии художеств
Арам Исабекян недавно побывали в Японии, куда были приглашены выдающимся
буддийским мыслителем, писателем и педагогом Дайсаку Икедой, главой буддийского
светского общества "Сока Гоккай”.
Казалось бы, откуда и куда. Но недаром говорят, что гора с
горой не сходится, а вот человек с человеком всегда сойдутся. До поры до
времени, наверное, никто в Армении не знал о таком интереснейшем, знаковом
человеке XX века, как многоуважаемый г-н Икеда. А личность Икеда, без сомнения,
удивительная. Он абсолютно уверен и верит, что общение между людьми и их диалог
независимо от расы и языка являются ключом к преодолению любых различий между
людьми и воспитывают взаимное доверие и понимание, так необходимое для мира на
планете. Этим и занимается движение Сока Гоккай, целиком посвятившее себя миру,
культуре и образованию. Икеда-сан один из создателей движения, а уже почти
полувека — его президент. Уже более трех десятилетий как движение приняло
международный размах. Школы и университеты Сока приобрели громадный авторитет в
своей стране и за рубежом. "Контакты с Дайсаку Икедой начались как-то очень
деликатно — с легкой руки моего друга, председателя СХ Узбекистана Кузиева.
Потом пришло письмо из Японии, чрезвычайно вежливое, об укреплении дружбы,
взаимопонимании и т.д. Потом и вовсе негаданно от г-на Икеды я получил
поздравление с армянским Новым годом — Навасардом, — рассказывает Карен Агамян.
— Следом стали получать книги на русском языке, изданные в Москве, философские
рассуждения и беседы, например, с ректором МГУ Садовничим, историком Артуром
Тойнби, его собственные произведения, очень глубокие и интересные...”
В итоге было принято решение избрать почтенного японского
писателя и философа, а также блестящего художника-фотографа Дайсаку Икеду
почетным членом Союза художников Армении и почетным доктором Академии
художеств. Надо сказать, что Икеда-сан является почетным профессором и доктором
философии крупнейших университетов мира, а кроме того, членом различных
обществ, союзов, ассоциаций. Мир признает его заслуги, а в Японии он
национальное достояние.
"В январе от Дайсаку Икеды прибыли четверо гонцов. Вот она,
знаменитая японская вежливость плюс толерантность от Сока Гоккай: Арама
Исабекяна и меня они решили пригласить в Японию... Это была полная
неожиданность. Визит был подогнан к цветению сакуры — потрясающее зрелище. Нас
сразу же повезли в Киото в среднюю школу Сока. Впечатляющее зрелище: просторная
невероятно ухоженная территория, с традиционными садами, золотыми карпами и
лебедями. Учащиеся в форме, вежливые и приветливые. Показали классные
помещения, студии и многое другое. Великолепно. Нас наповал сразил школьный
духовой оркестр, который сыграл три произведения Комитаса, а также
"Эребуни-Ереван” Оганесяна в сопровождении своего же школьного хора. Играли
отлично, а пели практически без акцента.
Церемония вручения дипломов о присуждении звания почетного
доктора Академии художеств и почетного члена Союза художников состоялась в
главном зале Университета Сока. Это огромное заведение, где обучаются десятки
тысяч студентов из разных стран. Думаю, не стоит говорить, как все
благоустроено, как оснащены аудитории и лаборатории, спортзалы и мастерские.
Япония, она и есть Япония. В вестибюле были развешаны наши и японские флаги,
приветствия на армянском языке, играли А.Хачатуряна. В зале было почти три
тысячи студентов, на сцене — почти 400 преподавателей и гостей университета.
Как только зазвучали гимны, все встали, повернулись к флагам и простояли не
шелохнувшись до конца. Показали пример высокого уважения к госсимволам — своим
и чужим. Мы так не умеем. Я и Арам Исабекян выступили с коротким словом, Арам
накинул на плечи Дайсаку Икеды мантию и надел малиновый берет. Потом слово взял
Икеда. Обратился к студентам, легко и доверительно говорил о том, как важно
учиться, почитать родителей. Он, кстати, прославился как педагог-новатор. Тут
мы вновь были сильно поражены. В своей часовой речи — ни звука, ни шепота в
зале! — Икеда-сан несколько раз использовал пространные цитаты из Туманяна,
Чаренца, Исаакяна. Сказал, что армяне — древнейший народ, у которого японцам
есть чему поучиться. Сказал, что армяне, живущие на территории между Европой и
Азией, многое перетерпели, но сохранили свою идентичность и свою культуру. Ни
больше ни меньше. Нас поразили тотальная вежливость и неподдельное радушие
всех, с кем мы там встречались. Даже масс школьников и студентов. После его
речи нам в свою очередь были вручены дипломы почетных профессоров университета
Сока. (К слову: Карен Агамян незадолго до этого был избран академиком
Российской Академии художеств. С чем "НВ” его поздравляет! В советское время
этой чести удостоились М.Сарьян, Г.Чубарян и Г.Ханджян.)
Дайсаку Икеда — ему сейчас 82 года — прожил нелегкие годы и
прошел через тяжелые испытания. "В глубоком духовном смятении я стал искать
путь жизни в чтении, — напишет он позже. — Погрузившись в чтение, я находил
нечто неподвластное времени, глубоко человеческое и универсальное”. Не случайно
в университетском парке стоят памятники великим писателям — Гюго, Толстому,
Уитмену, даже Навои. "Он проявил такое знание нашей культуры, что подумалось,
не прибавить ли к ним и армянского писателя?” — говорит Агамян. Почему бы нет,
но как и кто это сделает? Польза была бы большой.
"Нам показали также художественный музей, открытый Икедой, —
рассказывает Агамян. — Великолепное собрание с почти 30 тысячами отборных
экспонатов европейского и восточного искусства. Классики и современности. Вся
коллекция открыта для публики и не раз экспонировалась за рубежом, в том числе
в Москве. Мы увидели и его фотографии — работы великолепного мастера. Что
касается японских впечатлений, то самое удивительное — это гармония между
старым, традиционным и новым, авангардным. Сочетание, скажем, высочайших
технологий и древнейшего кустарно-ремесленного труда. Как они умудряются — уму
непостижимо”.
Талант фотографа Дейсаку Икада открыл во время своих
путешествий по разным странам. "Это драгоценные мгновения, затрагивающие струны
моего сердца... Нет особой техники — есть только открытая душа. Фотография для
меня — это поэзия вечности в ускользающей красоте”. "Мгновение — вечность, а
вечность — мгновение” — вот фотографическое кредо великого гуманиста и
философа. Его фотовыставка "Моя вселенная” побывала в 40 с лишним странах, и не
исключено, что она долетит и до Армении, по крайней мере Агамян и Исабекян
договорились об этом в Стране восходящего солнца. Возможна также и армянская
выставка в Японии. Главное — не дать наведенным мостам распылиться во времени.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.