Главная » 2010 » Март » 15 » Дана Мазалова: в армянских глазах застыло выражение "победная покорность"
Дана Мазалова: в армянских глазах застыло выражение "победная покорность"
00:09
Analitika.at.ua. Эту гостью мы ждали очень давно - с тех пор, как по миру
начали распространяться ложь и гнусные поклепы на армян в связи с событиями в
Ходжалу. Дана Мазалова - известная чешская журналистка - прошла всю Карабахскую
войну, работала в других горячих точках, является автором многочисленных
фильмов и публикаций. Именно Мазаловой удалось в марте 1992 года увидеть кадры,
отснятые в конце февраля азербайджанским оператором и тележурналистом
Ч.Мустафаевым недалеко от Агдама.
- Дана, как и когда появился у вас интерес к нашему региону, к Армении?
- В 1982 году коллега предложил мне поехать на автомобиле в
СССР и я, не задумываясь, выбрала маршрут в Ереван. Это было не случайное
решение - годом раньше мне подарили книгу "Архитектурные памятники
Армении". Так я впервые попала в Армению, и моим самым сильным
впечатлением стал Гошаванк: в различных точках церкви стояли молодые ребята и
пели старинные армянские песни. Это было незабываемо - потрясающая акустика и
потрясающая музыка.
Еще меня поразили тогда армянские глаза. Мне кажется, в них
застыло особое выражение, которое я назвала про себя "победная
покорность". Я вообще люблю смотреть в глаза людей, представляющих очень
древние нации. Есть такая теория, согласно которой варвары вытесняли более
культурные нации с низменных территорий в горы. Так было и на Кавказе, где, на
мой взгляд, вообще есть что-то магическое и необъяснимое. В Карабахе можно
встретить стариков, которые и читать-то толком не умеют, но в них таится такая
мудрость, до которой может не дойти человек, проучившийся во всех университетах
мира. Армения для меня вообще - один из центров европейской и христианской
культуры.
Поэтому для меня уже было естественным приехать сюда и в дни
землетрясения, и во время войны и освещать события в качестве журналиста.
Постоянно моталась из Еревана в Степанакерт, Баку, Москву и обратно. Старалась
освещать войну с обеих сторон - сидела и в армянских, и в азербайджанских
окопах.
- Как вы впервые узнали о том, что произошло в Ходжалу?
- В апреле 1995 году я изложила все, что мне известно, в
статье, опубликованной в чешском еженедельнике "Рефлекс". Речь шла о
следующем. В середине марта 1992 года азербайджанский оператор и журналист
Чингиз Мустафаев, с которым мы дружили, показывал мне у себя дома в Баку сырой
видеоматериал, отснятый им в феврале на подступах к Агдаму. Хочу особо
подчеркнуть, что Чингиз был единственным оператором, который снимал погибших
там людей. Но кадры, показанные мне Мустафаевым, не имели ничего общего с теми
видео- и фотокадрами, которые азербайджанская сторона представляет сейчас всему
миру как его съемки.
Чингиз летал туда на вертолете и вывез с собой часть
погибших, чтобы похоронить. Это были тела турок-месхетинцев, лежавшие примерно
в 10 км
от Агдама, все они были одеты, в целости. Территория контролировалась
азербайджанской стороной, а среди трупов Чингиз заместил человека в военной
форме, который не испугался азербайджанского вертолета. Все это я видела на
кадрах, которые он мне показывал. Когда спустя несколько дней Мустафаев
вернулся за остальными телами, он был поражен переменами в их состоянии: трупы
были скальпированы.
- Азербайджанская сторона демонстрирует страшные кадры обнаженных и
изнасилованных детей, изуродованные трупы женщин. Такие кадры были у
Мустафаева?
- Повторяю: ничего такого на отснятых Мустафаевым
видеокадрах и близко не было: ни обнаженных детей и женщин, ни скальпированных
мужчин. Зато я очень хорошо запомнила, что у погибших были прострелены колени.
Мустафаев по первой профессии врач, поэтому он сразу понял, что эти люди
умирали долгой и мучительной смертью и истекли кровью. Кроме того, в них,
несомненно, стреляли с близкого расстояния и целились именно в колени. Кто-то
намеренно убил этих людей, но кто и с какой целью, не могу сказать. Я говорю
лишь о том, что видела сама.
- Мустафаев как-то комментировал эти кадры?
- Это трудно комментировать. Он только сказал: "Ты
поняла? Я теперь боюсь передвигаться по Баку без бронежилета". Вы знаете,
что спустя несколько месяцев Мустафаев был убит. Кстати, Чингиз, как истинный
профессионал, снял свою смерть. Он стоял с камерой в руках и, получив удар в
спину, сразу повернул ее объективом к себе.
- Как вы думаете, где сейчас могут быть реальные кадры Мустафаева?
- По всей вероятности, они могли сохраниться в архивах той
телекомпании, на которую он работал. Надо искать.
- Как вам удалось взять то самое знаменитое интервью у Муталибова,
которое было опубликовано в "Независимой газете" 2 апреля 1992 года и
фактически проливало свет на события конца февраля при Агдаме?
- Именно увиденные у Чингиза кадры и вызвали у меня вопросы
к Муталибову, которого, как вы знаете, отправили в отставку именно после
событий в Ходжалу. К тому же для журналиста вполне логично брать интервью у
свергнутого президента.
- Впоследствии Муталибов опроверг собственные слова о наличии
гуманитарного коридора для выхода мирных жителей.
- Это его дело. Я знаю, что он это говорил. И это могут
подтвердить сотрудницы "Независимой газеты", делавшие расшифровку
интервью, и коллеги- журналисты, слушавшие запись. Насколько я знаю,
сохранились и кассеты. Могу добавить, что в Азербайджане именно меня,
журналиста, обвиняют за это интервью. Там считают, что я не должна была
задавать этот вопрос. То есть я виновата в том, что руководствуюсь нормами
демократической журналистики.
- Вы потом возвращались к теме в своих материалах?
- Для чешского читателя все это неинтересно и
актуализируется только в случае привязанности к сегодняшнему дню, как произошло
недавно в чешском городке Лидице. Вы знаете, что население этого маленького
городка было полностью уничтожено нацистами в годы Второй мировой войны и
сейчас там установлен мемориал в память о жертвах. Узнав, что 26 февраля в
Лидице готовится какая-то акция, связанная с Ходжалу, я посоветовалась с
друзьями и решила поехать туда. К сожалению, чешская сторона не проверила
достоверность представляемых азербайджанцами материалов, однако благодаря
вмешательству армянского посольства в Лидице не приехали приглашенные для
участия некоторые официальные лица Чехии, как, например, министр культуры.
Я подошла к руководителю азербайджанской организации Назарову
и спросила его: "Откуда эти фотографии, которые вы выдаете за снимки из
Ходжалу?" Поговорила и с сотрудниками музея, и с мэром Лидице, выступила
перед собравшимися и рассказала все, что мне известно, - с фактами и ссылками.
И еще я сказала, что данная акция - это издевательство над жертвами нацистов,
такое просто недопустимо. Мы не хотим, что наши памятники и нашу память кто-то
использовал в собственных целях, для грязного пиара, да еще и с помощью
подделок.
- Давайте завершим с того, с чего начали, - о существовании в Армении
некоей собой духовности. Вы и сейчас это ощущаете?
- Мне кажется, вы теряете эту духовность, причем процесс
начался сразу после землетрясения. Когда людям нечего есть, когда вокруг
холодно и темно, а страна заблокирована, трудно сохранить культуру в себе и в
отношении к окружающим. Плюс война, которая никогда не проходит бесследно и
несет за собой множество последствий, что особенно ощутимо на постсоветском
пространстве. Коротко я бы назвала это снижением чувствительности к дозволенному.
Так происходит после чеченской войны и в России, где появляются майоры
евсюковы, и в Боснии, это характерно и для Армении, и Азербайджана. Люди
привыкают к вседозволенности, снижается нравственная планка, происходит
очевидная деградация - таковы, к сожалению, неизбежные последствия войны.
P.S. В ходе нашей встречи с Даной произошла любопытная
сценка. В холле гостиницы появился Томас де Ваал - автор книги "Черный
сад" - и поинтересовался, кто говорит перед камерой. Мы объяснили, что это
чешская журналистка, которая рассказывает о том, что ей известно о происшедшем
в окрестностях Ходжалу. Реакция де Ваала, считающегося исследователем
карабахского вопроса и любящего с умным видом советовать всем, как надо его
решать, была неожиданной: он почему-то занервничал и поспешно ретировался, не
проявив никакого интереса к тому, о чем говорила Мазалова. Такой вот
"исследователь" и "эксперт", который, видимо, и так все
знает о реалиях Карабахской войны...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.