Главная » 2010»Март»17 » Дары большевистской России кемалистской Турции
Дары большевистской России кемалистской Турции
15:32
Analitika.at.ua. Почему многие наши соотечественники изначально
высказывали и продолжают высказывать негодование по поводу подписанных 10
октября прошлого года армяно-турецких протоколов? Ответить на этот вопрос легче
всего, пожалуй, в эти мартовские дни, когда мы в очередной раз вспоминаем
подписанный 16 марта 1921 года Московский договор "О братстве и
сотрудничестве" между большевистской Россией и кемалистской Турцией.
Ведь именно этот договор и очертил контуры армянского отрезка
советско-турецкой границы, которую современная международная лексика называет
"армяно-турецкой государственной границей".
О самом Договоре в последние годы сказано и написано много,
поэтому остановимся на двух главным положениях.
Первое. К моменту подписания документа сами договаривающиеся
стороны не являлись полноправными субъектами международного права (Турция стала
членом Лиги Наций в 1932 году, Советская Россия вообще не была признана, а СССР
был принят в Лигу только в 1934 году). Таким образом, договаривающиеся стороны
были образованиями самопровозглашенными, и подписанный ими Договор не мог быть
признан законным на международном уровне. Парадокс в том, что именно ими
очерченная "граница" и признается сегодня международным сообществом в
качестве безальтернативной.
Кемалистская Турция, согласно Договору, получала в дар от
большевистской России правобережье Ахуряна и Аракса вместе с горой Арарат. Факт
безвозмездной передачи пусть даже союзному ("братскому и
дружественному", как отмечалось в документе) государству господствующего
над местностью важнейшего массива не имеет прецедентов в мировой хронике.
Тогда же оба государства провели административный передел
Закавказских республик. В период подписания Московского соглашения здесь уже
существовали три советские республики - Азербайджан (с весны 1920 года),
Армения (с ноября - декабря 1920 года), Грузия (с февраля 1921 года), которые
официально считались независимыми государствами, хотя, как и Россия с Турцией,
не входили в Лигу Наций. Советского Союза тогда еще не существовало.
Территория Советской Армении включала в то время земли
Нагорного Карабаха и Нахиджевана. На второй день советизации Армении
"Правда" (№ 273) опубликовала письмо наркома по делам национальностей
Иосифа Сталина "Да здравствует Советская Армения!", в котором
специально затрагивался именно этот аспект: "1 декабря Советский
Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует
передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани, Нагорного Карабаха".
Второе. Московское соглашение было подписано спустя лишь
четыре месяца после признания Нагорного Карабаха и Нахиджевана частью Советской
Армении. Однако, по настоянию турецкой стороны, данное положение было
пересмотрено именно Московским договором, вследствие чего два армянских края
большевиками передавались Советскому Азербайджану. Таким образом, в этом акте
две договаривающиеся стороны - Россия и Турция - приняли решение о передаче под
протекторат третьего государства - Советского Азербайджана - неотъемлемой части
четвертого государства - Советской Армении.
Несмотря на то что ни один из фигурантов процесса не являлся
субъектом международного права (так же обстояло дело и в момент подписания
Карсского соглашения), подобный способ решения проблем породил прецедент: спустя
два десятилетия большевики и нацисты использовали этот опыт при заключении
пакта Молотова-Риббентропа, когда две договаривающиеся стороны распорядились
судьбой третьего государства - Польши - по своему желанию. И если пакт
Молотова-Риббентропа широко известен и давно осужден, то Московский договор
между кемалистской Турцией и большевистской Россией относительно
"современной армянской границы" до сих пор не удостоился адекватной
оценки.
Перейдем непосредственно к интересующему нас вопросу.
Изначальная ущербность принципов проведения армянского отрезка
советско-турецкой границы признавалась самими договаривающимися сторонами, но
если Турция постоянно стремилась "ратифицировать" эти контуры, то
советское руководство в разные годы занимало разные позиции, и в течение
последующих десятилетий уязвимый во всех отношениях вопрос
"государственной границы" неоднократно муссировался.
В победном 1945 году Иосиф Сталин вознамерился изменить ее и
присоединить часть исторических армянских земель к Советскому Союзу, ибо велико
было его стремление вклиниться в Ближний Восток. По всему периметру нынешней
границы была дислоцирована советская боевая техника и воинские подразделения,
ожидавшие приказа о наступлении. Тем не менее программа была пресечена сбросом
в августе 1945 года американских атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки и
последующим подписанием американо-турецкого договора о стратегическом
сотрудничестве. С этого времени все внимание Сталина было уже приковано к
разработке советского ядерного оружия.
С кончиной Сталина в марте 1953 года вопрос армянского
отрезка советско-турецкой границы (его международного признания или
непризнания) вновь стал предметом обсуждений. Новый партийный лидер СССР Никита
Хрущев выступил против стремления армян вернуть свои исторические земли, а в
июле того же года газета "Правда" официально сообщила:
"Советский Союз не имеет территориальных претензий к Турции, так как
правительства Армении и Грузии во имя сохранения добрососедских отношений и
укрепления мира и безопасности сочли возможным отказаться от своих
территориальных претензий к Турции" ("Правда" от 19 июля 1953
года).
Вопрос границы не утратил своей остроты и в период правления
Леонида Брежнева. В декабре 1973 года, по советско-турецкой договоренности,
уполномоченные представители трех советских Закавказских республик должны были
подписать пункт о "неизменяемости существующих границ". Показательно,
что об этом уполномоченные представители были оповещены в самый последний
момент, ибо заранее обговаривались лишь вопросы хозяйственного характера
(ирригационные и др.). Армению представлял в Турции полковник Гурген Налбандян.
"ГА" уже писал о том, что полковник отказался от
имени Советской Армении подписывать пункт о "неизменяемости границы",
причем он открыто выразил свою позицию: "Фраза о "неизменяемости
советско-турецкой границы" в турецком проекте коммюнике не случайна….
Турки решают крайне интересующий их конкретный вопрос о новом признании нами
(СССР) захвата армянских земель. Если пройдет турецкий проект, следовательно турки,
по их замыслу, получат более сильный и весомый документ, чем Карсский и
Московский договоры 1921 года".
Гурген Налбандян также отметил: "На этот раз весомость
нового документа, закрепляющего за турками захваченные армянские земли, будет
обусловлена участием в принятии этого документа самой Армянской ССР в лице ее
представителя. Но прошу учесть, что представитель Армянской ССР в принятии
такого документа участвовать не будет". Таким образом, несмотря даже на
давление советского руководства, полковник Гурген Налбандян не подписал пункт о
"неизменяемости границы" и демонстративно покинул зал заседания.
Новый этап развития вопроса границы начался 10 октября
прошлого года подписанием в Женеве армяно-турецкого протокола "Об
установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой
Республикой", в котором Ереван и Анкара подтвердили "свои
двусторонние, многосторонние обязательства уважать принципы равенства,
суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ".
Именно протокольное положение о неизменяемости существующих
границ не могло быть принято большинством армян - рассеянных по миру наших
соотечественников и граждан РА. Ведь очевидно, что Турция в первую очередь
добивается подписания как раз этого важного и принципиального для себя пункта,
который наделял позорный Московский договор международным "дипломатическим
иммунитетом".
Вероятно, около сорока лет назад от этого и предостерегал
полковник Гурген Налбандян: "Судьба советско-турецкой государственной
границы имеет прямое, непосредственное отношение к армянскому народу.
Девятнадцать двадцатых армянских земель захвачены турками... Учтите: признание
захвата армянских земель означает и признание геноцида, это признание захвата
армянских земель означает и смирение с актом геноцида, так как не было геноцида
армян без захвата турками армянских земель и не было захвата земель без
геноцида. Не пора ли прекратить хотя бы официальные декларации, фактически
признающие захват турками армянских земель?"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.