Analitika.at.ua. В адрес Главного управления гражданской авиации (ГУГА) РА
в последнее время выпущено немало критических стрел в связи с банкротством
национального авиаперевозчика "Армавиа". Однако на днях эта
организация привлекла наше внимание по другому поводу. 17 апреля сайт News.am
опубликовал комментарий пресс-секретаря ГУГА Нелли Черчинян по поводу
состоявшейся в Монреале VI Всемирной авиатранспортной конференции Международной
организации гражданской авиации (ICAO), и, в частности, сообщений
азербайджанской прессы о заявлениях, якобы сделанных генеральным секретарем
ICAO Раймоном Бенджамином. Ответ г-жи Черчинян, надо признаться, нас буквально
поразил.
НАПОМНИМ СУТЬ ВОПРОСА. СОГЛАСНО ПУБЛИКАЦИЯМ В БАКИНСКИХ СМИ,
участвовавшая в конференции азербайджанская делегация провела встречи с
руководством ICAO, в ходе которых ее генсек Р. Бенджамин "заявил о
недопустимости использования гражданского аэропорта Степанакерта".
"Генсек ICAO заявил, что поддерживает все резолюции в связи с оккупацией
Нагорного Карабаха, принятые Советом Безопасности ООН. Он также подчеркнул, что
попытки в одностороннем порядке сдать в эксплуатацию аэропорт без разрешения
азербайджанской стороны и проведения сертификации могут нанести большой урон
процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта и оцениваются как
нарушение Чикагской конвенции о гражданской авиации и международных правовых
норм", - утверждали бакинские СМИ.
Комментарий пресс-секретаря ГУГА звучал так: "Резолюция
ООН, которая упоминается в статье азербайджанских СМИ, носит рекомендательный
характер. Более того, текст данной резолюции был предложен Азербайджаном,
против которого проголосовали сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в результате
чего резолюция была принята лишь 39 странами из 192 государств - членов ООН.
Этот факт свидетельствует о том, что резолюция носит субъективный характер и
никак не может служить как аргумент. Помимо этого в коммуникациях с ICAO
армянской стороной не раз отмечалось, что угрозы азербайджанской стороны
уничтожить гражданские воздушные судна в/из Нагорного Карабаха являются
вопиющим нарушением Чикагской конвенции. В заключение отметим, что с армянской
стороны постоянно выражалась позиция, согласно которой реабилитация аэропорта
Степанакерта преследует сугубо гуманитарные цели и при полном соблюдении положений
ICAO в области безопасности полетов и авиационной безопасности будет
эксплуатироваться только в гражданских целях".
ОТМЕТИМ, ВО-ПЕРВЫХ, ЧТО Н. ЧЕРЧИНЯН ПРОЯВИЛА
НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ относительно резолюций ООН по Карабаху: в 1993г., в условиях
бездействия терпетросяновской дипломатии, были приняты 4 такие резолюции.
Именно эти документы, а вовсе не резолюцию 2008г., против которой проголосовали
сопредседатели МГ ОБСЕ, имеет обычно в виду азербайджанская сторона. Конечно,
пресс-секретарь ГУГА отнюдь не обязана быть в курсе тонкостей карабахского
процесса. Но выступая с официальным комментарием от имени государственной
организации, следует прояснить все детали вопроса и дать четкий, выверенный и
конкретный ответ, а не вешать на уши публике демагогическую лапшу, отделываясь
пусть и правильными, но пустыми и ничего не говорящими фразами.
Вместе с тем использованный, согласно бакинским СМИ, главой
ICAO лексикон, буквально повторяющий клише азерпропа, вызывал более чем
серьезные подозрения в том, что азербайджанская сторона, как обычно,
приписывает высокому должностному лицу международной организации заявления
политического характера, не относящиеся к его компетенции. В такой ситуации
ГУГА просто обязано было связаться с руководством ICAO и выяснить -
соответствуют ли эти сообщения действительности. Если да - то потребовать
объяснений относительно права руководства организации выступать с подобными
заявлениями. Было ли это сделано?
С этими вопросами мы обратились в пресс-службу ГУГА,
попытавшись также выяснить - присутствовала ли делегация ГУГА на конференции
ICAO в Монреале и обсуждались ли с руководством организации вопросы
эксплуатации Степанакертского аэропорта с целью представить реальное положение
дел и предотвратить попытки азербайджанской стороны исказить истину. Отметим,
что Черчинян отказалась сообщать что-либо по телефону и предложила отправить
вопросы письменно, что и было сделано. Пресс-служба подтвердила получение
вопросов "ГА" и обещала дать ответ к концу дня 17 апреля.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОТВЕТОВ МЫ ТАК И НЕ ДОЖДАЛИСЬ. Что дает все
основания предположить, что их у ГУГА просто нет. По всей вероятности,
армянская делегация в конференции не участвовала, что развязало руки
азербайджанской стороне в фальсификации ситуации со Степанакертским аэропортом.
Но дело не только в этом - работа с ICAO, в частности по данному вопросу, не
сводится к встречам в рамках одной конференции. Учитывая принципиальный для
армянской стороны характер проблемы, эта работа должна вестись систематически,
целенаправленно и профессионально. Так ли это - думается, вполне ясно и из
комментария Н. Черчинян, и из факта отказа отвечать на вопросы редакции.
Не менее важен и другой вопрос, столь же непосредственно
относящийся к компетенции ГУГА. Отсутствие ответного письма дает основания не
сомневаться в том, что пресс-служба, будучи (?) в курсе сообщений в
азербайджанской прессе, не предприняла попыток связаться с г-ном Беджамином и
выяснить - выступал ли он с неподобающими его должности политическими
заявлениями не просто крайне одностороннего характера, но и накаляющими и без
того сложную атмосферу вокруг реэксплуатации Степанакертского аэропорта. Стоит
ли говорить, что позиция ICAO как компетентной в данном вопросе международной
организации достаточно важна в плане профессиональных и правовых аспектов ввода
в эксплуатацию Степанакертского аэропорта. И формулировка этой позиции зависит
в том числе и от того, насколько профессионально и четко действует и
представляет ситуацию армянская сторона.
Вывод из всего этого следует один: руководству ГУГА,
простите за грубость, глубоко наплевать на позицию главы ICAO. Об отношении же Главного
управления гражданской авиации РА к открытию аэропорта в Арцахе, столь же
однозначно вытекающем из всего изложенного, говорить уже не приходится,
учитывая действительно "вопиющую", говоря словами пресс-секретаря
ГУГА, неадекватность ее деятельности как в данном частном случае, так и в
целом.
Когда номер был уже готов к печати, поступил ответ из ГУГА.
"Ворганизованной ICAO 18-22 марта
в Монреале VI Всемирной авиатранспортной конференции делегация Республики
Армения не участвовала. Информация о встрече азербайджанской делегации с
генеральным секретарем ICAO распространена только азербайджанскими СМИ и
обсужденные в ходе встречи вопросы не могут внушать доверия. Со стороны ICAO
странам-членам, в том числе Армении, постоянно предоставляются повестки
проводимых мероприятий и обсуждаемые материалы. Сообщаем, что в повестке данной
конференции подобный вопрос вообще отсутствовал" - говорится в письме за
подписью Н. Черчинян. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.