Вторник, 16.04.2024, 22:36
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 7 » Декларации и реалии
Декларации и реалии
11:19

Analitika.at.ua. Очередной саммит "большой двадцатки", посвященный главным образом борьбе с мировым экономическим кризисом и его последствиями, в очередной раз продемонстрировал иллюзорность борьбы с кризисом и коллективных усилий в этом направлении.

 

В первую очередь необходимо отметить контекст, в котором прошел саммит. Несмотря на оптимистичные заявления, нестабильность в мировой экономике сохраняется. Наметившееся восстановление промпроизводства продолжает оставаться достаточно хрупким, остается низким уровень потребления и достаточно высоким уровень безработицы в ведущих экономиках. Отражением вступления кризиса в новый этап стали долговой кризис в Европе и майская биржевая паника в США.

 

Данная ситуация обостряет конкуренцию и борьбу за сферы влияния в мировой экономике. В условиях сокращения внутренних рынков практически все крупные экономики стремятся активизировать производство за счет расширения экспорта, перекладывая за счет роста внешней торговли издержки кризиса на плечи конкурентов. С целью стимулирования экспорта развернулась "гонка девальваций", когда делается попытка за счет понижения курса национальной валюты повысить конкурентоспособность и создать более благоприятные условия для экспорта. Первыми на этот путь встали США, затем к ним присоединилась Япония. Китай изначально удерживал низкий курс национальной валюты, однако непосредственно перед саммитом G20 провел ограниченную ревальвацию юаня. В случае с Европой долговой кризис во внутренней периферии ЕС - в странах Южной и Восточной Европы - способствовал понижению курса евро, что на руку крупному промышленному капиталу Германии, так как создает более благоприятные условия в борьбе против американских, японских и китайских конкурентов.

 

Именно эти процессы лежат в основе многочисленных разногласий, проявившихся на саммите. Главным образом выделялась дискуссия США и Германии по вопросу сокращения бюджетных дефицитов. Формально США считают, что экономический рост хрупок и сворачивать стимулирование экономики пока рано, а Германия и страны ЕС опасаются, что стимулирующие программы способствуют росту бюджетного дефицита и государственного долга. Отметим, что у США внешний долг уже превысил 13 трлн. долл., а бюджетный дефицит - 1,5 трлн. долл.

 

В этих условиях основные страны ЕС - Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания - приняли жесткие программы бюджетной экономии, направленные главным образом на сокращение социальных расходов, - замораживание и сокращение зарплат и пенсий, повышение пенсионного возраста, сокращение числа занятых в госсекторе и т.д. По сути данные программы представляют собой еще один виток неолиберальных реформ, еще один этап наступления на права трудящихся, осуществляемого под предлогом бюджетной экономии. Характерно, что при этом практически не затрагиваются прибыли крупного капитала, растущие военные расходы. В действительности правящие круги европейских стран стремятся ликвидировать остатки "государства благосостояния" и тем самым повысить конкурентоспособность национальных групп капиталистов в отношении конкурентов из США, где неолиберальные реформы зашли значительно дальше. Более того, США в условиях кризиса делают робкие попытки применять кейсианские методы стимулирования спроса, что нашло отражение в несмелой и ограниченной реформе системы медицинского страхования, проведенной администрацией Обамы.

 

Такие меры бюджетной экономики преследуют целью перекладывание убытков от кризиса и прежде всего возмещение гигантских средств, выделенных на спасение банков, за счет основной массы населения, то есть социализацию убытков. Между тем принятые в ЕС программы экономии в действительности не только не будут способствовать выходу из кризиса, но лишь глубже загонят мировую экономику в кризисное состояние, так как урезывание социальных выплат и сокращение занятых в госсекторе в конечном счете приведет к росту безработицы и сокращению потребления, что может придать кризису депрессивный характер. Долго компенсировать эти процессы за счет расширения внешней торговли также не удастся, так как последняя вызывает рост протекционизма и обострение конкуренции на мировом рынке. При этом схожие программы сокращения госрасходов принимаются под давлением ЕС и МВФ в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, что еще более усугубит и без того сложную ситуацию в этих регионах, связанную с зависимостью от спроса на мировом рынке и иностранных инвестиций.

 

На саммите "двадцатки" положение о сокращении бюджетных дефицитов вдвое к 2013г. и стабилизации или выведении на снижающуюся траекторию в 2016г. отношения госдолга к ВВП было включено в итоговое коммюнике в рамках компромисса между США и Германией. Взамен США одержали победу в вопросе о введении унифицированного налога на банковскую деятельность, положение о котором не вошло в итоговую декларацию. Данная проблема также отражает растущую конкуренцию - практически все развитые страны принимают достаточно жесткие меры по контролю над банковской сферой, которые сравнимы с мерами, принятыми после кризиса 1929-33гг., и означают отход от заложенной в 1980-е гг. тенденции по дерегулированию банковской деятельности. Тем не менее и здесь согласованных мер добиться не удалось - по этому вопросу возникли противоречия между европейской тройкой (Германия, Франция и Великобритания), прибывшей на саммит с согласованной позицией по введению данного налога, и крупнейшим мировым экспортером капитала - США. Против ограничения деятельности банков выступает также группа развивающихся стран во главе с Китаем и Индией, а также Россия, зависящие от иностранных инвестиций.

 

В итоговой декларации также нашло место положение об "усилиях по восстановлению баланса": предполагается, что страны с торговым профицитом, особенно Китай, примут меры для сокращения экспорта и стимулирования внутреннего спроса. Отдельно нужно отметить блок противоречий вокруг реформы МВФ и ВБ - вновь была обещана ратификация договоренностей о реформах квот и голосов в этих структурах. На предыдущем саммите в сентябре 2009г. США провели удачную комбинацию, предложив увеличить квоты для развивающихся стран за счет европейских государств. Данный вариант был заблокирован ЕС, и, несмотря на заверения в Торонто, как будут исчерпаны противоречия вокруг этого вопроса, предсказать трудно.

 

В целом же, как уже отмечалось, очередной саммит G20 еще раз продемонстрировал наличие растущих противоречий между его участниками, а также увеличивающийся разрыв между декларациями о коллективных усилиях и реальностью мирового экономического кризиса.

 

Давид АРУТЮНЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 534
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru