Главная » 2010»Октябрь»26 » Демифологизация Nabucco и перезагрузка мадридских принципов – ключ к решению
Демифологизация Nabucco и перезагрузка мадридских принципов – ключ к решению
00:13
Analitika.at.ua. ФРАГМЕНТЫ ДОКЛАДА НА VI КОНВЕНТЕ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (РАМИ)
КАРАБАХ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТА ИЛИ КОНСЕНСУСА
Стратегическая оценка возможностей мирного разрешения
карабахского конфликта, изучение факторов, влияющих на его динамику, исключают
ограничение анализа рамками локально-национальных и региональных процессов. С
этой точки зрения Южный Кавказ может быть рассмотрен в качестве фактора,
координирующего процесс политической ориентации огромного пространства -
Центральной Евразии, простирающейся от Китая до Турции. В связи с этим
представляет интерес оценка перспективы данного регионального конфликта в
политико-безопасностном контексте коллизий стратегического калибра, в нашем
случае - коллизии интересов России и Запада в вопросе удержания Центральной
Евразии в сферах своего влияния.
В ближайшем будущем с целью уменьшения ресурсной базы
экспорта газа из Баку на Запад Россия будет продолжать покупать определенное
количество азербайджанского газа. Однако сама подача газа в Европу по
транзитным каналам не может являться приоритетом особой важности на
долгосрочную перспективу. Новые изыскания показывают, что уже в среднесрочной
перспективе огромные запасы сланцевого газа в самой Европе и наличие
эффективной американской технологии по его добыче в значительной мере смогут
гарантировать стратегическую автономность системы европейской энергетической
безопасности.
Такие перспективы в конечном счете предполагают отказ
прагматичного Запада от дорогостоящего NABUCCO. Можно предположить, что
обсуждаемые инвестиции в $ 8-10 млрд в проект, лишенный будущего уже через 10
лет, будут оценены как невыгодные. Вероятность негативного решения по NABUCCO
повышается в связи с отягощенностью проекта сложными геополитическими
проблемами пересечения множества границ.
NABUCCO, являясь одним из оперативных инструментов для
решения задачи по транзиту газа в Европу, в последние годы стал рассматриваться
в качестве рычага для решения стратегической задачи более крупного калибра -
включения Центральной Азии и Кавказа в сферу влияния Запада. В традиционном
видении геополитических приоритетов для Запада именно обеспечение
переориентации геостратегического вектора Центральной Евразии является
приоритетом особой важности. Для Москвы же приоритетом жизненной важности, с
той же традиционной точки зрения, является воспрепятствование Азербайджану в
исполнении координирующей роли по исключению геостратегического пространства
Центральной Азии и Кавказа из сферы доминирования России.
При традиционном конфронтационном подходе императивы
обеспечения региональной стабильности не исключают использования замороженных
локальных конфликтов как инструмента борьбы главных акторов, представленных в
нашем регионе, за доминирование в их геостратегическом противостоянии. Однако
налаживающаяся "перезагрузка" в отношениях между США и Россией,
формирование предпосылок к их диалогу с Китаем и Индией дают возможность
выстраивать качественно новые геополитические перспективы сотрудничества
мирового сообщества с государствами Центральной Азии и Кавказа. Подобная
перспектива конструктивной интернационализации американо-российской
перезагрузки в конечном счете могла бы исключить использование замороженных
конфликтов для манипулятивного управления региональными и глобальными
безопасностными процессами.
В данном контексте оправданна постановка задачи о
перезагрузке также Минского процесса. И признание безукоризненного факта
легальности и легитимности референдума по самоопределению Нагорного Карабаха от
10 декабря 1991 года может стать правовой и политической основой для данной
перезагрузки, а значит, одним из важных факторов обеспечения долгосрочного мира
и устойчивого безопасного развития Южного Кавказа и Центральной Евразии в
целом.
ВЗГЛЯД НА ВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАРАБАХСКОГО ПРОЦЕССА
С учетом заблокированности Договора об обычных вооруженных
силах в Европе и отсутствия какого-либо серьезного противодействия мирового
сообщества демонстративной гонке вооружений с многократным превышением потолков
ДОВСЕ, навязываемой региону Азербайджаном, нельзя исключить перерастания
милитаристских призывов главы соседнего государства в новую войну в Карабахе.
Непрерывные обстрелы позиций, диверсионные рейды на рубежах
прекращения огня и отказ от предложения Минской группы ОБСЕ по отведению
снайперов от линии соприкосновения повышают уровень напряженности в зоне
конфликта. Катастрофическое воздействие подобной политики на региональную
стабильность и безопасность очевидно на примере трагических событий 2008 года в
Грузии. Перспектива погашения военного пожара в регионе по той же модели
получила новое договорно-правовое подкрепление с недавним подписанием
армяно-российского соглашения.
Армянская сторона внимательно отслеживает процесс
интенсификации подготовки Азербайджана к новой войне. В качестве реакции
Армения вынуждена разрабатывать гарантированную систему эффективного
противодействия, имея все основания для предупреждения о том, что развязывание
новой войны в Карабахе вынудит ее нанести Азербайджану неприемлемый урон.
Следует также принять во внимание, что Республика Армения, мировое армянство
предпринимают соответствующие меры и не остановятся ни перед чем для
предотвращения второго в течение последних 100 лет Геноцида армянского народа.
ПОВТОРНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ - ПУТЬ К ТУПИКУ И
ВОЙНЕ
Развитие процесса по урегулированию карабахского конфликта
показывает, что одним из принципиальных препятствий на пути его продуктивного
продвижения является привнесение в 2005 году в Минский процесс идеи повторного
референдума. Именно это предложение, находясь в противоречии с юридическим
фактом легитимности референдума 1991 года, завело карабахский процесс в тупик.
Данный манипулятивный подход, лежащий в основе Мадридских
принципов, удерживает поиск мирного разрешения конфликта в контрпродуктивном
формате "угрозы возобновления войны". В значительной мере этим можно
объяснить то, что азербайджанская сторона в качестве "основного
компромисса" представляет свою "готовность не возобновлять военные
действия".
Известно, что покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев,
ведя конфиденциальные переговоры по Карабаху, принимал факт проведения 10
декабря 1991 года референдума в Нагорном Карабахе в соответствии с действовавшим
в тот период законодательством СССР, что означало готовность к совместному
поиску компромиссов на основании признания юридического факта законосообразного
прекращения административно-иерархических отношений между Нагорным Карабахом и
Азербайджаном.
Этому предшествовало провозглашение в 1991 году
Азербайджаном своей независимости. При этом независимость Азербайджана была
провозглашена без удовлетворения права населения НКАО и других районов
компактного проживания армян на свободный и самостоятельный выбор своего
политического статуса. В ответ на вооруженную агрессию Азербайджана НКР
воспользовалась своим правом на самооборону и обеспечила безопасность
карабахского армянства.
Таково было понимание политико-правовой сути карабахского
конфликта, лежавшее в основе Соглашения между всеми его тремя сторонами -
Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой
Армения - в 1994 году о прекращении огня и поиске путей выхода из тупика
военной конфронтации в область диалога и долгосрочного мира между двумя
независимыми государствами, созданными на территории бывшей Азербайджанской
ССР. Данный шаг отражал логику четырех резолюций Совета Безопасности ООН по
Карабаху.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ МАДРИДСКИХ ПРИНЦИПОВ: ВЫХОД ИЗ
ТУПИКА
Перспектива прекращения завышения оценок места Азербайджана
в региональных процессах объективно обусловлена предстоящей потерей
Азербайджаном ранее предполагаемой роли координатора транзита газа из
Центральной Азии в Европу - в связи с выстраиванием новой геостратегии и
архитектуры энергетической безопасности Европы.
В условиях демифологизации NABUCCO и роли Азербайджана
главным инструментом сталкивания процесса мирного разрешения карабахского
конфликта в тупик с угрозой возобновления войны является контрпродуктивная идея
повторного референдума - при наличии безукоризненности юридического и
политического факта законосообразности референдума 1991 года. Контрпродуктивны
какие-либо предложения - в первую очередь в связи с вопросом о землях и
возвращении беженцев - без объективного ответа на коренной вопрос об основе
мирного разрешения конфликта, а именно - о легитимности карабахского
референдума 1991 года. В этом - один из главных изъянов Мадридских принципов,
удерживающих поиск мирного разрешения конфликта в опасном для региональной
безопасности формате "угрозы возобновления войны".
Основой для конструктивного применения триединства принципов
"неприменения силы, свободного самоопределения и территориальной
целостности" с целью разрешения карабахской проблемы может стать признание
Азербайджаном, а также сопредседателями Минской группы юридического факта
легитимности выхода в 1991 году Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской
ССР. Таким образом, для вывода карабахского урегулирования из тупика сторонам
карабахского конфликта и главам государств - сопредседателей Минской группы
целесообразно в качестве основы для перезагрузки Минского процесса и мирного
разрешения конфликта:
1. Изъять из портфеля карабахского урегулирования
предложение по повторному референдуму.
2. Признать юридический факт проведения законосообразного
референдума в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года и создания на территории
бывшей Аз. ССР двух независимых государств: АР и НКР. Речь идет о легитимном
референдуме, приглашение к участию в котором азербайджанское меньшинство
бойкотировало по распоряжению властей Баку. Айк КОТАНДЖЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.