Analitika.at.ua. Есть в официальном азербайджанском календаре День
геноцида. В соответствии с президентским указом от 26 марта 1998г. он
отмечается 31 марта. Гейдар Алиев приурочил указ к "семидесятилетию
геноцида". Подписывая его, он воспользовался идеологическим наследием
мусаватистов, тиражировавших в свое время миф о "мартовских
событиях".
То, что, согласно мифу, называется "мартовскими
событиями 1918 года", – это инициированная османами и закавказскими
татарами необъявленная война, нацеленная на установление контроля над
политически "бесхозными" (после краха Российской империи)
закавказскими и кавказскими землями и окончательное "решение"
"армянской проблемы". Было учтено все: время, возможности,
предпосылки, региональные противоречия… Единственный показатель, который при
проведении мартовской операции не был точно рассчитан, – степень армянского
сопротивления, способность организовать локальные очаги самообороны вне
зависимости от партийной принадлежности, политических взглядов и убеждений.
Это был период, когда большевик Степан Шаумян сотрудничал с
дашнакцаканами, – такая перспектива абсолютно не учитывалась турками
(собственно, это временное сотрудничество и превратило пламенного большевика и
интернационалиста в мишень азербайджанского агитпропа). Естественно, в военных
условиях не могло обойтись и без многочисленных жертв с обеих сторон. Вопрос в
том, что каждое проявление армянского сопротивления обречено в современном
Азербайджане именоваться "террором", "геноцидом азербайджанского
народа". Для правильного понимания азербайджанских позиций всегда
необходимо исходить из того, что любая форма армянского сопротивления уже
изначально считается противоправной.
В ходе мартовских событий погибли тысячи мусульман и армян:
одни наступали, причем намереваясь окончательно "разрешить Армянский
вопрос в Восточном Закавказье", вторые, объединившись, самоотверженно
оборонялись, невзирая на существовавшие партийные и идеологические разногласия.
Очевидно, что в случае прихода (в апреле 1918г.) к руководству городом не
Бакинской коммуны, а именно мусаватистов события не были б так растиражированы
пантюркистской пропагандой и извращены почти до неузнаваемости.
Американского эксперта Майкла Смита невозможно назвать
проармянски настроенным автором. Однако даже он (представляющий события в
азербайджанском ракурсе) прекрасно осознает, что так называемые мартовские
события – предмет политических спекуляций, обрамленный мифами и легендами.
Майкл Смит справедливо указывает, что попытки использовать мартовское
сопротивление армян в качестве механизма для достижения своих целей впервые
предпринимались еще мусаватистами во времена независимого азербайджанского
государства, провозглашенного в мае 1918г.
Вот что он пишет в статье "Память об утратах и
азербайджанское общество": "В короткий период существования
Азербайджанской Демократической Республики мартовские события, как писалось в
редакционной статье одного из официальных изданий, стали рассматриваться как
избиение ни в чем не повинных мусульман и как таинство национальной инициации,
когда Азербайджанская Республика "родилась из глубин анархии и
вседозволенности" русской революции… В эти дни траура мусульмане скорбели
о тысячах своих единоверцев, погибших между 30 марта и 3 апреля. Руководители
"Мусавата" умело сменили трактовку мартовских событий: то, что они
сначала определяли как унизительное поражение, теперь именовалось выдающейся
победой. Мартовские события позволяли собрать разрозненные группы азербайджанцев
в единую нацию. Они сделали одновременное и общее соблюдение ритуалов Магеррама
основой основ народного суверенитета. Иными словами, азербайджанский культ
нации был открыт через культ мертвых шиитского ислама. Используя мартовские
события для построения мифа о создании новой азербайджанской нации,
"Мусават" достиг определенных успехов. В сознании мусульманских
рабочих Баку традиционная идея "уммы", казалось, начала соединяться с
тем, что некоторые из них называли "чувством патриотизма" и
преданностью своей "родине". Агитаторы из "Мусавата" всегда
были рядом и готовы напомнить своим братьям, что если уж они были готовы
пролить свою кровь просто потому, что были мусульманами и тюрками (как это было
в марте 1918г.), они уж, конечно, должны быть готовы теперь защищать
независимость Азербайджана и гордо нести свой азербайджанский трехцветный флаг
с изображением полумесяца… И все же в конце концов мусаватисты убедились, что
мартовские события и их гражданский Магеррам – слабая основа для национального
строительства".
Указ президента Гейдара Алиева от 26 марта 1998г. – сжатый
вариант официальной версии "исторического прошлого азербайджанского
народа", не касающийся даже отдельной даты или отдельного события.
Последние двести лет представляются сплошной эрой "геноцида
азербайджанского народа", причем непонятно, о каком народе идет речь, если
(как писал Сталин) азербайджанская социалистическая нация – детище революции и
политики партии по национальному вопросу? Если под "азербайджанцами" понимается
тюркское население Ирана и Армении, исповедующее шиизм - это одно, если
народонаселение современной республики – другое. "Геноцид азербайджанского
народа", согласно указу Гейдара Алиева, начинается с Гюлистанского и
Туркманчайского русско-персидских договоров и продолжается до сих пор.
"Геноцид, неоднократно осуществленный против
азербайджанского народа и не получивший в течение длительного времени должной
политико-правовой оценки, является одной из… нераскрытых страниц истории… С
подписанных в 1813 и 1828гг. Гюлистанского и Туркманчайского договоров началось
расчленение азербайджанского народа, передел наших исторических земель.
Продолжением национальной трагедии разделенного азербайджанского народа стала
оккупация его земель. В результате реализации этой политики в кратчайшие сроки
было осуществлено массовое переселение армян на азербайджанские земли".
Российский историк В.Шнирельман в данной связи справедливо
уточняет: "В указе русско-иранские мирные договоры 1813 и 1828гг.
объявлялись началом "расчленения азербайджанского народа, переделом наших
исторических земель"; речь идет о периоде, когда восточнокавказские тюрки
еще и не думали о том, чтобы становиться "азербайджанским народом" и
даже не знали этого термина".
По мнению иранской исследовательницы Ш.Хантер, искаженное
понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и
исторических связей между Ираном и Азербайджаном связано с наследием,
доставшимся современной Азербайджанской Республике от "советской практики
исторических фальсификаций". К таким историческим мифам она относит
"представление о существовании в древности единого азербайджанского
государства", включавшего большую часть территории нынешнего северного
Ирана, которое оказалось разделено на две части в результате российско-иранского
сговора.
Совокупный "азербайджанский геноцид" слагается, по
официальной версии, из множества "азербайджанских геноцидов":
например, 20 января отмечается как День всенародной скорби, 26 февраля – День
памяти жертв Ходжалы. Показательно, что большинство политически значимых дней
азербайджанского календаря непосредственно связано со сферой либо
армяно-азербайджанских, либо русско-азербайджанских и ирано-азербайджанских
отношений:
20 января – День всенародной скорби,
26 февраля – День памяти жертв Ходжалы,
31 марта – День геноцида азербайджанцев,
15 июня – День национального спасения,
17 ноября – День национального возрождения,
31 декабря – День солидарности азербайджанцев всего мира.
Это примечательное обстоятельство – иллюстрация
азербайджанских поисков национальной идентичности посредством поддерживания
образа внешнего врага. Именно такие календарные дни, аккуратно распределенные
по всем четырем временам года, формируют среду обитания целого народа,
ориентируют его представителей на крайне агрессивное мировосприятие,
манипулируют общественным мнением и направляют это мнение по заданному курсу.
Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.