Главная » 2010»Декабрь»7 » Доклад международной кризисной группы: Азербайджан – уязвимая стабильность
Доклад международной кризисной группы: Азербайджан – уязвимая стабильность
15:26
Analitika.at.ua. 3 сентября с.г. был опубликован посвященный Азербайджану
очередной доклад международной кризисной группы с символическим названием
«Азербайджан: уязвимая реальность». Доклад состоит из раздела резюме и
рекомендаций, за которым следуют 6 глав.
Попытаемся обстоятельно представить содержание доклада и отраженные
в нем экспертные оценки и выводы.
Предисловие. Эксперты считают, что Ильхам Алиев, как минимум
в краткосрочной и среднесрочной перспективе, смог консолидировать власть и
обеспечить стабильность в Азербайджане. Тем не менее протекционный характер
властной системы показывает, что в долгосрочной перспективе стабильность
уязвима, что обусловлено клановой конкуренцией элиты. Развитие крайне
«нефтеемкой» экономики усиливает существующие риски, в частности, если
произойдет обнуление предусмотренных доходов, то это приведет к кризису
экономики Азербайджана в целом. Одной из важных особенностей уязвимости
стабильности страны является то, что прошедшие в стране очередные выборы
завершились наибольшим сосредоточением рычагов управления в руках исполнительной
власти и попранием гражданских и политических свобод. В результате,
Азербайджан, по анализу экспертов, из полуавторитарной системы превратился в
абсолютно авторитарное государство. Эксперты едины во мнении, что намеченные в
стране на ноябрь 2010г. парламентские выборы не будут исключением.
Дебаты и дискуссии вокруг тех или иных вопросов внутри
администрации Азербайджана крайне политизированы, и многие вопросы просто не
выносятся на открытое обсуждение. В результате, в условиях отсутствия
конструктивного обмена информацией между политическими аналитиками и экспертами
нет аналитического консенсуса.
Политический портрет режима. В подразделе подробно говорится
о консолидации власти Ильхамом Алиевым, ее персонификации или превращении в
культ, а также о процессах, происходящих в клановой системе элиты. Как отмечают
эксперты, придя к власти, Алиев-младший удостоился острой критики и обвинений
оппозиции страны в том, что неопытный Алиев не сможет управлять страной.
Некоторые оппозиционеры пошли еще дальше, думая, что Алиев-младший – лицо
преходящее. Однако Ильхам Алиев четко осознавал, что брошенные его власти
вызовы исходят не из слабого оппозиционного поля, а из правящей элиты. Дело в
том, отмечают эксперты, что после смерти Гейдара Алиева были развязаны руки многих
опытных членов его администрации, которые не замедлили взять контроль над
неопытным Алиевым. Особо выделялись, в частности, дядя президента, Джалал
Алиев, и один из его приближенных, Али Инсанов. Кстати, Инсанов был министром
здравоохранения, руководителем влиятельного клана «Ераз» («Ереванские
азербайджанцы»). С целью сдерживания властных кланов Алиев-младший искал
надежных союзников, среди которых был Рамиз Мехтиев, один из влиятельных членов
команды Гейдара Алиева, в свое время возглавлявший его аппарат. Рамиз Мехтиев
был опытным политическим деятелем, который мог противодействовать влиянию
Джалала Алиева и Инсанова.
Острая властная борьба началась также между двумя другими
молодыми членами элиты – бывшим руководителем Таможенного комитета (член команды
президента, в настоящее время занимает должность министра по чрезвычайным
ситуациям АР) Кемаладдином Гейдаровым и бывшим министром экономического
развития Фархадом Алиевым, что могло бы стать серьезной угрозой стабильности
администрации. Для пресечения подобного развития событий Ильхам Алиев
предпринял жесткие меры: по обвинению во взяточничестве были арестованы Инсанов
и Фархад Алиев, а на состоявшихся в ноябре 2005г. парламентских выборах
правительству удалось оказать давление на оппозицию.
Сразу после выборов, которые, по оценке авторов доклада,
упрочили контроль над зависимым парламентом, зависящим от партии «Новый
Азербайджан» (ПНА) и Ильхама Алиева, Алиев-младший начал производить первые
политические перестановки. Он отстранил от парламентского руководства
примыкающих к клану Джалала Алиева и Инсанова законодателей, после чего
начались чистки министров и органов местного самоуправления. Это дало
возможность президенту страны назначить на руководящих должностях страны своих
соратников, а также сторонников Гейдарова.
Согласно докладу, Ильхам Алиев гораздо меньше опирался на
местные кланы, нежели его отец. Речь идет об азербайджанцах Нахичевана
иммигрантах из Армении. Как уже отмечалось, арест лидера клана «Ераз» Инсанова
символизировал конец влияния в политике Азербайджана местных кланов. Тем не
менее, представители нахичеванского клана, а в меньшей степени также клана
«Ераз» продолжали занимать ключевые должности, однако их личная лояльность к
президенту стала еще более подчеркнутой. В отличие от Гейдара Алиева,
Алиев-младший предпочел видеть в своей команде скорее горожан, отличившихся в
Баку личностей, зачастую – преуспевающих бизнесменов.
В единоличном управлении страной Ильхамом Алиевым большую
роль сыграли нефтяные доходы, что привело также к увеличению влияния олигархов
и бизнес-сообщества.
На состоявшихся в октябре 2008г. президентских выборах в
Азербайджане Алиев с подавляющим большинством голосов (89%) сохранил за собой
президентское кресло, несмотря на недовольства и обвинения, связанные с фальсификациями
результатов. В отличие от выборов 2005г., в этой избирательной кампании
оппозиция не инициировала никакого серьезного общественного протеста. Тогдашний
содокладчик Совета Европы по вопросам Азербайджана Андрес Херкель отреагировал
на результаты выборов достаточно жестко: «это была хорошая попытка заплыва, но,
к сожалению, в пустом бассейне». В результате, Алиев смог укрепить свои
позиции, равно как и позиции своей команды. Алиев не ограничился этим: правящая
партия сразу взялась за конституционные поправки, согласно которым снимались
ограничения, запрещающие переизбрание президента на второй срок, и
предоставлялась возможность на неопределенное время откладывать очередные
президентские и парламентские выборы. Эти поправки были приняты в марте 2009г.
в результате спешно организованного референдума. Неслучайным было углубляющееся
в среде оппозиции недовольство тем, что Алиев ведет страну к монархии, а
некоторые оппозиционеры называли Алиева «шахом». Еврокомиссия также весьма
негативно отреагировала на эти конституционные поправки, назвав их «серьезным
регрессом в развитии демократии».
Отношения в правящей элите. Правительство носит характер
неофеодальной системы: президент страны распределяет полученные из прибыльных
отраслей экономики доходы, позволяет членам своей команды собирать
«неформальные» деньги и даже контролировать тот или иной район или территорию.
Властная система действует по принципу «сверху вниз». Правящая элита создает
вокруг себя аналогичные протекционные сети, назначая на ключевые должности
членов своей команды и родственников.
Президент страны выступает не только как распределитель
власти и доходов, но и отвечает за урегулирование проблем. С одной стороны, он
обеспечивает единство системы, выступая как связующее звено в конкуренции между
членами элиты, с другой стороны, как его отец, применяет тактику «разделяй и
властвуй» для достижения моноцентричную и единоличную власть. В результате, по
сути, ни один член команды Ильхама Алиева не известен, вместе с тем власть
Алиева зависит от тех людей, которые его окружают.
Во властной системе страны все еще влиятельны Рамиз Мехтиев
и его клан, который, согласно авторам доклада, считается самой
консолидированной силой в правящей элите. Не случайно, что в оппозиции
Р.Мехтиев известен как «серый кардинал» – за свое большое влияние во внутренней
политике. Как председатель комиссии государственной службы (Chairman of the
State Civil Service Committee), он считается ответственным за почти все
ключевые назначения в сферах госслужбы (включая законодательную и судебную).
Кроме того, он руководит антикоррупционной комиссией.
Вторыми по важности в правящей элите являются так называемые
«олигархи», в основном министры, пользующиеся поддержкой президента, что
обусловлено совместными интересами бизнеса. Если клан Мехтиева контролирует
значительную часть административных ресурсов государства, клан «олигархов»
управляет финансовым и экономическим сектором страны.
Третьей влиятельной силой элите страны является семья
президента, ключевую роль в которой играют дядя президента Джалал Алиев и его
сестра, Севил Алиева. Последние, по сути, маргинализированы, поскольку в свое
время поставили под сомнение власть Ильхама Алиева. «Реформистскую» ветвь клана
«семьи» возглавляет первая леди страны Мехрибан Алиева. Эта ветвь состоит из ее
родственников и сторонников.
Основные выводы: взгляд со стороны Армении. Международная
кризисная группа – не единственная авторитетная организация, которая в своих
годовых отчетах фиксирует, мягко говоря, достаточно «печальную» ситуацию для
азербайджанских внутриполитических, экономических и общественных развитий. Из
исследований международных авторитетных рейтинговых организаций можно
заключить, что, в отличие от стран Южного Кавказа и СНГ, рейтинговые показатели
Азербайджана в таблицах по экономике, политике, демократии, управлению
государством и пр. довольно низки. Результаты рейтинговых исследований и
докладов международных организаций показывают, что в последние годы в различных
рейтинговых тематических направлениях показатели Азербайджана, как правило,
занимают средние позиции в ряду стран СНГ и уступают результатам двух других
южнокавказских государств – РА и Грузии. Приведем несколько примеров: по данным
рейтингового исследования «Индекс экономической свободы», проведенного в 2009г.
авторитетным «мозговым центром» США The Heritage Foundation и газетой The Wall
Street Journal, в списке стран-членов СНГ Азербайджан занимает 5-е место (99-е
место в списке 183 стран). В отличие от включенных в доклад стран, лидирующих в
СНГ, – РА, Грузии (ныне – бывший член СНГ), а также Казахстана и Кыргызстана,
занимающих средние позиции, Азербайджан находится в списке в основном
несвободных стран с лучшим результатом в этой категории. В конце июня 2009г.
был обнародован доклад рейтингового проекта «Индекс провалившихся государств»
(Failed States Index) журнала «Foreign Policy Magazine» и организации «Fund For
Piece», в котором Азербайджан в основном сохраняет свои показатели, занимая с
84,6 баллами 56-е место среди стран СНГ. Что касается РА, то, как и в
предыдущих рейтинговых исследованиях «Индекса провалившихся государств», так и
в докладе 2009г. РА занимала лидирующие позиции среди стран СНГ.
Однако нужно отметить, что, к сожалению, до сих пор ни одна
из этих и других международных авторитетных организаций не констатировала, что
стабильность Азербайджана обусловлена не только внутренними развитиями, но и
внешней политикой. Еще точнее, политическая стабильность Азербайджана взаимосвязана
с вопросами обеспечения безопасности и стабильности южнокавказских и
региональных военно-политических процессов. Ни одна из этих международных
организаций в своих отчетах и докладах не отметила, что любой предвыборный
процесс в Азербайджане дестабилизирует армяно-азербайджанский переговорный
процесс и тем самым ставит под угрозу региональную стабильность. И в этом
контексте прошедшие в ноябре в Азербайджане парламентские выборы не стали
исключением. В то же время агрессивную политическую позицию Баку не следует
связывать только с предвыборными кампаниями, поскольку агрессивность Ильхама
Алиева в отношении РА и НКР стала традицией в деле укрепления в стране
единовластия и позиций клановой элиты. И после глубокого анализа трудно
представить, что азербайджанская сторона, несмотря на нарушения режима
прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил РА-Азербайджан и
НКР-Азербайджан, может предпринять серьезные шаги в вопросе решения проблемы
военным путем, и на то есть ряд существенных причин. Во-первых, Ильхам Алиев
четко осознает, что в случае возможного возобновления военных действий
большинство «лояльных» к нему сторонников ни на минуту не будут колебаться в
осуществлении смены власти и избавлении от господства шаха. В случае
возобновления войны Азербайджан окажется в состоянии внутриполитического
кризиса, вплоть до гражданских столкновений. Во-вторых, не сумев осуществить
серьезных социально-экономических реформ, Ильхам Алиев потерял доверие и
содействие общества, и в случае войны еще не ясно, какую позицию примет большая
часть общественности. В-третьих, возобновление военных действий поставит конец
нефтедолларовым потокам Алиева и его сторонников, которые пока что являются
главными предпосылками сохранения власти Ильхама Алиева.
Поистине, с учетом всего сказанного, вместо заголовка
«Азербайджан: уязвимая стабильность» уместнее пустить в оборот заголовок
«Азербайджан: стабильная уязвимость». Карен Веранян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.