Среда, 12.06.2024, 20:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 22 » Дорога в Европу пролегает через НПО: непризнанность Карабаха – более не препятствие
Дорога в Европу пролегает через НПО: непризнанность Карабаха – более не препятствие
11:57

Analitika.at.ua. В последние годы восприятие отношения Европы к нашему региону у многих ассоциируется исключительно с нефтегазовыми интересами и конкретными энергетическими проектами. Ничего удивительного в этом нет: Евросоюз, озабоченный насущными проблемами обеспечения своих потребностей в энергоносителях, во многом строит политику со странами бывшего соцлагеря исходя именно из этого фактора, при этом сознательно жертвуя многими своими основополагающими ценностями и принципами. Это данность, от которой не уйти и которую надо учитывать как фактор современной реальной политики.

 

Вместе с тем стоит вспомнить о другом отношении к Армении и Арцаху со стороны Европы, которое имело место 20 и более лет назад. Ностальгия в данном случае ни при чем, потому что, несмотря на всю прагматичность сегодняшней политики, это отношение время от времени проявляется и сегодня, возможно, несколько завуалированно, но вполне достаточно для того, чтобы понять скрытый мессидж Евросоюза. Только в этом году прозвучало два таких мессиджа, которые к тому же были высказаны открытым текстом. Можно ли рассматривать их как последовательность политики со стороны того же Евросоюза – другой вопрос, но что нельзя игнорировать – бесспорно.

 

В качестве примера недавнего прошлого приведу резолюцию Европарламента от 14 марта 1991 года, года, ставшего судьбоносным как для всего Союза, так и для армянского народа. Этот документ примечателен также тем, что был принят буквально в преддверии референдума о сохранении СССР, проведенного 17 марта, в котором Армения отказалась участвовать. Более того, он был принят в условиях практически начавшейся операции "Кольцо" - акта государственного террора со стороны Азербайджана и советского руководства по насильственной депортации армянских сел Арцаха. Ограниченность газетной площади не позволяет привести документ полностью, а жаль: резолюция 20-летней давности – классический пример того, как должна относиться Европа и европейская цивилизация к нарушению прав народа, к тому же исторически составляющего ее неотъемлемую часть и являющегося носителем европейских ценностей.

 

Приведем одну цитату из резолюции, которая абсолютно гармонично укладывается в нормы европейской демократии и международного права в вопросе самоопределения народа Арцаха. В пункте В-2 говорится: "Учитывая, что референдум 17 марта 1991г., который Армения постановила не проводить на своей территории, не принесет никакого решения проблемы Карабаха, где требуется провести специальный, иного характера референдум, способный на деле реализовать право населения этого региона на самоопределение".

 

Референдум, как известно, был в Карабахе проведен 10 декабря того же года, однако – увы! – еврочиновники оказались непоследовательны в отстаивании собственных принципов и по сей день игнорируют волю народа, выраженную в итогах голосования. Тем не менее 11 марта 1999 года тот же Европарламент принял еще одну резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой говорилось: "В сентябре 1991 года НКАО декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших союзных республик". Тем самым подтвердив международно-правовую обоснованность провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики по аналогии с другими союзными республиками.

 

Вернемся теперь в наши дни. Казалось бы, полностью укладывающаяся в интересы нефтяной дипломатии политика Евросоюза сегодня уже не предоставляет существенного повода для того, чтобы заподозрить ЕС в проявлении практической заинтересованности в юридическом признании Республики Арцах. Вместе с тем еврочиновники время от времени дают основания для иного толкования собственной позиции, заявляя о готовности установить контакты с НКР на общественном уровне. В нынешнем году таких мессиджей было несколько, если не считать участившиеся визиты в регион европейских чиновников как на уровне отдельных государств, так и ЕС в целом - чего стоит один только недавний визит французских депутатов, высказавших весьма недвусмысленные суждения о статусе и исторической принадлежности Арцаха.

 

Так, в принятом в начале апреля нынешнего года Европарламентом "Резюме по политике Европейского соседства" содержался призыв к рассмотрению "прагматических инициатив и инновационных подходов, таких как неофициальные контакты и консультации с обществами отколовшихся территорий". На днях этот тезис получил фактическое развитие из уст председателя Международного европейского движения Диего Пинто. Выступая в Ереване в связи с намеченным на 20-21 октября в нашей столице форумом "Повышение роли гражданского общества в проекте Восточного партнерства", он заявил следующее: "Хотя ЕС не занимается вопросом урегулирования карабахского конфликта в рамках Восточного партнерства, однако это не означает, что представителям Карабаха запрещено участвовать в конференциях Европейского движения".

 

Для справки: Международное европейское движение (EMI) – надпартийная неправительственная международная ассоциация, наиболее известное объединение проевропейских неправительственных организаций. В настоящее время EMI объединяет 44 национальных совета и 23 международных организаций-членов. Добавим, что членами организации могут стать страны, входящие в Совета Европы. Вместе с тем EMI не закрывает двери и перед пока еще не признанными государствами – они могут получить статус члена-корреспондента организации. Таким образом, общественные организации НКР получают возможность наладить не просто контакты – это уже делается, но и непосредственно быть вовлеченными в программы европейского движения.

 

Как сообщил нам руководитель Европейского движения Арцаха Гайк Ханумян, организация пока не обращалась относительно членства в EMI, однако налажено постоянное общение и время от времени, по мере возможностей, представители Арцаха принимают участие в мероприятиях в Европе. Вместе с тем более тесное сотрудничество карабахских НПО с неправительственными структурами Европы, насколько нам известно, наталкивается на проблемы финансового характера. Поддержка со стороны ЕС, оказываемая представителям признанных стран, в данном случае, возможно, приветствовалась бы даже со стороны официального Баку, но при одном условии: если бы шла через представительство Евросоюза в Азербайджане. Что, естественно, однозначно неприемлемо для армянских сторон. В то же время, как подтвердил Ханумян, непризнанность Арцаха – более не проблема для участия в программе Восточного партнерства на уровне общественных организаций. Получается, что финансовая сторона вопроса остается единственным препятствием для вовлечения арцахских неправительственных организаций в тесное сотрудничество с европейскими коллегами.

 

Важность подобной работы диктует и заявленная активизация Евросоюза в карабахском урегулировании. В этом смысле деятельность гражданского общества НКР и его представленность в европейских структурах и мероприятиях служит сразу нескольким целям. Это демонстрация процесса становления демократии и гражданского общества в Карабахе, приверженности республики европейским ценностям, а также возможность наглядно показать все преимущества НКР перед Азербайджаном в этом контексте. А самое главное – это важный и неизбежный шаг на пути к международному признанию Арцаха и уже хотя бы в силу этого нуждающийся в поддержке и помощи как со стороны государства, так и спонсоров. Игнорирование подобной возможности, чем бы оно ни мотивировалось, попросту недопустимо. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 535
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru