Analitika.at.ua. Не так давно политкорректная европейская и мировая
общественность приветствовала начало процесса переговоров о присоединении
Турции к Евросоюзу на правах полноправного члена этой организации. В то же
время не совсем политкорректное большинство граждан в ряде ведущих стран
"старой Европы" отнюдь не в восторге от подобной перспективы, даже в
весьма отдаленном будущем. На это указывают многие социологические замеры. И
дело не в том, что нового, небогатого члена ЕС придется финансировать из
общеевропейского бюджета, и не в страхе, что турки будут отнимать рабочие места
у французов, немцев, итальянцев.
Образ исторической Турции, сложившийся в европейском
массовом сознании, ярче всего представляет известная картина Эжена Делакруа
"Резня на Хиосе". Каратели спокойно и деловито уничтожают беззащитных
людей. Так сказать, очищают жизненное пространство от чужеродного элемента.
Подобные эпизоды неоднократно повторялись в многовековой
истории Османской империи, которая вся выросла на костях порабощенных и
уничтоженных народов. Но трудно найти что-то подобное трагедии армянского
народа, совершившейся в 1915-1923 гг. Из 3 миллионов армян, проживавших на
территории Турции, примерно 1,5 миллиона было уничтожено (данные турецкого
писателя Орхана Памука; другие источники дают сходные цифры). Остальные
вынуждены были спасаться бегством и рассеялись затем по всему миру, за
исключением некоторого количества женщин, разобранных в качестве добычи по
турецким гаремам.
Истреблением мирного армянского населения занималась не
безумная варварская орда. То была хорошо продуманная и хладнокровно
осуществленная акция государства, возглавлявшегося реформаторским младотурецким
правительством, неоднократно заявлявшим о своем стремлении вести Турцию по пути
прогресса, ориентируясь на просвещенную Европу.
Правительства Англии, Франции и России тогда солидарно
признали совершившееся преступлением против человечества и цивилизации и
объявили о намерении привлечь к ответственности его организаторов и
исполнителей. Однако в хаосе, охватившем всю систему мировой политики и
международного права после Первой мировой войны и серии революционных
потрясений, Турции удалось избежать ответственности за осуществленный геноцид
армянского народа. Принявшая османское наследие Турецкая Республика сохранила
за собой земли и богатства, отнятые у истребленного народа, не выплатила
никаких компенсаций жертвам геноцида, не наказала виновных в чудовищных
злодеяниях. При этом Турция не стала изгоем в международном сообществе.
Разыгрывая сначала антиимпериалистические, а затем антисоветские карты, эта
страна в конечном итоге комфортно устроилась в структурах Североатлантического
альянса и получила статус стратегического союзника Соединенных Штатов.
Турецким опытом затем воспользовались в еще более широких
масштабах человеконенавистники "третьего рейха" и их подельники из
некоторых других стран. Отталкиваясь от этого опыта, Гитлер откровенно
рассуждал, что, дескать, при "окончательном решении еврейского
вопроса" на мировое общественное мнение не следует оглядываться. Пошумят,
а потом обо всем забудут. Как забыли об армянах, истребленных идейными предшественниками
гитлеровских палачей.
Германии и ее союзникам во Второй мировой войне пришлось
затем дорого заплатить и за холокост, и за другие преступления против
человечества. Германскому народу пришлось вынести тяжесть сурового покаяния,
прежде чем он был снова признан равным среди равных в семье цивилизованного
человечества.
Покаяние в прежних согрешениях и искреннее примирение всех
европейских народов легли в основу гуманной общеевропейской ментальности, без
которой невозможно было бы возвести здание нынешнего Европейского Союза.
Евросоюз в его нынешнем виде можно уподобить элитному
поселению, жителям которого не надо отгораживаться друг от друга прочными
оградами и запорами. Теперь в такой благополучной общности может появиться
новый обитатель, о котором точно известно, что он когда-то убил соседа,
завладел его имуществом, но сумел выкрутиться из неприятностей и совсем не
жалеет о случившемся.
После безнаказанного убийства армянского народа Турецкая
Республика осуществила и "окончательное решение" греческого вопроса.
Произошло это уже после завершения Первой мировой войны, на глазах
стран-победительниц, бывших формальными союзниками Греции. Сотни тысяч греков
вынуждены были бежать из Константинополя, Восточной Фракии, Ионии, где их
предки обитали более двух с половиной тысячелетий. В 1974 году,
воспользовавшись очередным удобным случаем, правители Анкары навязали и свое
решение в кипрском вопросе, захватив треть острова и изгнав оттуда прежних
обитателей. Турецкие власти в течение многих десятилетий не ослабляют хватку
репрессивного механизма, действующего на территориях Турецкого Курдистана.
Курдов, не желающих отказаться от своей национальной идентичности, фактически
выдавливают с исторической родины, где у них нет ни свободы, ни национальных
прав, ни сносных условий существования. Они сотнями тысяч рассеиваются по всему
миру. Когда в Турции совсем не останется курдов (как практически не осталось ни
греков, ни армян), и курдский вопрос можно будет окончательно закрыть.
Внутри самого турецкого общества практически нет разногласий
по отношению ко всем указанным сюжетам новой и новейшей истории. Это наглядно
проявилось в ходе судебного процесса над курдским лидером Оджаланом, когда
турецкая "улица" шумно выражала солидарность с властями и особенно с
присутствовавшими на суде родственниками карателей, погибших от рук курдских
партизан. Образованная часть турецкого общества прилежно озвучивает официальную
версию событий начала XX века, согласно которой армяне сами во всем виноваты, а
их депортация производилась по гуманным соображениям. Или же предлагает считать
армянскую трагедию печальным, но рядовым эпизодом Первой мировой войны. А на
войну, как известно, можно списать все что угодно. Подобные утверждения,
кощунственные по отношению к бесчисленным жертвам, содержатся в солидных
научных трудах и в школьных учебниках. Немногие турецкие историки и публицисты,
осмеливающиеся серьезно и объективно оценивать трагедию армянского народа,
вынуждены трудиться за пределами Турции, ибо на родине им грозит неминуемый суд
Линча.
Настроившись на вхождение в Европу, нынешние турецкие
правители все же вынуждены позаботиться хотя бы о внешнем облике своей страны в
глазах мирового и европейского общественного мнения. Поэтому в последние годы
предпринимаются некоторые меры по формальной демократизации и гуманизации
турецкого общественного уклада. О них широко извещают турецкие и европейские
СМИ. Эти новые веяния в турецкой внутренней политике слегка коснулись и
болезненной национальной темы. Сделаны незначительные уступки курдам. Заявлено,
что проживающим в Турции горсткам греков и армян предоставлены все права
национальных меньшинств. Более того, в начале этого года в Стамбуле открылся
Армянский музей. При его открытии прозвучали слова о том, что "армянская
община является неотъемлемой частью турецкого общества, а экспонаты музея -
очевидное свидетельство общей истории двух народов".
Можно сказать, что собирающийся жить в элитарном поселке
убийца заявляет теперь о теплых чувствах, питаемых к убитому. Он даже готов
бережно хранить и демонстрировать кое-какие вещи покойного в память о нем. Но
по-прежнему нисколько не раскаивается в содеянном. Факт армянского геноцида
Турция наотрез отказывается признавать. И тем более не собирается принимать на
себя какие-либо серьезные обязательства по долгу покаяния и искупления.
Продвигаясь к членству в Евросоюзе, турецкие правители
пользуются конъюнктурной поддержкой весьма влиятельных сил, как в Европе, так и
за ее пределами. Гордящиеся своим свободолюбием и человеколюбием, Соединенные
Штаты Америки издавна привыкли считать Турцию союзником и младшим партнером.
Поэтому Конгресс США регулярно топит все попытки принятия резолюции о признании
геноцида армянского народа, а вашингтонская администрация всячески поддерживает
Анкару в вопросе о вступлении в ЕС.
Между тем, процесс признания исторически достоверным фактом
армянского геноцида 1915-1923 гг. год от года охватывает все большую часть
мирового сообщества. Впервые соответствующая резолюция была принята парламентом
Уругвая в 1965 г., затем этому примеру последовали представительные органы
многих стран. Так, в частности, поступили канадцы - ближайшие соседи США, а
также ливанцы - близкие соседи Турции. Факт геноцида признали старые и новые
члены Евросоюза: Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Греция, Словакия.
Особо значимыми следует считать решения по данному вопросу,
принятые Национальным собранием Франции (в 2001 году) и германским Бундестагом
(совсем недавно). Таким образом, влиятельнейшие страны, основатели новой
европейской общности, связанные с Турцией тесными экономическими и
политическими связями, недвусмысленно выступили на защиту исторической
справедливости в вопросе о трагедии армянского народа, пренебрегая при этом
соображениями экономической выгоды и текущей политической конъюнктуры.
Геноцид 1915-1923 гг. однозначно признала и осудила
российская Государственная Дума в резолюции от 14 апреля 1995 г. Тем самым
Россия окончательно вернулась к принципиальной позиции, впервые озвученной еще
в заявлении царского правительства девяностолетней давности.
Удивительным диссонансом на этом фоне выглядит позиция
Государства Израиль. Отказ израильского Кнессета от выражения солидарности с
трагедией армянского народа, как считают, диктуется прагматическим нежеланием
испортить выгодные взаимоотношения с Турцией, а также стремлением подыграть
Вашингтону в щекотливом для него вопросе. Но, вероятно, имеются и другие
причины, исходящие из глубинных пластов израильской политической ментальности.
Утверждая за собой статус нации, наиболее пострадавшей от гонений в XX веке,
израильские лидеры как бы выводят свою страну за рамки обычных норм и правил,
утвердившихся в международных отношениях. Этот уникальный статус израильтяне
вовсе не хотят ослаблять, признавая судьбу другого народа подобной своей по
степени трагизма. Между тем, фактически солидаризуясь с палачами армянского
народа в вопросе, который Турция признает лишь как эпизод Первой мировой войны,
израильское общество может столкнуться и с такой версией истории XX века,
согласно которой и холокост был лишь побочным результатом еще более жестокой
войны, Второй мировой.
Убийца и насильник, не понесший наказания и не раскаявшийся
в содеянном, не сможет пользоваться полным доверием своих соседей. Каждый из
них невольно думает: а вдруг он когда-нибудь примется за старое?
Если Турция искренне стремится в Европу, она, в принципе,
может со временем стать полноправным и уважаемым членом Евросоюза. Но произойти
это может далеко не так скоро, как рассчитывают нынешние правители Анкары и
вожди евробюрократии. Сначала турецкому государству и турецкому обществу
придется пройти тяжкую процедуру покаяния, как это сделала Германия.
Турции нужен свой Нюрнберг за события 1915-1923 гг. и за
некоторые другие эпизоды новейшей истории. Только признав, осудив и хоть в
какой-то мере искупив все свои давние и не слишком давние грехи и преступления
против других народов, турецкое общество может войти на равных в состав великой
европейской общности. Александр Головков, Роман Кодратьев. bcm.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.