Главная » 2012 » Февраль » 9 » Драка у армянской школы в Тбилиси: плоды реформ или результат национальной политики?
Драка у армянской школы в Тбилиси: плоды реформ или результат национальной политики?
00:23
Analitika.at.ua. Система образования Грузии за последние 7-8 лет
претерпела несколько волн реформ, начиная с новшеств, введенных бывшим
руководителем фонда Сороса в Грузии Александром Ломая, кончая инициативами
бывшего министра исполнения наказаний Дмитрия Шашкина. Вожжи дисциплины и
порядка то отпускали, то затягивали, пока в прошлом году не затянули их совсем.
До такой степени, что ввели в школах институт приставов и установили
видеокамеры.
Реформа выразилась и в изменении школьных программ, которые
должны были привести в соответствие с евростандартами. Учебники менялись почти
ежегодно. На начальном этапе эти стандарты внедрили в грузинских школах, причем
в первые реформаторские годы школам предоставляли самим выбрать учебные
пособия, по которым будут обучать детей. Затем стандарты распространили на
негрузиноязычные школы. И дети, обучающиеся в так называемых русскоязычных
секторах (чисто русских школ практически не осталось) должны теперь изучать
такие предметы, как география, биология или история, по учебникам, переведенным
с грузинского на русский язык. Причем, переводы эти по большей части очень
слабые, в текстах допускается множество ошибок, а содержание уроков дает лишь
поверхностные знания о том или ином предмете. Делается это якобы для того,
чтобы школьники больше работали с внешкольной литературой и искали знания в
книгах и компьютерах. Другой вопрос - что делать тем, у кого нет богатых
библиотек или компьютеров, и откуда черпать эти самые знания, если никто не
направляет. Это ведь школа, а не НИИ. Затем ввели обучение по изданным в Грузии
и переведенным с грузинского языка учебникам математики. А в будущем планируют
ввести единые учебники по русскому языку (в некоторых из которых, наряду с
разделом "Письмо", есть еще уникальный в своем роде раздел
"Говорение"). Следующим этапом стала так называемая аттестация
педагогов, и все было бы хорошо, но в результате такой аттестации большей
частью в школах остаются работать молодые учителя, опыт и знания которых порой
оставляют желать лучшего.
Все бы ничего, если бы родители не заметили, что уровень
знаний их детей с каждым годом не растет, а падает, и к 12-му выпускному классу
для учеников, которые собираются получить аттестат и поступать в вузы,
приходится нанимать репетиторов почти по всем сдаваемым предметам. Проявилась и
другая интересная тенденция. После увольнения директора той или иной школы, на
его место назначают отличившегося школьного пристава! Так посты директоров в
целом ряде школ Тбилиси заняли молодые люди 24-25 лет.
В рамках этого же бесконечного процесса реформ началась и
активно проводится так называемая оптимизация школ, в результате которой только
в Тбилиси уже закрылись несколько общеобразовательных учреждений. Причиной
оптимизации называют малочисленность контингента учащихся, а в результате нее
укрупняют другие школы, в классах которых в результате слияния с закрытыми
школами сидят по 36-40 учеников. После такого слияния в одной из школ Тбилиси
был почти полностью уволен весь контингент педагогов и набраны учителя,
переведенные сюда из закрытой школы, так как директором объединенной школы был
назначен бывший директор закрытой школы (в прошлом пристав).
Драка у школы №104 в Тбилиси (армяноязычная школа,
единственная на сегодня в столице Грузии), о которой сообщалось, и в целом
ситуация вокруг этой школы, с одной стороны, как бы вытекает из процесса
реформы системы образования, а с другой, как утверждают родители учеников,
приобретает определенный политический оттенок. По словам одного из родителей
Юрия Мкртумянца, это была не просто драка, а нападение, которое обусловлено
проводимой в последние годы политикой, направленной на закрытие этой армянской
школы. Инциденты случались и раньше, но не в форме прямого нападения на
учеников, а в виде ночных погромов или выходок пьяных хулиганов в отношении
родительниц, ожидающих детей в фойе школы. Мкртумянц подозревает, что власти
хотят убрать из центра Тбилиси армянскую школу и в течение предыдущих 8 лет
предпринимали определенные попытки, которые желаемых результатов не дали, а
сейчас перешли к открытой расправе.
Из рассказа Мкртумянца выясняется, что ситуация в школе
особенно обострилась после того, как туда поступил сын переехавшего из Еревана
бизнесмена, который задирал местных школьников, а потом угрожал им расправой и
даже приводил на помощь взрослых мужчин, которые наносили школьникам
оскорбления. Драка у школы, по словам родителя, произошла после того, как
"приезжий" сын бизнесмена после очередного конфликта с другими
учениками назначил им встречу со своими взрослыми "покровителями".
Вызванные на встречу отказались идти туда, и "покровители" явились
сами. Все они, по словам Мкртумянца, были взрослые молодые мужчины, не из того
района, в котором находится школа, потому что их никто не знал. Драка
происходила у супермаркета "Попули", причем в таком месте, которое не
просматривается видеокамерами. За ней наблюдали несколько десятков человек, а
полиция приехала через 15 минут, после того, как туда позвонили несколько
очевидцев.
"Я пришел в школу за дочерью, потому что на фоне всех
этих событий мы стараемся ее сопровождать, и увидел, как завязалась эта драка.
Молодые незнакомые мужчины избивали школьников, среди которых были и мои
сыновья. Я выбежал к супермаркету и попытался успокоить дерущихся, но получил
от нападавших несколько ударов в лицо. При всем этом присутствовал директор
школы. Тут же была и наш школьный пристав, девушка, которая и вызвала
полицию", - рассказывает родитель. Мкртумянц считает, что власти пытаются
"замять" это дело, не предавать его широкой огласке, так как боятся,
что "ниточка следствия доведет и до них".
Директор школы, молодой человек Артур Мурадян (тоже бывший
пристав) заявил, что он лично очевидцем этой драки не был. Он категорически
опровергает вероятность конфликта на этнической почве и считает, что это была
обычная драка между школьниками, которые случаются не только в этой конкретной
школе, но и в других школах. Директор заявил, что по данному делу заведено
уголовное дело, ведется следствие. Ему также известно, что одна сторона
конфликта уже была допрошена, и полиция продолжает расследование. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.